ДГФ: что было и каких результатов ждать?

03.03.2017 21:50

В прошлом номере «НД» сообщало о проведении 22 февраля в Москве Дагестанского гражданского форума. Что происходило на форуме? Каковы его итоги и ожидаемые результаты? Чем вызвано отсутствие информации о прошедшем мероприятии в государственных республиканских СМИ? И какой резонанс приобрело обсуждение форума в социальных сетях Интернета? Обо всем этом — в материале корреспондента «НД» из зала заседания.


Форум был посвящен обсуждению проблем социально-экономического развития и будущего Дагестана и собрал экспертов, представителей общественных организаций и политических партий из Дагестана и Москвы. Ведущим форума выступил хорошо известный в республике российский журналист, член Совета по развитию гражданского общества и правам человека и Совета по межнациональным отношениям при Президенте России Максим Шевченко.

Началось заседание с исполнения отмененного гимна Дагестана за авторством Ширвани Чалаева, который тоже присутствовал и выступил на форуме.

Причиной созыва форума Шевченко назвал чрезвычайную ситуацию в Дагестане: «Уровень доверия к власти беспрецедентно низок — около 3% дагестанцев доверяет нынешней дагестанской власти. Это не объяснишь ни происками врагов, как это пытается делать дагестанский Белый дом в Махачкале, ни антипиаром — это объясняется полной неспособностью власти делать что-либо для кого-либо, кроме себя, своих приближенных и приближенных своих приближенных. Народ Дагестана, три с лишним миллиона граждан России, существует как фон для жизни, процветания, благополучия узкой группы чиновников, «силовиков», которые от имени Дагестана, прикрываясь Президентом России, Конституцией, благими намерениями и так далее, решают свои собственные проблемы».

Как подчеркнул Шевченко, проблема не в конкретных людях, хотя эффективность отдельных персоналий, безусловно, нужно обсуждать: «Проблема в порочной системе — отношение к Дагестану как к туземной, полуколониальной территории, населенной не полноценными гражданами, а людьми, которые должны доказывать свою гражданскую состоятельность. Это отношение федерального центра, к сожалению, является порочным и гибельным для единства и безопасности нашей страны». При этом обсуждение проходило под цитатами Президента России Владимира Путина о гражданском обществе, вынесенными лозунгами на плакат форума: «Именно от гражданского общества мы ждем действий по совершенствованию системы госуправления» и «Действовать в одной повестке дня, расширять пространство свободы для гражданской инициативы».

Затем слово было предоставлено основным докладчикам форума — экс-министру печати Дагестана Эдуарду Уразаеву и экономисту Маиру Пашаеву.

Эдуард Уразаев в своем докладе привел цифры и факты, подтверждающие тезис о том, что, несмотря на многочисленные заявления, Дагестан при Абдулатипове остается нестабильной территорией с проблемами социального, экономического, политического и правового характера: «При Абдулатипове стало больше разговоров, а не дел. Самое главное — было много обещано. Он породил высокие ожидания, но на самом деле это было псевдообновление и псевдоочищение». К примеру, как сообщил Уразаев, проектный подход, о новации во внедрении которого громко заявлял Абдулатипов, на самом деле реализуется в России уже с 2009 года, а в Дагестане проектное управление реализовано на бумаге — да и то не везде. Социологические показатели говорят о росте социальной напряженности и недовольстве властью, самом низком уровне поддержки главы региона — и при этом ведется пропаганда «успехов».

Маир Пашаев привел в своем докладе аналитическую справку по экономике Дагестана, в которой отразил нестыковки в статистических показателях, зачастую упоминаемых главой республики как свидетельство своей эффективной работы: «У нас присутствует несоответствие в количественных и качественных показателях. Думаю, что это результат непродуманной политики Абдулатипова — «кампанейщины». В качестве первоочередных мер для решения задачи по развитию Дагестана Пашаев предложил начать с комплексного исследования потенциала республики, последующей разработки стратегии развития, для реализации которой нужны квалифицированные кадры с соответствующими компетенциями.

Кроме Уразаева и Пашаева с экспертными докладами на форуме выступили журналист Милрад Фатулаев и адвокат Аида Касимова. Фатулаев дал оценку ухудшающемуся состоянию СМИ на национальных языках, музеев и разрушению исторического наследия в Дербенте — всему тому, что произошло в республике с приходом Абдулатипова. Доклад Касимовой был посвящен проблеме профилактического учета, тоже обострившейся в последнее время.

Возможность выступить на форуме была предоставлена каждому желающему, даже несмотря на то, что продолжительность мероприятия превысила предполагаемое время более чем на полтора часа. Обсуждали на форуме вопросы как общего характера по социально-экономической ситуации, политической обстановке, ситуации с соблюдением законов, отношению к культуре Дагестана, так и конкретные проблемы — по темам переселения из ветхого жилья, низких зарплат, похищений людей, парка Ленинского Комсомола в Махачкале, переселенцев Новолакского района, Дербента, Самура, Буйнакска, и многие другие.

Из более чем полусотни выступлений участников форума можно особенно отметить мнения публициста Абдурашида Саидова, сопредседателя политического клуба «Достоинство» Хаджимурада Гаджиева, юриста Руслана Расулова, депутата Государственной Думы Гаджимурада Омарова, экс-заместителя министра образования Дагестана Миясат Муслимовой и других. Полную запись заседания Дагестанского гражданского форума желающие могут просмотреть в Интернете, в том числе и на сайте «НД».

Гаджимурад Омаров в своем выступлении отметил представительный состав форума и предложил перейти от обсуждения персоны главы Дагестана к решению системных проблем: «Не слишком ли много внимания мы уделяем на этом форуме господину Абдулатипову? Абдулатипов изжил себя. Он искал себе врага и нашел его в лице дагестанского народа… Предлагаю на базе общественных организаций, гражданских активистов создать постоянно действующую площадку. Мы должны работать с властью. Конституцию России никто не отменял». При этом, по мнению Омарова, необходима еще большая координация действий между независимыми общественными организациями, налаживание связей и реализация совместных проектов, которые поддерживают дагестанцы.

Что примечательно, в ходе форума не было озвучено ни одной кандидатуры для замены действующего главы Дагестана — речь в собрании не шла о лоббировании интересов в угоду какой-либо политической группе или отдельных претендентов на руководство республикой. Высказывались лишь общие требования к качествам — морально-этическим, лидерским, профессиональным, которыми должен обладать будущий глава Дагестана и которых, по мнению выступавших, лишен Абдулатипов.

При этом на проведении прямых и честных выборов делался особый акцент в связи как с фактической неподотчетностью главы республики перед населением, так и с негативным опытом последних парламентских выборов.

«Нет сомнения, что здесь не собрались люди, решающие свои личные интересы. Мы хотим, чтобы Москва всерьез и реально услышала голос Дагестана. Что еще необходимо, чтобы нас услышали?» — резюмировала в конце мероприятия Миясат Муслимова. Она сравнила ситуацию в государственной системе при Абдулатипове и предыдущих руководителях Дагестана: «Мне есть что сравнивать — я 13 лет была в этой системе, два года как вышла из нее. Проблемы были всегда, но не было такой деградации системы власти. Сегодня идет имитация деятельности. Пришел человек с мессианским комплексом и хочет один говорить от имени Дагестана. Никогда дагестанская власть так не раскалывала общество».

По завершению форума была принята резолюция, в которой нашли отражение требования встречи представителей независимой общественности Дагестана с высшим руководством страны для информирования о реальной ситуации в республике и созыва внеочередного съезда народов, отставки Абдулатипова и проведения прямых выборов главы республики.

Между тем по поводу проведенного ДГФ в официальном республиканском информационном пространстве сохраняется молчание — государственные СМИ никак не упомянули о проведенном в Москве мероприятии, несмотря на то, что о нем написали основные независимые информационные ресурсы Дагестана.

Напомним, что ранее проведение подобных независимых мероприятий вызывало у республиканских властей острую болезненную реакцию, обсуждение и осуждение со стороны «возмущенной общественности». «Молчание в эфире» можно объяснить установкой на «умалчивание» и необращение внимания, ожиданием оценки проведенного форума в администрации Президента России.

Лишь главный редактор государственного издания — журнала «Дагестан» — Магомед Бисавалиев выступил с публикацией в социальной сети «Фейсбук», на которую там же ответил Эдуард Уразаев. В материале с заголовком «Было плохо, становится смешно» Бисавалиев в ироничной форме сравнивает правление Абдулатипова с ситуацией во времена прежних руководителей республики и делает акцент на поведении отдельных участников форума в те времена.

В своем ответе Уразаев указал на неуместность иронии Бисавалиева в отдельных моментах, в том числе и тогда, когда речь идет об убийствах коллег-журналистов. При этом Уразаев обратил внимание читателей на то, что убийство 1-го заместителя главного редактора «НД» пришлось как раз на правление Абдулатипова и так и остается нераскрытым. Как и недавнее громкое убийство молодых пастухов из села Гоор-Хиндах.

На вопрос «НД», когда и каких результатов ждать по итогам ДГФ, Шевченко пояснил, что не строит иллюзий и не ожидает скорых решений власти: «Резолюция форума опубликована в СМИ, на нее должна быть реакция со стороны федеральной власти. Мы просто выполняем свой долг — выражаем позицию. Аналитическая справка по итогам выступлений на форуме будет подготовлена и направлена в администрацию Президента России — отдельные материалы уже опубликованы в Интернете».
Знаете больше? Сообщите редакции!
Телефон +7(8722)67-03-47
Адрес г. Махачкала, ул. Батырмурзаева, 64
Почта [email protected]
Или пишите в WhatsApp +7(964)051-62-51
Мы в соц. сетях: