Дело Амирова

25.05.2015 12:50
В Северо-Кавказском окружном военном суде (Ростов-на-Дону) продолжается рассмотрение по существу уголовного дела в отношении Саида Амирова. На этой неделе суд допросил двух потерпевших и должен был приступить к допросу главного свидетеля, однако допрос не состоялся из-за состояния здоровья последнего. 
Напомним, что уголовное дело было передано в суд 3 апреля. Помимо Саида Амирова на скамье подсудимых находятся его племянник, бывший заместитель главы администрации Каспийска Юсуп Джапаров, Абдулмажид, Шамсутдин и Магомед Ахмедовы, а также Мурад Алиев, Зубаир Мутаев и Магомед Кадиев. Основные инкриминируемые эпизоды: теракт в Каспийске, убийство и. о. руководителя Советского следственного отдела Махачкалы республиканского СУ СКР Арсена Гаджибекова и покушение на начальника отдела республиканской прокуратуры Наталью Мамедкеримову, совершенные в 2011 году.
В начале судебного заседания, начавшегося 19 мая, защитник Кадиева, вступивший в дело на прошлой неделе, попросил отложить суд на более поздний срок, так как он не успел ознакомиться с материалами уголовного дела (75 томов). Однако заседание не было отменено, так как судьи решили, что предоставленного времени «было достаточно». Далее слово попросил другой подсудимый, Зубаир Мутаев. 
«Прошу вмешаться в беззаконие и произвол, которым я подвергаюсь в СИЗО-4, – заявил он суду. – 14 мая меня по выдуманным причинам водворили в карцер, лишив тем самым возможности готовиться к суду. Меня умышленно доводят до состояния отчаяния, требуя от меня изменения своей позиции. Я боюсь за свою жизнь. В знак протеста я шестой день как полностью отказался от приема пищи, но никакой реакции со стороны администрации СИЗО не последовало». Подсудимый попросил суд содействовать его переводу в «любое другое СИЗО». Его адвокат поддержал это заявление и попросил в свою очередь вынести частное определение в отношении администрации СИЗО-4. Гособвинение же посчитало, что заявленное «ничем объективно не подтверждено» и  посчитало слова подсудимого «голословными». Председательствующий, посовещавшись с коллегами, вынес решение отказать в ходатайстве, так как эти вопросы «не входят в  полномочие суда».
После этого суд приступил к доказательствам обвинения и приступил к допросу потерпевшего, старшего брата и. о. начальника следственного отдела, первого замминистра промышленности и энергетики Дагестана Руслана Гаджибекова. Он сам находится под арестом по подозрению в похищении подростка, и для дачи показаний с ним была организована видеосвязь. 
«После смерти отца, я был для Арсена как отец. Он делился со мной всеми чаяниями, но единственное, во что я старался не вмешиваться, – это была его работа», – сказал потерпевший. 
За два дня до убийства Арсен Гаджибеков находился в Москве, где ему был вручен наградной пистолет в качестве поощрения, в том числе за раскрытие громкого теракта в Кизляре в 2010 году.
«После возвращения из Москвы Арсен приехал ко мне, – продолжил рассказ Гаджибеков. – Мы посидели, и он уехал от меня к вечеру. И уже ночью мне сообщили, что мой брат убит».
— Знали ли вы, по какой причине был убит ваш брат, могли предположить на тот момент? — обратился прокурор к свидетелю.
— Учитывая, что состоявшийся не очень приятный разговор с … не знаю как назвать… градоначальником Махачкалы насчет моего брата. И я с первой же секунды интуитивно знал, что это их рук дело. Но я не сразу об этом заявил, так как надо было прийти в себя. 
По словам Гаджибекова, за два месяца до убийства брата, ему позвонили из приемной Саида Амирова. Он увидел непринятый звонок, и сам перезвонил. «Как только меня соединили с Амировым, я услышал шквал эмоциональных высказываний. Это был эмоциональный сброс. Я был ошарашен таким тоном. Амиров мне говорил: «Что он (Арсен Гаджибеков. — «НД») себе позволяет, кто он такой? Как он посмел пойти и изъять документы? Пусть их вернет. Он войны хочет? Я ему устрою. Он не выполнил ни одну мою просьбу. Я его уничтожу. Он забывается». Я его перебил словами: «Вы что, угрожаете?». И он ответил, что «если не сделает так, как я скажу, ты увидишь, что я с ним сделаю». В принципе, весь разговор был долгий».
По мнению потерпевшего, причиной гнева Амирова было санкционированное и. о. начальника следственного отдела изъятия документов из администрации Советского района Махачкалы. «Для расследования одного из уголовных дел необходима была справка из райадминистрации, однако ее никак не хотели выдавать, ссылаясь на запрет руководства. Тогда Арсену пришлось изъять документы с помощью силовой поддержки». 
Рассказывая о своих отношениях с мэром Махачкалы, Гаджибеков назвал их «подчеркнуто вежливыми»: «Мы могли позвонить друг другу, иногда он просил помочь с какими-то политическими вопросами. Я бывал у него дома».
Однако, по словам Руслана Гаджибекова, у его брата с мэром не было особых отношений. «Мой брат рассказывал, что несколько раз Амиров посылал к нему своего адвоката, чтобы он возбудил ряд заказных дел на неугодных людей. В том числе в отношении заместителя министра внутренних дел Дагестана Магомеда Исмаилова. Но Арсен категорически отказался это делать. Видимо, это было удивительно для Амирова, в Дагестане мало кто мог отказать ему в просьбах».
— Что известно вам о выборах в депутаты городского собрания Каспийска, которые проходили в 2010 году? —  задал вопрос прокурор.
— В 2010 году состоялись выборы городских депутатов, которые в последующем должны были избрать из своего состава  главу города. Одним из претендентов был мэр города Джамалутдин Омаров. В пику ему выдвинулся и Юсуп Джапаров, что создало в Каспийске  напряженную обстановку. Стали приезжать вереницы машин с вооруженными людьми. Избиратели это все видели, тем самым на них оказывалось давление. Омаров уже собирался даже снимать свою кандидатуру, но в процесс вмешался президент Дагестана Магомедсалам Магомедов, который оказал поддержку Омарову, и в итоге Джапаров снял свою кандидатуру. 
— Оказывал ли Амиров поддержку Джапарову? — спросил один из представителей гособвинения.
— Джапаров на тот момент мало был известен в республике и в Каспийске. Естественно, без поддержки Амирова он туда не смог бы пройти. А Амиров, имея влияние во всем Дагестане, захотел его распространить и на Каспийск. Впоследствии, он все же додавил Омарова, и тот назначил Джапарова заместителем главы администрации. Но, как я знаю, не дал ему курировать земельные вопросы, как они того хотели. После назначения Джапарова замом мне позвонил Амиров. Сначала он уточнил, не собирался ли я баллотироваться в мэры Каспийска. И узнав, что у меня нет таких планов, сказал, что надо поддержать на следующих выборах Юсупа, а с Омаровым он решит вопрос. — Какие были взаимоотношения между Амировым и Омаровым? — задал прокурор еще один вопрос. 
—Джамалутдин Омаров постоянно демонстративно игнорировал  Амирова. Омаров не присутствовал на заседаниях совета муниципальных образований, где председателем был выбран глава Махачкалы. 
Когда прокурор спросил о том, что потерпевшему известно о факте обстрела культурно-развлекательного Центра «Москва», Саид Амиров не смог сдержаться, и показания Гаджибекова назвал «глупостью»: «Когда говорят глупости, а прокурор и суд молчит — это нехорошо. Уважаемый суд, он рассказывает слухи или сказки, которые он придумал сам».
Тем не менее, потерпевший заявил, что «знает все». «Это было сделано для оказания давления на Омарова. Предполагаю, это сделал Амиров». Последнее предположение вызвало смех у стороны защиты.
Вопросы адвокатов в основном касались уточнений, на которые свидетель отвечал коротко или «не знаю», «не помню». Защитники обратили внимание, что у него «избирательная память», на что Гаджибеков ответил, что «такие вопросы». Кроме того, выяснилось, что братья Гаджибековы были знакомы с Магомедом Абдулгалимовым (бывший помощник прокурора Хасавюрта, по версии следствия, он организовал группу, участники которой находятся на скамье подсудимых вместе с Амировым и Джапаровым. Осужден по другому делу и находится в заключении под стражей).
Адвокат Владимир Постанюк нашел противоречия в показаниях Гаджибекова по сравнению с показаниями, данными в ходе предварительного следствия. В протоколе допроса, датированного январем 2012 года, Руслан Гаджибеков говорил, что у его брата «не было ни с кем  конфликтов» и он может «предположить, что преступление связано с его работой и тем, что в его отделе расследуются уголовные дела в отношении участников незаконного вооруженного формирования». В допросе от мая 2012 года он добавил, что после дачи предыдущих показаний, за ним была организована слежка. По мнению Постанюка, они «сочетаются между собой и являются истинными». 
Гаджибеков же объяснил это тем, что был обеспокоен тем, что эти люди захотят добраться и до его семьи, сына, его самого: «Я беспокоился о безопасности семьи брата. Никто не думал в республике, что правоохранительные органы доведут дело до конца». 
Юсуп Джапаров также добавил, что с Русланом Гаджибековым они виделись всего один раз, на следующий день после убийства Арсена Гаджибекова. В конечном итоге допрос потерпевшего подсудимым завершился взаимными обвинениями. Джапаров отметил, что верить Гаджибекову нельзя, так тот сам находится под следствием.
На следующий день, 20 мая, судебный процесс начался с ходатайства защиты Мутаева об отводе суда и прокуроров, участвующих в процессе. По их мнению, они заинтересованы в обвинительном исходе процесса. Но оно не было удовлетворено.
Далее суд приступил к допросу потерпевшей, начальника отдела Прокуратуры Дагестана Натальи Мамедкеримовой. С Абдулгалимовым она была знакома еще с 2007 года, когда тот был прикомандирован в Махачкалу на два месяца. 
— Когда в ваш отдел пришел устраиваться  Абдулгалимов?— спросило гособвинение.
— В 2011 году ко мне в кабинет пришел Абдулгалимов и положил на стол приказ о его переводе в мой отдел.  Однако это назначение не было согласовано ни со мной, ни с курирующим замом, так как нами была согласована совсем другая кандидатура. Я спросила его, почему он не пришел посоветоваться со мной, на что он ничего не ответил. Тогда я пошла к прокурору республики, он вызвал начальника отдела кадров, и в итоге Абдулгалимов был переведен в другой отдел.
— Расскажите, что происходило в тот день, когда на вас было совершено покушение, — попросила сторона обвинения. 
— Проработав как обычно, я примерно к 7 часам вечера вернулась домой. Вышла из машины и направилась в сторону подъезда. Боковым зрением я заметила стоящую недалеко белую «Ладу Приору». Она резко подала назад, я обернулась и в открытую дверь увидела, что внутри находится человек в маске и держит в вытянутой руке пистолет с глушителем, направленный в мою сторону. Мы с ним встретились взглядом. Я на секунду задержалась, а потом поняла, что он собирается делать, развернулась и побежала в подъезд. Раздался хлопок, и я почувствовала сильную боль в руке. Я вбежала в подъезд и услышала, как машина резко уехала. Я поднялась домой и вызвала помощь. 
— После этого вы встречались с Абдулгалимовым? — продолжило обвинение.
— Да, в 2012 году по его просьбе состоялась наша встреча. Мы поговорили с ним. Он сказал мне, что понимает, что у меня на душе, что у него на душе. И в конце сказал: «Извините». Он не сказал прямо, за что извинялся, но, кроме покушения, извиняться было  не за что. После этого мы не виделись.
Адвокат Ринат Гамидов попросил подробно описать стрелявшего человека.
— Это был плотного телосложения человек, рост выше среднего, загорелая рука, накаченное тело, камуфлированные брюки, цвет глаз я не рассмотрела. 
Однако опознать стрелявшего по экрану (допрос также производился по видеосвязи) среди подсудимых она не смогла, сославшись на то, что за четыре года человек может измениться. Стороне защиты было недостаточно допроса по видеосвязи. Адвокаты настояли на том, чтобы Мамедкеримова прибыла в Ростов-на-Дону для участия в процессе. Судья дал согласие на это.
Вчера должен был состояться допрос Абдулгалимова, однако он был перенесен на более поздний срок из-за состояния здоровья свидетеля. После чего обвинение приступило к исследованию письменных доказательств, в числе которых был рассмотрен протокол осмотра здания развлекательного центра «Москва».
Знаете больше? Сообщите редакции!
Телефон +7(8722)67-03-47
Адрес г. Махачкала, ул. Батырмурзаева, 64
Почта [email protected]
Или пишите в WhatsApp +7(964)051-62-51
Мы в соц. сетях:
Смотрите также

Въездная арка с именем арестованного главы Кизилюрта

архитектурно-политическая акция

10.01.2024 00:20

Властям Махачкалы пора заняться политикой

"главным урбанистом стала полиция"

17.08.2023 00:00

В Дагестане идет самоудушение капиталом

интервью д.э.н. Сергея Дохоляна

28.07.2023 00:37