Религиозно-бытовой конфликт?

31.08.2013 02:40

К несчастью, чаще всего представители власти в урегулировании таких конфликтов принимают очень пассивное участие. В очередной раз это подтверждает бытовой конфликт в одном из селений Дагестана, который грозит перерасти в конфликт внутрирелигиозный. 
16 августа 2013 года, сразу после пятничной молитвы, в селении Карата Ахвахского района были избиты сразу несколько сельчан. Серьезно пострадали четыре местных жителя. Один оказался в реанимации, трое с различными телесными повреждениями также обратились в больницу. Кроме них, пострадали еще несколько человек.
Для решения конфликта на днях состоится сход села, намечены выборы представителей джамаата, приглашен имам Центральной джума-мечети Махачкалы Мухаммад-Расул Саадуев.
За несколько дней до этого в результате потасовки на сельской свадьбе с сотрясением мозга в Каратинскую больницу попал 30-летний Ахмад (Батыр) Хайбуллаев. Попытка задержания после пятничной молитвы родственниками Хайбуллаева молодых людей, участвовавших в потасовке, и желание наказать их и явились причиной изложенных выше происшествий. Когда некоторые сельчане стали указывать на недопустимость самосуда, тем более в пятничный день, после окончания общей молитвы, и призвать разобраться в ситуации согласно нормам ислама в другой день, 18-летний Асельдер Кадиев отошел и вернулся, приведя с собой целую группу, во главе которой был Далгат Кадиев (46 лет, отец Асельдера, дядя пострадавшего Хайбуллаева). После указания Асельдером на 40-летнего Мутаэлума Османова как на главного, кто препятствовал им в разбирательстве дела, Далгат Кадиев набросился на Османова. К нему присоединились и члены его группы. Кроме Кадиева в драке на его стороне участвовал и 45-летний Умар (Мисирбек) Пахрудинов (также приходящийся дядей Хайбуллаеву). Пострадали пытавшиеся защитить Мутаэлума Магомедхан Джаватханов, Хадис Ризванов и другие. Также в драке досталось и главе сельсовета Малле Шахруеву. Со слов очевидцев, работники полиции, которые находились на годекане (что странно: обычно их после пятничной молитвы там не бывает), просто наблюдали за происходящим, не вмешиваясь и не пытаясь предотвратить конфликт. Кто-то из полицейских демонстративно покинул место разгорающегося конфликта вместо наведения порядка.
По словам представителей пострадавшей стороны, избиение носило запланированный характер — группа нападавших была организована, у них имелись ножи и дубинки. Участники же нападения отрицают и спланированность нападения, и наличие оружия, приводя свои аргументы.
После того как набросились на 50-летнего Омаргаджи Магомедрасулова, его попытались защитить его сыновья Магомедрасул (21 год) и Хайбулла (19 лет). В результате досталось и им. Хайбулла Магомедрасулов пострадал и был доставлен в реанимацию Каратинской больницы. Магомедрасул и Омаргаджи также обратились за помощью в больницу.
После того как избиение было закончено, Пахрудинов стал выкрикивать лозунги с бранью в адрес своих противников, в ответ на что толпа его сторонников кричала: «Аллагьу акбар!» Пришедшего в сознание и попытавшегося уйти Мутаэлума Османова толпа догнала и избила еще раз. На этот раз в непосредственной близости от сельского отдела полиции. И в этом случае работники полиции не вмешались. Уже вторично избитого Османова выкинули на территорию комбината бытового обслуживания. Он попал в больницу.
Сам Пахрудинов отрицает, что Османова избивали вторично.
По окончании всего этого группа под руководством Пахрудинова и Кадиева зашла в сельское медресе, где было проведено собрание, на котором обсуждалось случившееся и методы наказания хулиганов со свадьбы.
В сводке местного отделения полиции происшедшее было отражено как «драка в ходе возникшего скандала на религиозной почве с причинением легкого вреда здоровью» между тремя (двумя 18-летними и одним 30-летним) приверженцами «традиционного» ислама и четырьмя (двумя 45-летними, 30-летним и 19-летним) приверженцами религиозного течения «ваххабизм». Видимо, конфликт на религиозной почве не очень беспокоил работников полиции, и какую оценку такому поведению своих подчиненных даст начальник РОВД, покажет время.
Можно ли назвать конфликт чисто бытовым или в нем присутствуют и религиозные мотивы? Умар Пахрудинов и Далгат Кадиев являются одними из лидеров «чиркейского» тариката в Карате. С Мутаэлумом Османовым, относящим себя к числу мусульман «ахлю-сунна», у них сложились давние неприязненные отношения, которые имеют сложную предысторию.
Напряженная обстановка в селении Карата чувствуется на протяжении уже длительного времени. Попытки решить проблемы и устранить идеологические противоречия согласно нормам ислама джамаатом села предпринимались ранее, в том числе и погибшим журналистом «Нового дела» Ахмеднаби Ахмеднабиевым, уроженцем Караты. Так, незадолго до своей гибели он собирался пригласить различных исламских ученых в свое село, чтобы на месте разобрать ситуацию по исламу и прийти к общему мнению.
Жители села, непосредственные свидетели происшедшего 16 августа, оповестили о конфликте каратинцев, проживающих в Махачкале и других городах республики. На субботу, 24 августа, было назначено избрание представителей джамаата села для решения всех сложившихся проблем. Было предложено представителям «чиркейского» тариката, «хасавюртовского» тариката, «ахлю-сунна» и главе села составить списки с именами 30 авторитетных людей для включения в общий список представителей джамаата. Списки предоставили все, кроме «чиркейских», которые аргументировали свою позицию тем, что в селе уже имеются 20 представителей джамаата из проживающих непосредственно в селе, избранных для решения подобных вопросов. 13 имен фигурировали сразу в трех списках, 12 — совпали в двух. Вместе с главой села и имамом мечети получилось 27 человек, на которых и было возложено урегулирование конфликтов мирным путем.
На собрании общества «Карата» в Махачкале планировалось обсудить сложившуюся ситуацию, вопросы выборов представителей джамаата и схода села. На данное собрание приехали представители «чиркейского» тариката во главе с Умаром Пахрудиновым и Далгатом Кадиевым. Здесь тоже не обошлось без стычки. Один из участников собрания, заметив среди приехавших одного из тех, кто избивал его родственника, нанес тому удар. Когда за него попытался вступиться Пахрудинов и те, кто был с ним, несколько ударов от родственника пострадавшего получили и они. Как с одной, так и с другой стороны появилось оружие. На подмогу Пахрудиновым приехали несколько десятков сторонников, выходцев не из Карата. Однако к тому времени конфликт уже был урегулирован.
В итоге собрание затянулось почти до трех часов утра пятницы и закончилось примирением. Для участия в разбирательстве конфликта было решено привлечь имама Мухаммад-Расула Саадуева: обе стороны считают себя пострадавшими и согласны на разбирательство сложившейся ситуации согласно нормам ислама. Представители «чиркейского» тариката согласны на подобное решение, заявляя о намерении в этом случае поставить перед Саадуевым многие другие вопросы и изложить всю предысторию конфликта.
Некоторые из участников тех событий высказывают мнение, что это большое чудо, что в селе удалось избежать большого кровопролития, но конфликт нужно не консервировать, а основательно разобрать и прийти к примирению во избежание дальнейшего его расширения. О готовности к примирению говорят все стороны конфликта. Какой вариант решения проблем выберут стороны — примирение; следование за имамом села, назначенным ДУМД; выбор джамаата или иное решение, — покажет время.

Знаете больше? Сообщите редакции!
Телефон +7(8722)67-03-47
Адрес г. Махачкала, ул. Батырмурзаева, 64
Почта [email protected]
Или пишите в WhatsApp +7(964)051-62-51
Мы в соц. сетях: