Депутаты остановили завод. Но пока только до 1 апреля

20.01.2018 12:03
Фото: nsrd.ru

После публикации «Нездоровая обстановка» в прошлом номере «Нового дела» (№1 от 12 января 2018 года) председатель Народного Собрания Дагестана Хизри Шихсаидов дал поручение группе депутатов во главе с вице-спикером парламента Махмудом Махмудовым изучить ситуацию, связанную с работой нефтеперерабатывающего завода в селе Берикей Дербентского района.

НПЗ в Берикее дали срок

В состав делегации из Махачкалы вошли депутаты Народного Собрания Дагестана, представители системы здравоохранения республики, территориальных Управлений Роспотребнадзора, Росприроднадзора, Ростехнадзора, Министерства природных ресурсов и экологии.

Жители села Берикей на протяжении почти семи лет требуют закрыть нефтеперерабатывающий завод (НПЗ), который находится по соседству с их домами. Люди уверены, что вспышка онкологических заболеваний в селе связана с его деятельностью. По словам берикейцев, на все их обращения в надзорные органы никакой реакции не было. И тогда люди вышли на митинг, который, как они заявляют, может стать не последним.

На встрече с ними Махмудов отметил, что власти республики готовы объективно разобраться в ситуации, для чего будет проведен ряд обследований предприятия: «Мы прибыли к вам, чтобы изучить ситуацию, так как она находится на контроле у руководства республики. Мы создадим специальную межведомственную комиссию, которая и займется проверкой деятельности нефтезавода и достоверности сообщений о загрязнении окружающей среды. Это касается и темы возросших случаев заболевания и гибели людей от онкологии. Для этого мы и пригласили представителей Министерства здравоохранения. Я думаю, каждый из вас согласится с тем, что никакой субъект предпринимательства, будь то нефтезавод или иное предприятие, не должен наносить вред своей деятельностью жителям близлежащих населенных пунктов».

По его словам, если на предприятии действительно найдут нарушения, которые наносят вред окружающей среде, а тем более людям, то оно будет закрыто.

«Мы обязали руководство завода, хотя у нас нет такого права, приостановить работу предприятия до 1 апреля текущего года. К этому времени будут проведены все проверки. Наша задача — прежде всего объективно разобраться в этой ситуации», — объяснил вице-спикер.

Однако жители села уверены, что такая отсрочка связана с предстоящими выборами президента страны: «Завод сейчас не работает. Приехавшие депутаты попросили директора нефтебазы остановить работу до 1 апреля. А зачем? Понятно, зачем. Все это делается, чтобы урегулировать ситуацию перед выборами, тем более что мы неоднократно заявляли, что если нас не услышат, мы будем бойкотировать предстоящие выборы. Закончатся выборы, все снова заработает, как и раньше, а нас как не слышали, так и не услышат. Нас это не устраивает. Неужели все эти проверки занимают так много времени, если взявший недавно пробы почвы и воздуха представитель Росприроднадзора сказал, что предоставит отчет через 20 дней?»

«В 2006 году администрация Дербентского района привлекла нас в качестве инвесторов для реконструкции действующей нефтебазы, которая существовала 30 лет до нас, хотя у нас было немало других вариантов, — рассказал корреспонденту «Нового дела» директор НПЗ в Берикее Ниматула Шамхалов. — В период эксплуатации нами нефтебазы вокруг нее, в санитарно-защитной зоне, местные жители начали хаотичную застройку, не имея никаких разрешительных документов. Мы неоднократно обращались в архитектуру и администрацию Дербентского района, но никаких действий в отношении самовольных застройщиков не было. В конце 2017 года нам пришлось подать в суд на эти застройки, в связи с чем возникла конфликтная ситуация».

По словам главного онколога республики Сайгида Алиева, некоторое время назад в районе действительно возросло число онкобольных: «Онкологическое заболевание в организме человека обычно развивается годами, но иногда достаточно и пары лет. Что касается Берикея, то экологи должны бить тревогу при первых же признаках, если есть вероятность, что люди болеют из-за деятельности завода. Специалисты должны взять пробы воздуха и почвы, чтобы определить степень вреда. Пару лет назад в этом районе был зафиксирован рост онкозаболеваемости».

«НПЗ и другие перерабатывающие комплексы существуют и в курортных городах, все зависит от того, насколько соблюдены все условия безопасности для людей и окружающей среды, — сказал корреспонденту «Нового дела» директор Института экологии и устойчивого развития при Даггосуниверситете Гайирбег Абдурахманов. — Я впервые слышу о том, что в этом районе работает нефтезавод. Чтобы давать оценку этому предприятию, надо изучить его территорию, взять все необходимые образцы для анализа, проверить, насколько он правильно функционирует».

Завод в «Первухе»: а устранены ли нарушения?

Два года назад в Дагестане возникли споры вокруг являющегося частью комплекса «Дагнотех» (ООО «Дагестанские новые технологии») нефтеперерабатывающего завода стоимостью 5 млрд рублей, который до сих пор не сдан в эксплуатацию. Уже бывший заместитель руководителя кавказского управления Ростехнадзора по Дагестану Закарья Алимурзаев тогда в интервью «Новому делу» рассказывал, что завод ООО «Дагнотех», располагающийся в «первой Махачкале», был отнесен к 1-му классу опасности (самый высокий класс), что предполагает режим постоянного надзора в период эксплуатации: «Законом установлена процедура участия органов Ростехнадзора на всех этапах строительства, начиная с периода утверждения проектной документации и закладки первого камня до завершения строительства, монтажа, наладки оборудования и пуска его в эксплуатацию». При этом, по словам Алимурзаева, на заводе были выявлены многочисленные нарушения в ходе проверки предприятия: «В мае 2014 года администрация Махачкалы выдала разрешение на его строительство, которое потребовало затем существенных уточнений. Часть установленного на заводе оборудования не соответствует указанному в проектных документах. Так, вместо насосов российского производства типа «НК» установлены насосы китайского производства, оценка соответствия техническому регламенту Таможенного союза которых не проведена. Не на всех технологических установках установлены отсечные блокировки, насосное оборудование не в полном объеме укомплектовано приборами контроля рабочих режимов. В случае ЧП на заводе должно быть два резервуара с водой объемом 3 тысячи кубометров, что обеспечит хранение 3-часового пожарного запаса. Но по факту установлены резервуары общим объемом 2 тысячи кубометров».

По имеющимся у «НД» данным, лицензию завод ООО «Дагнотех» все-таки получил, но в эксплуатацию еще не сдан из-за того, что пока не удалось договориться «с Москвой».

В этой связи возникает вопрос к надзорным органам: а устранены ли на заводе все те нарушения, на которые ранее указывал Ростехнадзор?

Знаете больше? Сообщите редакции!
Телефон +7(8722)67-03-47
Адрес г. Махачкала, ул. Батырмурзаева, 64
Почта [email protected]
Или пишите в WhatsApp +7(964)051-62-51
Мы в соц. сетях:
Смотрите также

Роспотребнадзор подал иск в суд о прекращении нефтезавода в селе Берикей

В ходе проведения внеплановой проверки дагестанский Роспотребнадзор выявил серьезные нарушения ...

30.01.2018 11:19

Дагестанский парламент взял на контроль ситуацию с нефтезаводом в Берикее

После публикации в "Новом деле" статьи "Нездоровая обстановка" председатель Народного ...

14.01.2018 17:51

Нездоровая обстановка

Жители села Берикей Дербентского района вновь вышли на митинг. Люди ...

13.01.2018 12:03