Ногайский съезд указал на болевые точки

17.06.2017 19:04

Решить вопрос с землями отгонного животноводства в Ногайском районе попросили у президента России делегаты Общероссийского съезда ногайского народа. Они считают, что их лишают гарантий сохранения своих территорий компактного проживания, и просят передать земли отгонного животноводства в собственность Ногайского района.

Общероссийский съезд ногайского народа прошел 14 июня на стадионе районного центра Терекли-Мектеб. По подсчетам инициаторов собрания в нем приняли участие порядка семи тысяч ногайцев Дагестана, Ставрополья, Чечни, Карачаево-Черкессии, Астраханской области, Москвы, Ханты-Мансийского и Ямало-Ненецкого автономных округов. Основной темой обсуждения был земельный вопрос.

«Большинство выступивших на съезде попросили федеральный центр вмешаться в ситуацию, так как решение обозначенных проблем на региональном уровне невозможно и все методы исчерпаны. Республиканские власти не идут на диалог, перед нами закрываются двери. Видимо, нет желания и воли услышать ногайский народ», — рассказала «Новому делу» пресс-секретарь оргкомитета Съезда Асия Капаева.

По итогам съезда делегаты приняли резолюцию, в которой выразили обеспокоенность сложившейся «взрывоопасной» ситуацией в Ногайском районе. В документе десять пунктов, первым из которых было принятие обращения к президенту России.

В письме говорится, что Съезд был организован в связи с обострившимся земельным вопросом, «связанным с планами правительства Дагестана по отъему территорий компактного проживания ногайцев, а также с экологической проблемой на землях отгонного животноводства».

«11 мая под руководством заместителя председателя правительства республики Билала Омарова состоялось совещание по вопросу реализации земельной реформы, — говорится в письме. — Согласно протоколу, в трех районах республики, в том числе Ногайском, должны появиться новые населенные пункты, образованные на землях отгонного животноводства (ЗОЖ), находящихся в пользовании фермерских хозяйств ряда районов Нагорного Дагестана. Таким решением власти Дагестана лишают ногайский, русский, кумыкский народы гарантий сохранения своих территорий компактного проживания. Власть принудительно отчуждает земли этих народов и передает их жителям самовольных поселений, незаконно возникших на землях отгонного животноводства». Участники съезда считают, что земельная реформа проводится в социально опасных и незаконных формах. Подписавшиеся просят президента взять ситуацию под личный контроль и принять делегацию от ногайского народа для обсуждения путей урегулирования конфликта.

Среди других требований резолюции — отменить республиканский закон «О статусе земель отгонного животноводства» как не соответствующий федеральному законодательству; передать земли Ногайского района в собственность органам местного самоуправления в соответствии с федеральным законодательством; провести инвентаризацию и аудит земель отгонного животноводства; принять исчерпывающие меры по принудительному прекращению прав пользования земельными участками из земель, предоставленных для ведения отгонного животноводства, а также по реализации программы улучшения жизни населения района, развития экономики и надлежащего финансирования медицинского обслуживания, культуры, образования, сельского хозяйства и экологии района.

«Все вопросы с землей в пределах Ногайского района должны решаться в Ногайском районе с участием населения», — говорится в резолюции.

Старший научный сотрудник Центра проблем Кавказа и региональной безопасности Института международных исследований МГИМО Ахмет Ярлыкапов считает, что проблемы глубокие и их нельзя решать кулуарно и наскоком. Он отмечает, что две трети земель Ногайского района — это бывшие земли отгонного животноводства, переведенные в разряд государственных и не возвращенные местным жителям. Хотя они не передавались тем хозяйствам, которые пасли там скот, добавил он.

«Жителей Ногайского района возмущает то, что при том варианте, который предлагается, с легализацией возникших поселений и передачей им земель, будет фактически происходить отъем земли в пользу переселенцев. Кроме того, они поднимают вопрос негативных последствий неконтролируемого выпаса скота, который ведет к быстрому опустыниванию их земли: еще в 1990-е годы 70% земель в районе были деградировавшими. Необходимо широкое обсуждение проблемы, глубокий анализ и оценка с участием экспертов. Думаю, что глубина проблемы также предполагает участие федерального центра», — считает Ярлыкапов.

По мнению старшего научного сотрудника Российской академии народного хозяйства и государственной службы при президенте России (РАНХиГС) Константина Казенина, игнорировать активизацию ногайской общественности по земельному вопросу дагестанская власть не должна: необходимо найти компромисс и показать, что они слышат людей и ищут пути разрешения конфликтной ситуации.

«Своя правда и у отгонников, и у жителей равнинных районов. Принять какое-то однозначное решение в пользу одних было бы неправильно. Это создаст десятикратное усиление конфликта. Нужен компромисс, диалоговые процессы для создания механизма регулирования земельных вопросов», — отметил собеседник. В Дагестане, пояснил он, все еще не проведена земельная реформа, предусматривающая, прежде всего, приватизацию сельскохозяйственных земель с выделением земельных паев местному населению.

«Это было сделано в Карачаево-Черкессии, и там земельная ситуация гораздо более спокойная. Поэтому все противоречия должны решаться путем диалога и реализации земельной реформы, которая, как показывает опыт, заметно снижает конфликтность в земельной сфере. При выделении земельных паев люди сами смогут в частном порядке распоряжаться своими землями, сами решат, сдавать их в аренду или нет», — говорит Константин Казенин.

При этом, считает кавказовед, очень важно, чтобы во всех вопросах отношений с отгонными землями республиканские чиновники действовали максимально прозрачно: «Насколько известно, вся эта напряженная ситуация в Ногайском районе возникла из-за того, что власти не доводили информацию до населения о совещаниях и принятых распоряжениях. У жителей складывалась нечеткая картина происходящего, они получали информацию из вторых рук, что приводит к возникновению кривотолков, и это делает ситуацию взрывоопасной».

«На самом деле, если посмотреть на реальную ситуацию, которая сейчас складывается на землях отгонного животноводства, не только в Ногайском районе, но и в Бабаюртовском, ежедневно ощутимой всеми жителями напряженности там нет. И земли отгонного животноводства и населенные пункты этих районов — это территории депопуляции, откуда население уезжает. Горцы туда уже давно не едут, предпочитая переселяться в города. Базы для конфликта в реальной повседневной жизни нет, но есть нерешенные проблемы, создающие постоянный конфликтный фон, который поддерживается невнятными действиями со стороны республиканских властей», — считает Казенин.

Знаете больше? Сообщите редакции!
Телефон +7(8722)67-03-47
Адрес г. Махачкала, ул. Батырмурзаева, 64
Почта [email protected]
Или пишите в WhatsApp +7(964)051-62-51
Мы в соц. сетях: