К отходам нет подхода

11.03.2017 18:21

Работа по обращению с твердыми бытовыми отходами будет передана бизнесу в 2019 году. По подсчетам Минприроды РД, инвестору придется вложить порядка 7 млрд рублей, чтобы работа полигонов была приведена в соответствие с законодательными нормами.


Факты

Ежегодно в Дагестане образуется свыше 1 млн тонн отходов, под которыми занято более 350 гектаров земель. В республике нет ни одного лицензированного полигона по складированию твердых бытовых отходов. Практически все свалки в республике эксплуатируются с нарушением экологических норм и требований. По оценкам специалистов Министерства природных ресурсов Дагестана, на объектах не проведены инженерно-геологические и гидрологические исследования, нарушена процедура определения места участка для складирования ТБО, не соблюдается технология захоронения отходов. На полигонах не осуществляется производственный контроль, не проводится мониторинг состояния окружающей среды, не ведутся учет и отчетность движения отходов, не разработан проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение. Свалки организованы без проведения экологических и санитарных обследований земельного участка. Нет положительного заключения государственной экологической экспертизы и санитарно-эпидемиологического заключения. Нет проекта полигона и его оборудования в соответствии с экологическими и санитарно-эпидемиологическими требованиями, разработанного регламента и режима работы полигона. Отсутствуют специально вырытые котлованы для складирования ТБО. В составе бытовых отходов прослеживаются медицинские и биологические отходы. Легкие фракции отходов, подхваченные ветром, животными, разносятся по прилегающим территориям на расстояние сотен метров. Практически ко всем свалкам отсутствуют благоустроенные подъездные пути, нет дезинфицирующих барьеров, ТБО не уплотняются, не присыпаются грунтом. Возгорание мусора приводит к выбросу в атмосферу вредных для здоровья человека веществ — диоксинов.

«Единственный полигон в Кизляре внесен в государственный реестр размещения отходов как объект, на который вывозятся отходы V класса опасности. А по V классу лицензия не требуется, — рассказывает «Новому делу» начальник управления охраны окружающей среды Минприроды РД Мурад Темиров. — Теоретически на полигоне складируют только бытовые отходы, а фактически везут все, не делая различий по классу опасности».

Всего определены пять классов опасности отходов. К первому относятся ртутьсодержащие, ко второму — аккумуляторные батарейки, к третьему — отработанные масла и фильтры, к четвертому — нефтесодержащие отходы, все остальное — к пятому. По данным Минприроды за 2015 год, свалки пополнились отходами I класса примерно на 4 тонны, II класса — более 16 тонн, III класса — 1203 тонны и IV — 20123 тонны.

Косность муниципалов

Сегодняшняя ситуация с утилизацией ТБО сложилась из-за непродуманных действий муниципальных органов власти, которым законодатель передал полномочия, считает Темиров. На его взгляд, ситуация в Дербенте может служить ярким тому примером. Перенеся свалку из пригородного поселка Пинхаскала в район близ сел Хазар и Нижний Рукель, власти избавили одних людей от проблем и подарили их другим. За организацию незаконной городской свалки Минприроды РД просит суд взыскать с администрации Дербента 15 млн рублей. В иске ведомство требует закрыть свалку и провести рекультивацию земель.

Несанкционированный полигон у села Хазар был организован в 2014 году. «Новое дело» подробно освещало эту проблему и предвидело такой исход. Ранее городской полигон располагался в пригородном поселке Пинхаскала, вплотную к жилым домам. Поселок утопал в мусоре и дыме от вечно тлеющей свалки. В конце 2013 года при поддержке «Нового дела» людям удалось добиться переноса полигона на новое место. Территория под свалку была отведена еще в 80-е годы, но администрация Дербента бездействовала, ссылаясь на нерасторопность Министерства имущества и земельных отношений, которое затягивало передачу земель.

Прежде чем переносить полигон на новое место, Дербенту необходимо было подготовить территорию, получить разрешительные документы, считает Темиров. Надо было выждать немного времени, разработать проектно-сметную документацию, внести в реестр, провести искательные работы.

«Если бы все было сделано, мы бы получили полигон, а на сегодня это свалка. Вся беда в том, что косность муниципалитетов не позволяет им работать. Посмотрите по факту, сколько предприятий создано благодаря муниципалитету. А ведь на этом уровне можно было снять большинство вопросов», — отмечает Темиров.

Интересная ситуация складывается с махачкалинским полигоном. Еще в 2015 году было принято решение перенести его в район поселка Талги Буйнакского района. Выделили земельный участок площадью в 10 гектаров. Земли передали городу. Дальнейшая работа зависела от администрации Махачкалы.

«Специалисты геологии и гидрологии дали свое заключение, что в этом месте можно расположить полигон, — рассказывает Мурад Темиров. — Но позже, когда город стал заниматься этим вопросом, озвучили, что строительство полигона на данном участке нецелесообразно, так как достаточно близко располагаются подземные воды. И посредством ОАО «Гипрогор», который делал генплан города, предложили как вариант выделить земельный участок на территории Карабудахкентского района. Причем участок, куда планировалось свозить отходы, располагался в 50 км от Южного поста Махачкалы. По информации мэрии, якобы на этом участке благоприятная гидрология и геология. Мы запросили заключение экспертов, и оказалось, что гидрологический рельеф сложнее. На участке в Буйнакске подземные воды расположены на глубине более 500 метров. Имеется слой суглинки, это природная подушка, которая не позволяет воде просачиваться в почву».

Нелицензируемые отходы

По словам экологов, отходы содержат большое количество влажных органических веществ, которые, разлагаясь, выделяют гнилостные запахи и фильтрат. При высыхании продукты неполного разложения образуют насыщенную загрязнителями и микроорганизмами пыль — от 300 млн до 15 млрд на один грамм сухого вещества. В результате происходит интенсивное загрязнение воздуха, водоемов, почв. Микроорганизмы эти являются возбудителями гепатита, туберкулеза, дизентерии, аскаридоза, респираторных, аллергических, кожных и других заболеваний. Всем этим мы с вами дышим. Усугубляют ситуацию медицинские и биологические отходы, утилизация на полигоны люминесцентных и ртутьсодержащих ламп, электронного лома. Система раздельного сбора, существовавшая в Советском Союзе, не работает в нынешних реалиях. В 2012 году в Махачкале открывали мусоросортировочный завод, но производство оказалось нерентабельным.

«В процессе работы возник вопрос, куда девать сырье, — рассказывает генеральный директор ООО «Синтэко-Н» Ахмед Мунгиев. — Реализовать было некуда, возить, к примеру, картон на картонажную фабрику в Майкоп невыгодно. Предлагали даже бесплатно забирать. В результате получилось, что мы занимаемся тем же, что бомжи, сортирующие мусор на полигонах. Завод пришлось закрыть. Потом создали полигон по утилизации нефтяных отходов. Проект оказался успешен».

В Махачкале клининговые предприятия неоднократно пытались привить культуру сортировки мусора, но инициатива не нашла отклика у граждан.

«Когда существуют современные системы сортировки, которые разделяют отходы по фракциям, гражданам сортировать бытовой мусор по пакетам нет смысла, — считает Темиров. — Пройдет не так много времени, станет не хватать вторичного сырья — картона, стекла, пластика. То же, что происходит сегодня с металлом».

Однако реальность такова, что реализованных проектов в республике мало. Перспективы есть у предприятий, занимающихся утилизацией медицинских отходов, отмечают специалисты. Парадоксально, но это единственный вид отходов, который не требует лицензии. Не так давно утилизацией медицинских отходов в республике занимался только ООО «Шалфей», но сегодня на рынке имеются около пяти подобных организаций, с которыми государственные медицинские учреждения заключают контракты.

«Работа таких организаций, как наша, заключается в перевозке медотходов до места утилизации, — отмечает представитель компании «Шалфей». — Ближайший пункт расположен в поселке Иноземцево Ставропольского края. Наши услуги стоили 177 рублей за кг. Большая часть суммы — транспортные расходы. После того как появились организации, которые предложили цену ниже, от нас многие ушли. В конце прошлого года на заседании в Минприроды РД показали ролик о том, что в Каспийске открыт цех по переработке медотходов, и рекомендовали заключать договоры с этой организацией. Минздрав последовал совету и настоятельно рекомендовал своим учреждениям это предприятие».

В компании считают, что нездоровая конкуренция окончательно отобьет у них клиентов.

«Нашему учреждению утилизация медотходов обходилась дорого, — рассказывает главный инженер Республиканской клинической больницы Мухтар Магомедов. — Мы также утилизировали через Ставропольский край. В год накапливалось около 200 кг мусора. Учитывая все нюансы, полгода назад пришли к выводу, что дешевле купить крематорий и организовать утилизацию на своей территории».

Если с государственными учреждениями есть уверенность, что медотходы утилизируют как надо, то с частными организациями ее нет.

«По закону у них надзорные каникулы, — отмечают в Роспотребнадзоре РД. — Проверка возможна только по жалобе. Но если нарушение будет установлено, юрлицу грозит штраф в размере 270 тысяч рублей».

Частная инициатива

В 2015 году проект студентки Аминат Мансуровой «Сдай батарейку» стал победителем грантового конкурса молодежных проектов Всекавказского молодежного форума «Машук».

«Однажды прочитала, что батарейки нельзя выкидывать. Начала собирать те, что были дома. В какой-то момент поняла, что с этим надо что-то делать, — говорит Мансурова. — Прежде всего рассказать, что маленькая батарейка приносит много вреда и привлечь людей к этому делу».

За полгода в Дагестане набралось 24 кг батареек. Акцию поддержали в Кабардино-Балкарской Республике. Там за 4 месяца собрали 12 кг. И это притом, что часть контейнеров украли, отмечает Мансурова, предположив, что это работающие батарейки.

«Первоначально собранное хотели отправить напрямую в Челябинск, но завод отказался от работы с физическими лицами, и пришлось искать ближайший пункт, — рассказывает Аминат. — Пункты в Ростове и Краснодаре закрылись. Отвезли в Москву. На доставку ушло около 10 тысяч рублей».

Затянувшийся процесс

Сфера обращения с отходами очень медленная, говорят специалисты. С одной стороны, проблема в поиске инвестора, с другой — в сроках реализации проекта.

К примеру, в Каспийске строительство мусороперерабатывающего завода завершено, сейчас вопрос в получении лицензии. Процедура достаточно сложная и длительная, занимает от 3—6 месяцев до более 2 лет. Или другой пример — Кизлярский электромеханический завод, который два года назад приобрел оборудование для демеркуризации ламп. Это даст возможность утилизировать лампочки любых видов, в том числе и ртутьсодержащие. Оборудование смонтировали и должны были получить лицензию, но все зависло на уровне Роспотребнадзора.

«В ходе проверки Роспотребнадзор выявил нарушения, — рассказывает начальник бюро социальной инфраструктуры КЭМЗ Магомед Якубов. — Не соответствовали два пункта: санитарно-защитная полоса (цех располагался достаточно близко к жилым домам) и отсутствовала асфальтированная площадка. Мы неоднократно обращались в Роспотребнадзор, но вопрос решить не удалось. Решили перенести оборудование на новую территорию. Обратились в Роспотребнадзор, чтобы они предоставили специалиста, который подскажет, как все организовать в рамках закона».

Остались на бумаге

7 февраля 2012 года постановлением правительства РД была утверждена Республиканская целевая программа «Комплексная система обращения с отходами и вторичными материальными ресурсами РД на 2012—2016 годы». Объем финансирования мероприятий программы планировался в сумме около 7,8 млрд рублей, в том числе за счет бюджета Республики Дагестан — 82,5 млн рублей, местных бюджетов — 1 млрд рублей и внебюджетных источников — 6,7 млрд рублей. Предполагалось стабилизировать и улучшить экологическую и санитарно-эпидемиологическую обстановку на территории республики за счет снижения уровня негативного воздействия твердых бытовых отходов на окружающую среду и население, создать систему обращения с ТБО и вторичными материальными ресурсами, внедрить современные системы сбора, сортировки, переработки, утилизации и захоронения отходов, отходоперерабатывающие комплексы и т.д. Программа так и не была реализована. Создали новую — «Охрана окружающей среды» с подпрограммой — «Обращение с отходами». Основная часть положений была скопирована с предыдущего документа, но выделение средств не планировалось. Решение проблемы должно было лечь на муниципалитеты, а панацеей должен был стать инвестор.

В 2014 году полностью поменялось законодательство об отходах. Теперь ответственность возложена на бизнес в лице регионального оператора, который должен осуществлять деятельность по обращению с отходами. Первоначально предполагалось, что региональный оператор заработает 1 января 2016 года. Однако в течение 2015 года ни один нормативно-правовой акт на федеральном уровне не был принят. Законодательную работу завершили в конце 2016 года, согласно которой региональный оператор начнет свою работу только в январе 2019 года.

«Будет проводиться конкурсный отбор по выбору регоператора, но уже сейчас возникает проблема. Чтобы участвовать в конкурсе, участник должен зарегистрироваться и подать документы на сайте Министерства регионального развития России, но данный сайт не позволяет разместить документацию».

Оператор — это юрлицо, которое имеет финансовые средства и опыт работы в данной сфере. В его обязанности будет входить организация сбора, утилизация, захоронение бытового мусора. Теоретически все расписано правильно, но как все будет организовано на практике с учетом региональных особенностей? Не исключено, что регоператор будет заключать договор с различными организациями по утилизации отходов. С реализацией закона могут возникнуть проблемы, и тогда регоператор не станет панацеей от всех бед. Создание полигона — достаточно дорогостоящее дело. Его стоимость при размещении мусоросортировочных линий, переработки и захоронения, по оценкам специалистов, может достигать 1 млрд рублей. А согласно территориальной схеме обращения с отходами, которую придется реализовывать региональному оператору, затраты оцениваются в 7 млрд рублей. Предполагается строительство четырех межмуниципальных полигонов: в Хасавюрте, Махачкале, Кизилюрте и Дербенте, площадь каждого из них составит не меньше 20 гектаров. А в муниципалитетах будут созданы площадки временного хранения отходов. Без лицензии законодатель позволяет хранить мусор до 11 месяцев. Это не дает аккумуляции большого объема мусора на одном месте, и снижается нагрузка на мусоропереработку. Вопрос сейчас в поиске инвестора и регионального оператора в одном лице. А эта задача для республики достаточно сложная.
Знаете больше? Сообщите редакции!
Телефон +7(8722)67-03-47
Адрес г. Махачкала, ул. Батырмурзаева, 64
Почта [email protected]
Или пишите в WhatsApp +7(964)051-62-51
Мы в соц. сетях: