«Какого инвестора не хватает республике?»

25.06.2025 00:00
фото: Федерал Пресс

Глава Дагестана Меликов: «Какого инвестора не хватает республике?»

 

С таким заголовком вышло интервью Сергея Меликова изданию «Федерал Пресс» во время нахождения на ПМЭФ.

 

Сергей Алимович, разрешите начать с одного из самых острых вопросов. Вопрос связан с ЧП на заправках. И как будто бы есть запрос у потребителя и у населения на то, чтобы в республику пришел уже такой системный игрок, который бы строил эти заправочные станции по понятным правилам, с нормальным качественным топливом, с соблюдением всех норм, с обеспечением безопасности для населения. Просматривается ли такая перспектива?

 

— На самом деле, конечно, здесь должна быть, как вы правильно сказали, крупная группа, крупный оператор, который зарекомендовал себя уже в этой отрасли во многих других регионах. На форуме в 2023 году мы подписали соглашение с «Газпром газомоторное топливо» по созданию ряда заправочных комплексов в рамках развития транспортного коридора Север – Юг вдоль федеральной трассы, которая сегодня реконструируется и ремонтируется, Р-217.

 

Это соглашение в силе. Обязательства выполняются как нами, так и нашими партнерами. Но реализация этого проекта совпадает со сроками реконструкции трассы. А реконструкция трассы, перевод ее в первую категорию и строительство или создание придорожной инфраструктуры возможно будет только тогда, когда будут завершены основные строительно-монтажные работы по самому дорожному полотну.

 

Как говорится, не дожидаясь этого долгосрочного проекта, сегодня мы подписали соглашение и договорились о франшизе, которую Дагестан получает от «Татнефти». В рамках этого мы уже в этом году создадим четыре-шесть заправочных комплекса, а в последующем году подобных сетевых заправок в республике будет около 20. Ну и параллельно с этим, наверное, мы от схемы франшизы будем переходить к схеме уже стационарных заправок самой компании.

 

Действительно для Дагестана это важно, потому что ее даже системой нельзя назвать то, что у нас сегодня по автозаправочным комплексам есть, это не соответствует ни общепринятым нормам правил, ни, скажем, требованиям биржи по определению цен, ни качеству топлива, которое сегодня становится востребованным не только для дагестанцев, но и для многочисленных туристов, которые совершают автовояжи.

 

Поэтому я думаю, что в этом отношении мы серьезно продвинулись в рамках договоренностей на этом форуме и уже приступаем к практической реализации этих договоренностей.

 

Продолжая тему инфраструктуры: большое значение для республики имеет туристическая инфраструктура. Я знаю, что в республике она активно развивается. Вместе с тем есть еще такая практика, которая опробирована на проекте «Новая Анапа» – с нуля построенный курортный город на берегу моря. Подобного рода проект, я знаю, есть в Крыму. Дагестан для себя рассматривает ли реализацию такого опыта или больше сосредоточен на развитии текущих туристических точек и узлов?

 

— Здесь должен быть достигнут синергетический эффект, потому что мы не можем сегодня не развивать существующие туристические локации, потому что они очень востребованы.

 

И сегодня мне задали вопрос, как я прогнозирую увеличение туристического потока в Дагестане. Я никак его не прогнозирую, я точно знаю, что он увеличивается с каждым годом. И на самом деле, если такой запрос есть, то мы должны соответствовать этому запросу, именно в плане создания хорошей инфраструктуры для туристов.

 

Поэтому идем по двум путям. Мы развиваем уже востребованные у туристов локации, которые в Дагестане есть. Это прежде всего город Каякент, Сулакский каньон, который сегодня является не только каньоном и не рестораном «Главрыба». Это еще и пещерный комплекс, и парк, который мы в ближайшее время будем открывать в районе каньона. Ну и такие уже ставшие весьма востребованными локациями, как Гунип, как Салтинский водопад и другие.

 

В этом отношении мы действительно пытаемся уже существующие туристические локации дополнить современной инфраструктурой, как вот по Сулакскому каньону мы это делаем, потому что мы от этого никак уже не откажемся. Это такие тропинки, проторенные туристами, и они уже не зарастут точно. Вторая часть этой синергетической истории, это то, что мы уже в 2022 году стали понимать, что прирост потока будет добавляться, прибавляться с каждым годом.

 

Поэтому вот такими отдельными историями мы не сможем сделать Дагестан в полном объеме туристически привлекательным и не сможем весь туристический потенциал освоить, потому что все-таки мы не должны в этом отношении забывать о том, что помимо каньона, помимо бархана, помимо Дербента есть еще самое главное преимущество Дагестана – это море.

 

Что бы ни говорили, это чистое море, это чистые пляжи, это песчаные дюны, которые сегодня не освоены. Поэтому в 2022 году на форуме в Владивостоке мы предложили президенту страны концепцию создания опять же города-курорта Каякент. Это достаточно большая площадь, участок прилегающий к морю, в котором имеются все комфортные условия для его развития.

 

Наше предложение было поддержано, но потом в результате определенных технических решений мы его изменили, и сегодня, в первую очередь, у нас в программе находится не город-курорт Каякент, а Каспийский прибрежный кластер. Это несколько южнее и ближе к Дербенту. Шесть с половиной километров песчаного пляжа, который будет объединен единым променадом, под который уже сейчас создается единая инфраструктура и куда заявляются весьма серьезные резиденты, дабы в последующем получить лоты и развивать их уже в качестве инвесторов.

 

Поэтому мы изменили эту концепцию, она вошла в президентскую программу «Пять морей и озеро Байкал». Пятое море – это именно наше море, и в этом отношении я думаю, что у Дагестана очень хорошие перспективы даже перед другими проектными решениями, которые в этой программе существует. Сегодня Каспийский прибрежный кластер уже движется в своем развитии. Первым этапом было создание инженерной инфраструктуры. Сейчас завершаются проектные работы, которые проводит корпорация «Кавказ.РФ».

 

Думаю, что в ближайшее время мы получим заключение госэкспертизы, и «Кавказ.РФ» приступит к созданию инфраструктуры для всех резидентов, участвующих в этом проекте. Параллельно с созданием инфраструктуры резиденты приступят к строительству мест отдыха.

 

Это отели, причем там предусматриваются все категории: от премиум класса до, если вниз идти, однозвездочных отелей, которые могут быть востребованы любыми категориями граждан России. Плюс предусматриваются вопросы, связанные с апарт-отелями, с востребованностью глэмпингов, ну и так далее. Всесторонний план по развитию этого земельного массива существует.

 

Многие спрашивают, когда он будет реализован. Мы надеемся, что первые отели будут уже сданы в эксплуатацию к концу 2027 года, а в целом этот проект мы предусматриваем по завершению, ну скажем так, 2030−2032 год, в зависимости от неких, опять же, технических моментов, которые могут повлиять на сроки сдачи.

 

Вот там мы предусматриваем в том числе наличие тех объектов, которые можно будет использовать для проведения различных конгрессных мероприятий, в том числе, почему бы и нет, и проведение там Кавказского экономического форума.

 

Сколько примерно отелей будет в этом кластере?

 

— Около 20 отелей, опять же говорю, разного класса, Но тем не менее в ходе уже проектных решений самих резидентов они могут быть либо объеденены, либо разъединены, поэтому пока такую цифру называют.

 

Я правильно понимаю, что Каспийский кластер решает одновременно две проблемы? Обновление инфраструктуры, создание ее с нуля, с одной стороны. С другой стороны, поскольку текущие населенные пункты не могут вместить в себя такое большое количество отелей для туристов, было принято решение о развитии?

 

— И здесь просто потенциально востребованные земельные массивы на побережье. Они не могут пустовать, их просто же надо реализовывать, чтобы эта земля работала, дышала, приносила пользу и приносила в конечном счете пока потенциально, а потом реальный доход, как в бюджет республики, так и в бюджет тех районов, на территории которых эти проекты будут реализованы.

 

Вообще, считается, что инвестиции, которые привлечены в туристическую сферу, у них срок покупаемости достаточно длинный. Вот с учетом этого фактора, насколько активный инвестор идет в такие проекты сегодня?

 

— Раньше шел гораздо активнее, но после той ставки, которую сегодня ЦБ определил, по понятным причинам эта активность несколько снизилась, поэтому мы очень рассчитываем, что банки, как и сейчас (у нас хорошие партнерские отношения со Сбером и с ВТБ и с другими крупными банками). Если они в этом отношении будут продолжать идти навстречу тем инвесторам, которые хотят вложить туда средства в такой длинный возврат этих инвестиций, это будет хорошо.

 

Главное, чтобы эта политика продолжалась. Это особая экономическая зона, то есть там созданы определенные преференции, в том числе налоговые. Поэтому очень рассчитываем на то, что банки будут поддерживать предпринимателей, желающих работать в этой сфере.

 

Продолжая тему инвестиций: я знаю, что Дагестан – это не только туризм, но есть еще и промышленные секторы экономики и так далее. Как сегодня выглядит инвестпортфель республики? Какие секторы в наибольшей степени привлекают инвестиции? Хотелось бы его поменять, например, или открыть какие-то новые секторы, к которым вы присматриваетесь? Есть ли какая-то планка, к которой вы стремитесь по притоку инвестиций?

 

— Мы готовы эту планку повышать настолько, насколько это возможно. Но сегодня нам в этом отношении, может быть, даже не вторым по отношению с банками, а первым препятствием является инфраструктурное ограничение, которое в Дагестане есть. Вы знаете системную проблему с энергетическим комплексом. Это одна из ведущих отраслей инфраструктуры.

 

У нас на сегодняшний день не окончательно решены вопросы с водоснабжением, они только в стадии решения. То есть мы проводим сейчас водовод Черкей – Махачкала –Каспийск, после пуска которого, по сути дела, половина населения Дагестана будет обеспечена чистой водой. При этом нужно понимать, что это не просто строительство самого водовода, то есть не просто там запуск одной трубы, но и внутригородские, внутрипоселковые сети, которые тоже нужно будет потом развивать.

 

И, безусловно, когда мы говорим о подаче воды, мы должны думать и о водоотведении, о сбросе этой воды, то есть это строительство очистных сооружений.

 

Параллельно с этим мы испытываем определенные ограничения инфраструктурные в плане иных направлений, например, развития дорожной сети, хотя она динамично развивается, но это развитие нужно корректировать. Эти инфраструктурные ограничения мы стремимся решать в рамках стратегии развития Республики Дагестан до 2030 года, то, конечно же, по итогу инвестиций будет гораздо больше.

 

Потому что сегодня инвестор берет на себя обязательства по созданию некого объекта. Неважно, туристический это объект, или промышленный, или агропромышленного комплекса. А республика должна брать на себя обязательства по подаче инфраструктуры к этому объекту. Вот к этому мы пока не готовы. И инвестор на сегодняшний день, значит, тоже не готов за свой счет реализовывать те обязательства, которые, по идее, мы должны брать на себя.

 

Поэтому это основная задача, мы в течение четырех лет ее уже решаем, именно решаем, не оттягиваем из года на год, а именно решаем. Но что такое водовод построить? Это же не один, не два года, это огромная работа, в том числе по проектированию, по согласованию, дабы не было ошибок, дабы не было каких-то там финансовых просчетов, как это было раньше. Поэтому эта работа ведется параллельно, и там, где инвестор, или там, где мы инвестору готовы сегодня подать необходимое количество энергетики или газа, или обеспечить воду, или очистными сооружениями локального характера, туда инвесторы приходят.

 

Там, где нет, – ну, пока берем паузу для того, чтобы последующие какие-то перспективные вещи решать уже более объемно и качественно. Хотя инвестиционная привлекательность Дагестана сегодня растет, мы сегодня крупные, достаточно крупные инвестиционные проекты реализуем и в промышленных отраслях, и в агропромышленном комплексе, и, как мы уже говорили, в туризме, и даже в определенных социальных историях, для которых созданы условия.

 

Сергей Алимович, какого инвестора сегодня не хватает в республике?

 

— Ну, мне сложно сказать, какого не хватает. Потому что на самом деле сегодня инвесторы практически по всем направлениям могли бы найти свое применение и могли бы найти комфортные для себя условия в Дагестане при решении тех позиций, о которых я уже сказал. Что такое инвестиция? Это вложение свободного капитала с целью получения прибыли.

 

То есть мы, приглашая инвестора в республике, понимать, с чем он оттуда выйдет и как он будет использовать ту прибыль, которую он от того или иного проекта получит.

И нам интересны те инвесторы, которые потом полученную прибыль опять же будут вкладывать в создание каких-то новых проектов, как это делается в других регионах, в том числе, например, в Москве или в Санкт-Петербурге. Поэтому я не могу сказать, какого не хватает.

 

Я думаю, что мы для любого инвестора нашли бы достойные предложения, которые помогли бы ему зарабатывать и вновь вкладывать средства в развитие республики.

 

Что Владимир Путин подсказал Сергею Меликову

главные проблемы Дагестану доложенные президенту
01.02.2025 18:05

Глава Дагестана объяснил почему в республике не платят налоги

в интервью Forbes
11.09.2024 19:19

Сергей Меликов: "мы сегодня находимся в состоянии войны"

большое интервью о ситуации в Дагестане
26.02.2023 08:18

Владимир Васильев: мы делаем мощнейшие условия для рывка в экономике

очередное интервью для ННТ
04.08.2019 21:03
Знаете больше? Сообщите редакции!
Телефон +7(8722)67-03-47
Адрес г. Махачкала, ул. Батырмурзаева, 64
Почта [email protected]
Или пишите в WhatsApp +7(964)051-62-51
Мы в соц. сетях:
Смотрите также

Уход главного жилищного инспектора вызвал вопросы

почему ушел специалист из команды главы региона?

25.06.2025 01:35

Прошло тайное голосование по госпремиям главы Дагестана

где была самая высокая конкуренция

25.06.2025 00:59

За 5 месяцев парламент Дагестана принял 66 законов и 40 постановлений

дожил спикер

25.06.2025 00:41