Как сильно мы заняты

03.03.2018 12:10

По данным последней переписи, население Дагестана составляло около 3 млн человек. Многие эксперты считают, что цифра была завышена для увеличения объемов трансферов из федерального бюджета.

Однако стоит иметь в виду, что с момента проведения переписи прошло около восьми лет, и с учетом коэффициентов рождаемости (19,1 человек на тысячу населения в Дагестане — пятое место в Российской Федерации, после Чечни, Ингушетии, Тывы и Республики Алтай), естественного прироста населения (13,5 человек на тысячу населения) рубеж в 3 млн пройден еще пару лет назад. При этом, по разным оценкам, от 500 до 600 тысяч дагестанцев работают в регионах России. Эта цифра включает и тех, кто находится на постоянном месте жительства и зарегистрирован за пределами республики. Но основную массу составляют неквалифицированные рабочие, водители транспорта и сотрудники охранных служб, работающие вахтовым методом и отсылающие часть доходов своим семьям в Дагестан.

Наибольшее количество выходцев из республики находятся в Москве (около 150 тысяч человек). Ставропольский край, Тюменская область, Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий автономные округа, Ростовская и Волгоградская области вместе принимают более половины от общего количества наших трудящихся мигрантов.

Трудовая миграция для такого региона, как Дагестан, конечно, необходима. Среди основных целей и задач центров занятости населения указано оказание услуг населению и работодателям в сфере содействия занятости и трудовой миграции. Но приведенные цифры слишком огромны, чтоб относиться к ним спокойно: практически треть мужчин-дагестанцев вынуждена искать источники доходов за пределами малой родины. Если же брать в расчет только трудоспособное население, без несовершеннолетних, пенсионеров и инвалидов (реальных, а не мнимых), то удельный вес будет просто колоссальным.

Стоит отметить некоторые особенности трудовой деятельности на нефтепромыслах того же тюменского региона. Рабочий день зачастую составляет 12 часов. Как правило, делают смены по 15 дней без выходных, затем две недели отдыха. Либо месяц работы без выходных, месяц на восстановление, которое, как правило, проходит в Дагестане. Эти кабальные порядки организации рабочего времени являются прямым нарушением Трудового кодекса. Как правило, русскоязычное население отказывается работать в таких условиях. Основную массу рабочих составляют выходцы из Средней Азии, с Кавказа, из Беларуси и Молдовы. Средняя зарплата рабочего на таком производстве составляет 70 тысяч рублей. Простой арифметический расчет (12 часов в день умножить на семь рабочих дней = 84 часа в неделю) показывает, что в этих тяжелых трудовых, климатических и психоэмоциональных условиях наши земляки зарабатывают те же 30–35 тысяч рублей в месяц, которые могли бы получать здесь при нормальной рабочей неделе в 40 часов. Могли бы, если бы республика располагала адекватным количеством рабочих мест.

В этой связи представляется заслуживающим внимания высказывание лидера движения «Толеранс» Абсалютдина Мурзаева на съезде кумыкского народа в Пятигорске в 2014 году: «Зачем нашим высокопоставленным коррупционерам создавать производства в Дагестане, когда можно отправлять нашу молодежь в Сургут и Новый Уренгой, где они будут зарабатывать чахотку?..».

Вышеуказанное демонстрирует всю запущенность социально-экономической ситуации в республике. В условиях почти тотальной деиндустриализаци и размытости профессиональных и социальных ролей мы стали поставщиком дешевой неквалифицированной рабочей силы, своего рода Узбекистаном и Киргизией в рамках России. Да, есть и другие примеры. Множество врачей, юристов и экономистов, успешных предпринимателей и фермеров трудятся по всей России. Но основную массу все же составляют люмпены. И с этим надо что-то делать!

В то же время в республике, в особенности в сельской местности, наблюдается определенный кадровый голод в отношении квалифицированных бухгалтеров, агрономов и зоотехников. Более или менее подготовленный бухгалтер или финансист настолько востребован, что порой одновременно работает в нескольких местах. Например, совмещает профессиональную деятельность в администрации муниципального образования с работой по контракту гражданско-правового характера в образовательных учреждениях, домах культуры, редакциях газет и т.д. Очевидно, что необходимо интенсифицировать работу по подготовке вышеназванных категорий специалистов, в том числе на селе.

Очевидно, что меры, которые принимаются у нас для борьбы с безработицей, недостаточны. Замечательно, что существуют ведомства и организации, которые могут предложить безработному вакансии. Есть центры, где могут обучить новой профессии или помочь повысить квалификацию. В то же время необходимо понять, что фундаментально проблема занятости решается посредством структурных преобразований в экономике, созданием новых производств и сервисов, динамичной системы образования, способной приспосабливаться к новым условиям, и привития с юных лет уважения к труду и неприятия неправедных доходов. Кардинально изменить ситуацию и уберечь наше население от рискованных шабашек на Севере можно, только сочетая все вышеназванные инструменты.

Знаете больше? Сообщите редакции!
Телефон +7(8722)67-03-47
Адрес г. Махачкала, ул. Батырмурзаева, 64
Почта [email protected]
Или пишите в WhatsApp +7(964)051-62-51
Мы в соц. сетях: