Бюджет Владимира Васильева

03.11.2018 11:50

Как известно, в среду глава республики Владимир Васильев вместе с врио заместителя председателя правительства РД Гаджимагомедом Гусейновым в прямом эфире нескольких телеканалов отвечали на вопросы журналистов республиканских и федеральных СМИ, касающихся проекта бюджета РД на 2019 год.

Оговоримся сразу, подробно анализировать представленный проект мы пока не будем. Его еще предстоит предметно рассмотреть на заседаниях Народного Собрания РД, в ходе которых он, несомненно, будет откорректирован и «доведен до ума». Так что о бюджете мы будем писать еще достаточно долго. Сегодня же — самые общие впечатления от брифинга, в котором поучаствовал и корреспондент «НД».

Начнем с того, что в таком формате проект бюджета Дагестана обсуждался впервые. До этого журналисты лишь «сопровождали» обсуждение главного республиканского документа, не имея возможности вести диалог с руководством республики. Собственно, диалога не получилось и в этот раз, но, по крайней мере, представители СМИ получили возможность задать вопросы, ответы на которые позволяют понять, в каком направлении будет развиваться Дагестан в 2019 году.

Бюджет без Здунова

Как и ожидалось, никаких сюрпризов в этом плане проект бюджета не преподнес. Не раз и не два в последние месяцы «НД» писало о том, что правительство РД пока не смогло выработать сколь-нибудь внятного плана развития реального сектора экономики — единственного рычага, при помощи которого возможно уменьшить дотационность региона.

Скорее всего, именно поэтому проект бюджета представлял не Артем Здунов, что выглядело бы более логичным, а Владимир Васильев. Дело в том, что, по большому счету, обсуждаемый финансовый документ воплощает в жизнь личную стратегию главы Дагестана по снижению уровня дотационности республики. О том, как Васильев понимает борьбу с дотационностью региона, мы говорили достаточно много. 

Это, прежде всего, борьба с коррупцией и коррупционерами, попытки вывести бизнес из тени, совокупность мероприятий по увеличению собираемости налогов. Действия эти, безусловно, нужные и иногда действенные, но рассматривать их в качестве панацеи никак нельзя. Между тем именно они легли в основу будущего бюджета, став, по существу, его основным стержнем.

А поскольку при этом не предусмотрено сколь-нибудь значительных средств для развития реального сектора экономики, смело можно предположить, что республика еще долгие годы будет зависеть от федеральных траншей. Доля которых в структуре дагестанского бюджета продолжает неуклонно расти.

Как сообщил Гаджимагомед Гусейнов, доходы республиканского бюджета по сравнению с 2018 годом вырастут на 5,9 млрд рублей и составят 106478,8 млрд рублей. Прибавка при этом обеспечится в основном за счет федеральных трансфертов, которые вырастут как минимум на 4,9 млрд рублей. А поскольку, по словам Гусейнова, 300 млрд рублей еще не распределены по регионам, итоговая цифра может стать еще выше. Нетрудно подсчитать, что в будущем году уровень дотационности Дагестана станет еще больше (75,3% против 74,9% в 2018 году).

К слову, эти «дополнительные деньги» — исключительно заслуга Владимира Васильева, поскольку решение об их выделении было принято в ходе встречи главы региона с Владимиром Путиным. И это дополнительное основание для того, чтобы назвать нынешний дагестанский бюджет исключительно бюджетом Владимира Васильева.

Ставка на федералов

В ходе брифинга корреспондент «НД» смог задать Владимиру Васильеву два вопроса. О первом расскажем чуть ниже, второй же должен был стать маркером, показывающим, насколько сильно руководство региона озабочено развитием реального сектора экономики. Сформулирован он был так: «Планируется ли в будущем году выделение денег на цифровизацию агропромышленного сектора по примеру Краснодарского края, Самарской области, соседнего Ставрополья?». Отвечая на него, Гаджимагомед Гусейнов сообщил, что «в настоящее время разрабатывается федеральный национальный проект, который должен качественно изменить нашу жизнь. В нем будут заложены такие направления, как АПК, транспорт, другие отрасли экономики. Мы должны понимать, что должна быть соответствующая инфраструктура и это требует времени. Но для правительства РФ и правительства РД цифровизация экономики является основным приоритетом». Конкретного и прямого ответа корреспондент не получил, Васильев рассказал о надеждах, которые он связывает с назначением нового министра, порассуждал о перспективах отрасли, отдельно выделив виноградарство, отметил интерес к дагестанскому агропрому со стороны иностранных инвесторов.

Есть проблемы, самостоятельно решить которые республика не сможет при всем желании. В частности, на брифинге говорилось о том, что для того, чтобы обеспечить качественной водой жителей Буйнакска и Дербента, достигнута договоренность с федеральным центром о включении этих затратных объектов в соответствующую федеральную программу. Точно такая же договоренность, по словам Васильева, достигнута и по поводу строительства канализационного коллектора Махачкала — Каспийск.

Между тем цифровизация АПК в отдельно взятом Дагестане дело не очень затратное. Даже наш скудный бюджет легко может позволит реализовать этот проект, для которого по сути нужно совсем немного — соответствующее программное обеспечение и спутниковая антенна на здании Минсельхоза. Все это позволит в одночасье получить реальную картину в дагестанском АПК. И не только количество скота в хозяйствах и подворьях, но и данные по каждому полю, каждой культуре.

Больше того. Недавно белорусская компания OneSoil вышла на рынок с бесплатным мобильным приложением для смартфонов, позволяющим следить за состоянием полей и получать консультации специалистов в режиме реального времени. Четыре месяца назад этот проект запустился в Европе, месяц назад — в США.

Помимо реальной статистической картины цифровизация АПК позволит отслеживать каждый грант, выделенный фермерам, каждый инвестиционный проект. При этом возможность следить за расходованием грантов и кредитов получат не только чиновники, но и другие фермеры. Которые моментально сообщат по инстанции, если деньги будут тратиться не по назначению. Это моментально решит проблему с распилами и откатами и существенно оздоровит отрасль. Больше того. Мониторинг работы хозяйств позволит существенно увеличить налоговую базу АПК, крайне положительно отразится на наполнении бюджета.

Единственное, что нужно для этого, — понимание того, что без развития реального сектора с дотационной иглы слезть невозможно. И желание двигаться в данном направлении.

Налоги — наше все

Теперь про первый вопрос корреспондента «НД» Владимиру Васильеву. Касался он возможности государственной поддержки местных инициатив. Так, жители селения Сивух Хасавюртовского района за последние годы вложили в благоустройство села миллионы рублей. На днях жители одного из сел в Акушинском районе за свой счет отремонтировали дорогу. В связи с этим корреспондент «НД» поинтересовался, готовы ли власти поддерживать подобные инициативы?

Как выяснилось из ответа Васильева, пока не готовы. Власть сегодня интересуют инициативы граждан, поддерживающие проекты, спускаемые сверху. В качестве примера Васильев привел проект «100 школ», в рамках которого в прошлом году отремонтировали 117 сельских школ. По словам главы, эти дополнительные 17 школ прибавились исключительно благодаря инициативе неравнодушных граждан. И именно такие инициативы, по словам Васильева, будут поддерживаться и впредь.

Но в первую очередь, отметил глава, дополнительные средства будут выделяться муниципалитетам, нацеленным на развитие. «Мы сейчас инвестируем в тех, кто развивается. У нас есть районы, в которых более 20% составляет рост сбора налоговых и неналоговых платежей. Главы этих районов работают и добиваются результата, этих людей мы будем в первую очередь поддерживать. Там, где совсем плохо, конечно, будем оказывать помощь, но в целом с иждивенчеством мы намерены заканчивать. Мы ставили задачу — заменить коррумпированную часть чиновников, по сути — организаторов нецелевого использования денежных средств. Поэтому не трогали муниципалитеты, пока наводили порядок в высших эшелонах власти, в различных сферах. У нас принцип такой — помогать тем, кто старается, и заменять тех, кто не способен решать задачи». В общем, дополнительная помощь исключительно в обмен на дополнительные налоги.

Подводя итоги, можно смело соглашаться с разработчиками нового бюджета, называющими его социальным. До бюджета развития, как мы понимаем, республика еще не доросла. Да и планов развития у нашего правительства пока не видно. Поэтому имеем то, что имеем. Тем более что обсуждаемый бюджет представляется намного продуманней и реальней бюджета 2018 года.

P.S. Раз уж мы привели несколько цифр, определяющих параметры бюджета РД на 2019 год, справедливости ради отметим, что на самом деле доходная часть республиканского бюджета может оказаться значительно выше обозначенных 106478,8 млрд рублей. К ним дополнительно добавятся несколько миллиардов, обещанных Сулейманом Керимовым жителям Дербента. Дело в том, что согласно бюджетному законодательству Дербент может претендовать лишь на 16% этих денег, остальные пойдут в республиканскую казну. Владимир Васильев считает такой подход справедливым, «они что, там город Солнца строят что ли?». Гусейнов же дал понять, что вопрос окончательно не решен и торг с Керимовым вполне возможен. «В случае принятия республиканской программы по Дербенту, — сказал он, — часть денег из бюджета региона может быть направлена на нужды Дербента».
 

Знаете больше? Сообщите редакции!
Телефон +7(8722)67-03-47
Адрес г. Махачкала, ул. Батырмурзаева, 64
Почта [email protected]
Или пишите в WhatsApp +7(964)051-62-51
Мы в соц. сетях:
Смотрите также

Въездная арка с именем арестованного главы Кизилюрта

архитектурно-политическая акция

10.01.2024 00:20

Властям Махачкалы пора заняться политикой

"главным урбанистом стала полиция"

17.08.2023 00:00

В Дагестане идет самоудушение капиталом

интервью д.э.н. Сергея Дохоляна

28.07.2023 00:37