«Улики, которых нет у следствия»

13.10.2018 10:00
После доставления Муртазали Гасангусенова в отдел полиции у здания собрались молодые люди, чтобы поддержать его/Фото: Мурад Мурадов

Министерство юстиции Дагестана отказалось согласовать два митинга «За эффективное расследование убийства братьев Гасангусеновых», которые предполагалось провести в Махачкале в середине октября. Это решение будет оспорено в Ленинском районном суде. На этой неделе отец убитых братьев-пастухов Муртазали Гасангусенов пытался привлечь внимание к расследованию дела приехавшего в республику председателя СКР Александра Бастрыкина, но был доставлен в отдел полиции.

Отказ в митинге

Законный представитель Муртазали Гасангусенова, правозащитник Джамбулат Гасанов 2 октября подал в Министерство юстиции Дагестана два уведомления о проведении многотысячного митинга. 13 октября предполагалось собраться в парке имени 50-летия Октябрьской революции, а на следующий день публичное мероприятие должно было пройти на центральной площади Махачкалы. На митинге предполагались выступления с требованием эффективного расследования и привлечения к ответственности виновных в убийстве братьев Наби и Гасангусейна Гасангусеновых.

4 октября Минюст ответил на оба уведомления отказом. Согласование акции в парке, как говорится в документе за подписью врио министра Ханлара Пашабекова, «не представляется возможным, так как на этот день администрацией города запланировано проведение ярмарки». Площадь Ленина, говорится во втором ответе врио министра, не входит в перечень мест для проведения публичных мероприятий, утвержденных постановлением республиканского правительства.

Гасанов посчитал, что ответ главы ведомства незаконный, необоснованный и нарушающий его право на свободу собраний, и обратился с исковым заявлением в Ленинский районный суд Махачкалы. Истец просит суд признать незаконными действия Министерства юстиции республики по несогласованию проведения митинга 14 октября.

Вылет в Москву

На 7 октября в Москве по приглашению дагестанской диаспоры в Доме журналистов была запланирована пресс-конференция, посвященная событиям, связанным с убийством братьев Гасангусеновых. Муртазали Гасангусенов вместе с Гасановым, а также адвокатами и правозащитниками, должны были вылететь в столицу накануне этого дня. «Примерно в 23 часа накануне вылета мне позвонили с неизвестного номера. Собеседник представился Гамзатом и пригласил на встречу, якобы у него есть материалы, которые он хочет мне передать. Я отказался, так как предположил, что это может быть провокацией, а звонивший может быть сотрудником правоохранительного органа. После этого на его звонки я не отвечал. И тогда в три часа ночи мне позвонил другой человек, он сообщил, что Гамзат — его начальник, и предупредил меня, что в аэропорту может быть засада и мне не стоит туда ехать»,?— рассказал Гасанов. После этих звонков Джамбулат Гасанов опубликовал в соцсетях призыв поддержать их в день вылета и прийти в аэропорт.

«Мы предполагали, что нас могут забрать, продержать три часа, пока наш рейс не вылетит. На мой призыв откликнулись люди, и они пришли в аэропорт. Когда мы вышли из машины, то увидели людей, следивших за нами. Но они ничего не предприняли, так как вокруг нас было много сторонников. И мы благополучно сели в самолет»,?— отметил он.

Улики, которых нет у следователей

На пресс-конференции в Москве присутствовали юристы «Комитета против пыток», «Мемориала», а также общественные деятели. Джамбулат Гасанов в подробностях рассказал о проведенной работе в течение двух лет и привел множество нестыковок, которые присутствовали в материалах уголовного дела. Он считает, что к убийству могут быть причастны сотрудники полиции. Но на его ходатайство о даче правовой оценки роли и действиям этих сотрудников должного ответа не было получено.

Дагестанские адвокаты правозащитного центра «Мемориал» провели большую работу, чтобы следствие начало двигаться в нужном направлении и отца убитых пастухов допустили к материалам дела. Но на организацию оказывалось давление: в частности, на руководителя отделения Сиражудина Дациева было совершено нападение. Юрист «Комитета против пыток» (дело ведут сейчас правозащитники этой организации) Абубакар Янгулбаев заявил, что в результате проведенной работы им удалось собрать доказательства и улики, которых нет у следствия. Оглашать их он не стал, так как они еще не приобщены к материалам дела.

Сам Муртазали Гасангусенов заявил московским журналистам, что хочет остановить внесудебные казни в республике, чтобы другим родителям не пришлось пережить то, что он перенес.

Странные сообщения от МВД

9 октября в республику прибыли практически все руководители федеральных силовых ведомств. Муртазали Гасангусенов намеревался провести пикет на центральной площади, чтобы привлечь внимание председателя СКР Александра Бастрыкина. Примерно в час дня он стоял у Дома Дружбы, площадь была оцеплена.

К Муртазали Гасангусенову подошли сотрудники полиции, они начали спрашивать его про его планы. А когда он вытащил сигарету, появился человек в гражданской форме и заснял этот момент. Сотрудники полиции посадили Гасангусенова в машину и увезли в ОМВД по Советскому району Махачкалы. Туда же подъехали журналисты, правозащитники и адвокат. Дежурный подтвердил, что Гасангусенов доставлен в отдел и сообщил, что в отношении него составляется протокол за курение в общественном месте. Примерно через полчаса внутрь запустили адвоката Шамиля Магомедова, у которого был выписан ордер. Остальных пропускать отказались. Тогда юрист «Комитета против пыток» Абубакар Янгулбаев, представитель Гасангусенова по доверенности, написал жалобу на незаконные действия сотрудников полиции, которые отказывались пропускать его к доверителю. Жалобу зарегистрировали, но долго уговаривали не писать ее.

Пока Муртазали Гасангусенов находился в полиции, поддержать его к отделу подходили молодые люди. Трое из них пришли с портретами убитых братьев. С раскрытыми фотографиями они простояли недолго.

Примерно к 15 часам Муртазали Гасангусенов вышел из отдела полиции. Он только успел поздороваться с теми, кто пришел поддержать его и ожидавшими его юристами. Он в сопровождении сотрудника полиции сел на пассажирское сиденье гражданской машины, а за руль сел полицейский. Они, как выяснилось позже, поехали к начальнику УМВД города. Как рассказал адвокат Шамиль Магомедов, сотрудники полиции не стали составлять никакого протокола.

В это время пресс-служба МВД Дагестана сообщила, что Гасангусенов не был задержан. «Он был приглашен начальником УМВД России по Махачкале полковником полиции Нурмагомедом Муртазалиевым для выяснения и оказания содействия в решении проблемных вопросов, имеющихся на сегодняшний день. Информация о задержании и привлечении Муртазали Гасангусейнова к какой-либо ответственности является недостоверной»,?— говорилось в сообщении МВД республики. Однако в МВД не смогли разъяснить причины, по которым Гасангусенов был доставлен в ОМВД по Советскому району, и как это заявление стыкуется с последующими сообщениями о встрече с начальником УМВД.

По словам самого Муртазали Гасангусенова, начальник столичного УМВД извинился перед ним за своих сотрудников, которые доставили его в райотдел, и обещал привлечь их к ответственности.

1 октября, когда на площади Махачкалы собралось несколько сот людей в поддержку родителей убитых пастухов и их принял руководитель дагестанского Следственного управления СКР Сергей Дубровин, он обещал принять их повторно 11 октября.

«Мы ожидали, что на этой встрече нас ознакомят с постановлением о передаче дела в Москву или позволят ознакомиться с материалами дела. Но 11 октября нас никто не ждал, хотя сам Дубровин находился в здании Управления»,?— сообщил Джамбулат Гасанов вчера, 11 октября. Он также отметил, что в последнее время в социальных сетях под его постами некоторые пользователи начали оставлять сообщения с угрозами.

Знаете больше? Сообщите редакции!
Телефон +7(8722)67-03-47
Адрес г. Махачкала, ул. Батырмурзаева, 64
Почта [email protected]
Или пишите в WhatsApp +7(964)051-62-51
Мы в соц. сетях: