«Увеличение цены на авиабилет накануне отлета мы считаем нарушением»

04.08.2018 10:37
Законодательных норм, обязывающих авиакомпании снижать цены на билеты, у УФАС пока нет/Фото: Аида Гаджиханова

Станет ли перелет из Махачкалы в Москву и обратно дешевле, о том, как организовался картель, который заработал свыше 17 миллиардов рублей, и как можно улучшить ситуацию с маршрутными такси в городах республики рассказал врио руководителя УФАС по Дагестану Каир Бабаев на пресс-конференции, которая прошла в среду, 1 августа.

В начале пресс-конференции Бабаев отчитался по итогам работы антимонопольного ведомства за первое полугодие 2018 года. По данным республиканского УФАС, за первое полугодие 2018 года ведомству поступило 929 жалоб на действия заказчиков разного уровня, 318 из которых признаны обоснованными. Специалистами Управления в 343 закупках было выявлено 406 нарушений закона «О контрактной системе…».

За нарушения закона к административной ответственности привлечено 170 должностных лиц и вынесено постановлений о наложении административных штрафов на сумму более 4,2 миллиона рублей. Возбуждено 42 антимонопольных дела.

Всего дагестанским Управлением ФАС за вышеуказанный период было наложено штрафов на сумму 11,902 млн рублей, к административной ответственности привлечено 8 должностных и 10 юридических лиц. В бюджеты разных уровней Управлением за полгода было взыскано более 5,5 млн рублей.

В ведомстве отметили, что впервые наметилась тенденция по снижению числа жалоб на государственные закупки. Для сравнения, в I полугодии 2017 года в антимонопольную службу поступило 1429 жалоб.

Бардак на дорогах и в небе

После официальной части своего выступления новый глава дагестанского антимонопольного органа ответил на вопросы журналистов.

В частности Каир Бабаев рассказал о картеле в сфере дорожного строительства, который обнаружила рабочая группа ФАС России: «Объем нарушений выявлен на 17,3 миллиарда рублей. Пока дело находится в уголовном процессе, называть задействованные организации и учреждения будет не совсем правильно с нашей стороны. Но основной субъект в составе этого картеля — это Министерство транспорта и дорожного хозяйства Дагестана, бывший Дагавтодор. Могу сказать, что сумма эта подсчитана за трехлетний период. Вся информация, весь материал и фактура находятся у сотрудников центрального аппарата ФАС, которые завершили свою работу в Дагестане и продолжат ее в Москве. Скажу только одно — материалов по делу собрано очень много. Мы проверяли порядка пяти отраслей, это и строительство и социальное обеспечение, картели были выявлены только в двух отраслях. Но работа по проверкам продолжается».

Также Бабаев прокомментировал ситуацию с завышением цен на авиаперелеты не только в праздничные дни, но и в будни.

«Есть хорошая перспектива разрешения этой ситуации. Что я имею в виду. Все компании, совершающие перелеты по маршруту «Москва—Махачкала—Москва», работают на этой линии уже несколько лет и в соответствии с новым законодательством мы имеем право все эти структуры объединить в группу коллективного доминирования. Мы сейчас объединим все эти авиакомпании, которые летают по этому маршруту в одну группу. На следующем этапе мы планируем проверить, в каком ценовом ракурсе авиаперевозчики работают в группе экономкласса. Изучить среднюю стоимость билета в авиакомпаниях и ее составляющие. Скорее всего, особого обоснования мы там не увидим, и у нас появится основание через суд запретить такого рода продажи, когда за 10 дней до перелета билет стоит от 3,5 тысяч, а накануне, в кассах, достигает 35 тысяч. Такое действие мы считаем нарушением антимонопольного законодательства», — рассказал руководитель антимонопольной службы.

По словам Бабаева, благодаря предоставленной гражданами информации были выявлены случаи двух- и трехкратного завышения тарифов авиакомпаниями. УФАС располагает достаточными основаниями для их включения в группу по признакам коллективного доминирования. Но даже если авиакомпании официально будут признаны коллективными монополистами, то они могут отделаться только штрафом. Законодательных норм, с помощью которых антимонопольная служба обязала бы их снижать цены, пока нет, добавил он.

Про бензин и газ

«Ситуация в этой отрасли в Дагестане чуть сложнее, чем в любом другом субъекте Российской Федерации. Там, где я раньше работал (заместитель руководителя УФАС в Карачаево-Черкесии. — «НД»), есть несколько монополистов, и все нарушения, как правило, связаны с их действиями. В Дагестане нет доминанта в этой сфере. Есть 60–70 субъектов по Махачкале и каждый из них имеет полную свободу в установлении цен на топливо. Если мы не можем доказать сговор, говорить им, что они должны продавать свои продукты по тем ценам, которые есть в среднем по стране, мы не имеем права. Потому что каждая из этих структур по прямому назначению не является нашим субъектом. Если она не занимает доминирующие позиции, то она в своих действиях свободна. Но мы пытаемся все-таки во всех этих действиях увидеть сговор и пресечь такого рода действия, но, к сожалению, у нас нет оперативных полномочий, мы работаем по системе запрос–ответ. Однако мы продолжаем работу по исследованию схемы роста цен не бензин», — сообщил Бабаев.

Про городской транспорт

«Люди, которые имеют право работать в свободном договоре с муниципальными органами, почему-то работают через другую рыночную структуру. На сегодняшний день в Махачкале 11 перевозчиков, что для миллионного города очень мало. В Дербенте, например, их всего два, а в городе Дагестанские Огни и вовсе один перевозчик. У нас достаточно много претензий к транспортной системе муниципалитетов. Мы будем добиваться, чтобы в администрациях изменили свои правовые акты и обеспечили доступ не только крупным поставщикам, но и каждому индивидуальному предпринимателю. Каждый из водителей на маршруте — потенциальный участник рынка, который должен зарегистрироваться как индивидуальный предприниматель. Сейчас они сидят за спиной перевозчиков, как батраки, готовы работать на него, отдавая каждый день победителю этой схемы независимо от того, работал ты или нет, по 3–4 тысячи рублей. Тогда, когда может стать свободным участником процесса и платить по 10–15 тысяч рублей в месяц налогов. Надо всего лишь оформить лицензию, заключить договор на медицинское и техническое обслуживание, что мелочь по сравнению с тем, что они вносят каждый день в кассу перевозчика. Во многих северокавказских городах эти вопросы решены, каждый, кто ездит, — сам себе предприниматель, почему бы и здесь не внедрить эту систему, которая более благоприятна и для людей и для бюджета муниципалитета», — отметил руководитель антимонопольного ведомства.

Знаете больше? Сообщите редакции!
Телефон +7(8722)67-03-47
Адрес г. Махачкала, ул. Батырмурзаева, 64
Почта [email protected]
Или пишите в WhatsApp +7(964)051-62-51
Мы в соц. сетях: