Рисковый потенциал

Рисковый потенциал

Дагестан не может минимизировать экономические угрозы для предпринимателей


Чтобы обеспечить экономический рост, необходимо привлекать в республику инвестиции для создания современных рабочих мест. Чтобы привлекать инвестиции, необходим благоприятный инвестиционный климат. Казалось бы, всем известная истина. Но только «климат» у нас все не улучшается, да и «осадков» в виде инвестиций не так уж и много. Хотя к нам чуть ли не каждую неделю приезжают «инвесторы» из разных стран, подписывают меморандумы. Последние на прошлой неделе прибыли из Ирана. Исследуя причины, приходим к выводу, что при сравнительно высоком инвестиционном потенциале республика не может избавиться от рисков, мешающих притоку капитала в регион.


В июне 2015 года была разработана «дорожная карта» по улучшению показателей Национального инвестиционного рейтинга. Функции «проектного офиса» (координатора) по формированию и реализации «дорожной карты» взяло на себя Агентство по предпринимательству и инвестициям РД. Но только в сентябре 2016 года был образован специализированный организационный штаб (проектный офис) по внедрению «дорожной карты» по улучшению инвестиционного климата в республике. Поэтому мы пока не знаем, по каким показателям достигнуто улучшение инвестиционного климата.

Ввиду отсутствия данных результатов работы от правительства РД проанализированы позиции Республики Дагестан в следующих российских и международных рейтингах:

— инвестиционный рейтинг регионов России «Эксперт РА»;

— рейтинг Национального рейтингового агентства;

— рейтинг Минэкономразвития России.

Инвестиционный рейтинг регионов России «Эксперт РА»

Согласно рейтингу инвестиционной привлекательности регионов России, проведенному рейтинговым агентством «Эксперт РА» по итогам 2015 г., Республике Дагестан присвоен рейтинг «Низкий потенциал — экстремальный риск (3D)» (83-е место). При этом республика занимает 29-е место по критерию «Инвестиционный потенциал» и 83-е место по критерию «Инвестиционный риск» среди 85 субъектов Российской Федерации (2014 году — 81-е место).

Как видим, кроме экономического и экологических факторов риска республика занимает практически последние позиции в ранге составляющих рейтинга инвестиционного риска. Особенно красноречиво выглядит ранг риска криминальный — 85 (последнее место среди регионов России) — на фоне декларации о низком уровне преступности в республике по докладам главы РД и отчетам министра МВД РД, а также управленческий риск (79-е место), выступающий контрастным на фоне заявлений главы Дагестана о восстановлении управляемости в регионе. При этом динамика (изменение ранга риска) показала ухудшение инвестиционного риска в Республике Дагестан в 2015 году по сравнению с 2014 годом.

Но при этом еще раз отметим, что Республика Дагестан обладает довольно высоким инвестиционным потенциалом (29-е место в ранге среди регионов России). Из каких же составляющих складывается этот инвестиционный потенциал Дагестана?

Как видим, слабые места для республики — производственная, институциональная, инфраструктурная и туристическая сферы деятельности экономики. Причем динамика показывает, что не меняются ни институты развития, ни инфраструктура в производственной и туристической отраслях. Налицо нулевой результат деятельности профильных министерств и ведомств.

Рейтинг Национального рейтингового агентства

По итогам 2015 г. Республика Дагестан (73-е место) попала в восьмую группу из девяти — группу IC8 с низкой инвестиционной привлекательностью. При этом по рэнкингу (ранжированию) регионов по объему накопленных прямых иностранных инвестиций Дагестан занял 78-место, а по рэнкингу регионов по годовому притоку прямых иностранных инвестиций — 80-е место.

Рейтинг Минэкономразвития России

Рейтинг Минэкономразвития России создан по Указу президента Российской Федерации от 10 сентября 2012 г. №1276 «Об оценке эффективности деятельности руководителей федеральных органов исполнительной власти и высших должностных лиц (руководителей высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации по созданию благоприятных условий ведения предпринимательской деятельности». В данном рейтинге Республика Дагестан находится на 22-м месте среди субъектов, отнесенных к низкой группе, которая состоит из 27 регионов, и на 78-м месте среди всех субъектов РФ. Рейтинг регионов России по уровню развития государственно-частного партнерства 2014/2015 Республика Дагестан заняла 71-е место, улучшив позицию на 9 пунктов (позиция 2013/2014 — 80-е место).

В 2015 году инвестиции в основной капитал за счет всех источников финансирования составили 231,1 млрд руб., однако темп не достиг уровня предыдущего года (102,1% против 105,2%), хотя сложился выше среднего значения за 2015 год в целом по РФ (104,8% против 91,6%). В то же время объем инвестиций в основной капитал в расчете на душу населения отстает от среднероссийского уровня. По предварительным данным, за 2015 год значение показателя по республике ниже показателя в среднем по РФ в 1,3 раза (76,9 тыс. руб. против 99,4 тыс. рублей).

Отношение числа высокопроизводительных рабочих мест к среднегодовой численности занятого населения в Республике Дагестан составляет 9,3% (это абсолютно низкий уровень, республика по этому показателю очень сильно отстает от всех субъектов федерации, в среднем по России — 27%). Доля продукции высокотехнологичных и наукоемких отраслей в валовом региональном продукте также одна из самых низких среди регионов федерации — 12,7% (для сравнения, Чеченская Республика — 23,2%). Отсюда крайне низкая рентабельность проданных товаров в Дагестане — на уровне 1,3%. Из-за низкой добавленной стоимости в производимом в республике продукте ей практически уготовано место среди бедных регионов России. Хотя по диаграмме на рисунке видно, что дагестанец все больше догоняет рязанского мужика.

Меры и полумеры

Анализируя все эти рейтинги и сравнительные показатели развития Республики Дагестан, хочется отметить, что в республике не нашли использования лучшие практики других регионов.

Во-первых, не разработана и не принята Инвестиционная стратегия, которая должна определять все приоритеты региона: территории, отрасли, технологии опережающего развития, осваиваемые виды продукции, работ и услуг, планируемые к реализации проекты. Во-вторых, не формируется ежегодный план создания инвестиционных объектов и необходимой инфраструктуры. В плане должно быть расписано буквально всё, и он должен быть опубликован на интернет-портале об инвестиционной деятельности региона с указанием планируемых объектов и сроков их создания. Туда же включаются принятые проекты развития.

Кроме того, должен быть принят нормативно-правовой акт, устанавливающий способы защиты инвесторов от ухудшения положения, от злоупотребления со стороны исполнительных органов власти региона; закон должен установить порядок обращения инвестора за помощью, а также формы налоговой и финансовой поддержки инвестиций. В принятом же в Дагестане законе об инвестиционной деятельности говорится лишь о льготах, которые предоставляются инвесторам. Субъект РФ должен помогать инвесторам в сопровождении всех инвестиционных проектов на всех стадиях. В некоторых регионах хорошо налажена прямая связь инвесторов с высшим должностным лицом республики для оперативного решения возникающих проблем.

Все вышеуказанные и иные лучшие практики внедрены в других регионах-лидерах. А у нас эти практики или вообще не реализованы, или находятся в зачаточном состоянии.

Как видно из данных Национального рейтингового агентства, бизнес-сообщество все еще низко оценивает деятельность органов власти по лицензированию отдельных видов деятельности. Так, можно отметить излишнюю забюрократизированность процедур получения разрешения на строительство, лицензии на производство вина и виноматериалов на региональном уровне и т.д.

Другой фактор, на который обращают внимание эксперты, в том числе из Министерства экономического развития РФ, это все еще низкая эффективность механизма государственно-частного партнерства в Дагестане.

С запуском нового инвестиционного портала Республики Дагестан повысилась оценка качества информационной поддержки инвесторов и бизнеса. Но на инвестиционном портале инвестор не может получить всей необходимой информации об инвестиционном потенциале региона, в том числе воспользоваться новыми сервисами, к примеру «Калькулятором инвестора» и рассчитать возможный объем господдержки.

Несмотря на некоторые подвижки в развитии малого предпринимательства, качество организационной, инфраструктурной и информационной поддержки необходимо улучшить. Очень низкой остается доля рабочих мест в бизнес-инкубаторах и технопарках в общем числе занятых на малых предприятиях. Снизилась оценка консультационных и образовательных услуг, оказываемых организациями инфраструктуры поддержки малого предпринимательства. Снижается оценка бизнесом доступности кредитных ресурсов.

И последняя, одна из самых сложных задач, касалась формирования системы поддержки и активизации инвестиционных процессов на уровне муниципалитетов.

Министерство экономики и территориального развития все еще не подготовило Муниципальный инвестиционный стандарт Республики Дагестан, разработанный на основе «Атласа муниципальных практик» Агентства стратегических инициатив. Реализация стандарта позволила бы значительно облегчить работу инвесторов в районах.

Необходимо также готовить Региональный инвестиционный рейтинг. Целью его станет по аналогии с Национальным инвестиционным рейтингом субъектов стимулирование муниципалитетов к поиску и внедрению лучших практик по улучшению бизнес-среды.

 Читайте нас в Telegram
 @novoedelo

Знаете больше? Сообщите редакции!

WhatsApp, Telegram, SMS: +7 964 051 62 51 (не для звонков)

Форум «НД» в Telegram: https://t.me/nd_forum


Смотрите также:




А что вы думаете об этом?

Комментарии к новости(0)

Комментировать могут только зарегистрированные пользователи. Для комментирования, пожалуйста войдите или зарегистрируйтесь




Загрузка...

Последние новости

Опрос

Что необходимо "Анжи" для возвращения в РФПЛ?