Владимир Васильев попросил местных чиновников не ставить его в неловкое положение

05.10.2017 23:50
Фото: Евгений Костин/"Новое дело"

Что будет с правительством Дагестана после отставки Рамазана Абдулатипова, какие шаги предпримет в первую очередь новый врио республики, на кого он будет опираться и будет ли продолжать действовать негласный принцип национального квотирования при назначении на различные руководящие должности — об этом и многом другом рассказал новый руководитель Дагестана Владимир Васильев на официальной церемонии представления активу республики.

«Пока еще гость…»

Полномочный представитель президента в СКФО Олег Белавенцев на представлении Васильева, которое прошло вчера в здании дагестанского правительства, сообщил об отставке Рамазана Абдулатипова и поблагодарил его за работу. Он отметил, что на этом посту уже бывшему главе приходилось принимать множество решений, которые «требовали житейской мудрости, взвешенности, а зачастую и мужества».

Пока Белавенцев рассказывал об успехах предыдущего главы и представлял присутствовавшим Владимира Васильева, Рамазан Абдулатипов внимательно изучал речь, с которой собирался выступить, и ручкой вносил изменения. Когда ему было предоставлено слово, бывший глава республики немного удивился и спросил: «А, уже?», — и показал в сторону врио главы Дагестана Владимира Васильева. Уже у трибуны он объяснил это тем, что хотел пропустить преемника первым, так как тот пока еще гость.

«Я предлагал Путину 5–7 кандидатур»

Абдулатипов пришел на представление врио главы без галстука. Он сказал, что его выступление дагестанцам покажется самым коротким за всю историю, а для гостей — самым длинным. Он начал с выражения благодарности всем — от глав районов до председателя правительства России Дмитрия Медведева и президента страны Владимира Путина. Абдулатипов сказал, что его приход в Дагестан не объединил дагестанцев, но зато объединит уход.
Владимира Васильева он назвал самой удачной кандидатурой «из всех возможных». «Конечно, в трехмиллионной республике есть немало людей, которые могли бы исполнять обязанности главы. Я тоже предлагал 5–7 человек. Даже отправил телеграмму президенту страны, чтобы он дал возможность председателю правительства на какой-то переходной период вести этот процесс. Но выбранная президентом кандидатура — самая удачная», — сказал Абдулатипов и попросил бурных аплодисментов.
А затем бывший глава Дагестана начал рассказывать о всех преобразованиях, которые он совершил за годы правления. По его мнению, побороть терроризм удалось благодаря возвращению управляемости республикой: «Терроризм появился из-за того, что власть была слабой. На севере командовал один, на юге — второй, еще где-то третий, а в Махачкале — один человек всем, и даже президентом республики».

«Главу Верхсуда уже тошнит от Дагестана»

Ответил в выступлении он и тем, кто считает, что терроризм победили только правоохранительные органы. «В Дагестане уже четыре года не совершаются теракты. На совещаниях говорят, что это благодаря героической работе правоохранительных органов. Я согласен. Но пару раз я не выдержал и ответил: «А до прихода Абдулатипова правоохранительных органов не было в Дагестане? Почему тогда был бандитизм и терроризм?», — спросил Абдулатипов и продолжил уже эмоциональнее. На поставленные вопросы он ответил сам: терроризм победила согласованная работа между всеми органами власти и населения. Он отметил эффективную работу всего силового блока — прокуратуры, МВД, СКР, Нацгвардии, МЧС. И заметил, что целый год невозможно выбрать председателя Верховного суда республики: «Как только кого-то рекомендуешь, все остальные кандидаты начинают писать на него… Я созванивался с главой Верхсуда России Вячеславом Лебедевым, он мне ответил, что его уже тошнит от Дагестана».

Недовольство высказал Абдулатипов и по поводу того, что дагестанские москвичи «как жили в 17-м веке, так и продолжают в нем жить и охаивать главу».

«На федеральном уровне не знают, что творится в Дагестане»

Досада в словах Абдулатипова чувствовалась, когда он говорил об итогах прошедших выборов в Госдуму: «Мы победили выборы в Госдуму, избрали хорошую команду, хотя почти многие федеральные ведомства делали все, чтобы провалить эти выборы. Оказывается, если Абдулатипов набрал 89 процентов за «Единую Россию», то Абдулатипов — диктатор, не демократ. А тот, кто провалил выборы с результатом 35 процентов, продолжает работать руководителем субъекта. В этом случае вопросов ко мне нет. Но до президента доводят информацию люди, которые ни разу не были в Дагестане и не знают о регионе. Живут стереотипами 90-х годов. Хоть раз на федеральном уровне отмечали положительные моменты? Министр экономики России ни разу к нам не приезжал, не спрашивал, чем мы тут занимаемся. Мы же одна страна, один народ».

Он сказал, что у него нет вопросов к президенту страны и Васильеву, но у него есть вопросы к «состоянию управления государством, особенно регионами». «На федеральном уровне не знают, что делается в регионе», — сказал он и решил «остановиться вовремя, пока не занесло куда-нибудь».

В заключение он предложил всем перестать делить россиян на русских и нерусских: «По культуре и языку мы уже давно все русские», — сказал Абдулатипов.

В итоге «самое короткое выступление» продлилось 28 минут. После завершения речи раздались бурные аплодисменты, Владимир Васильев даже встал, после чего его примеру последовали все в зале.

Потому что Путин попросил

Говоря о назначении Васильева, Белавенцев подчеркнул, что это является подтверждением того, что руководство страны уделяет особое внимание республике.

Врио главы Дагестана сразу решил ответить на вопрос, почему он согласился работать в Дагестане. Он признался, что этот вопрос возникал и в его семье.

«Я работал на разных должностях с президентом страны Владимиром Путиным. Я видел и вижу, как он работает. Он пришел и собрал страну, остановил войну на Северном Кавказе. Поэтому, когда он попросил меня возглавить Дагестан, не смог ему отказать», — сказал Васильев.
Он рассказал, что знаком с регионом: часто приезжал в Дагестан, когда работал в Главке МВД; затем ему пришлось уйти из МВД, и он получил предложение сформировать управление по Северному Кавказу в Совете безопасности.

Вспомнил Васильев и еще одну историю, которую, по его словам, никогда не рассказывал. Оказалось, что в 1998 году на тот момент первый заместитель министра внутренних дел России Владимир Васильев возглавил операцию по освобождению захваченного братьями Хачилаевыми здания Госсовета.

«Борцы — замечательно, но нужны новые технологии»

«Я намерен предоставить возможность исполнять обязанности всем, кто сейчас работает. А дальше уже буду смотреть по делам. В эти дни я встречался с председателем и министрами российского правительства. Хочу сказать, что к вам пришел не я один, к вам пришла Россия. Мы договорились, к нам будут приезжать министры, которые раньше этого не делали. В 2018 году в Дагестан поступит серьезная финансовая поддержка. Но это деньги наших россиян. Все должны понимать, что они идут на дело», — сказал врио главы.

Васильев также намекнул, чтобы к нему не подходили с подарками: «Не обижайтесь. У меня нет в семье больших начальников. Жена — пенсионер, дочь занимается малым бизнесом. Прошу не беспокоиться в дни рождения, вы поставите меня в неловкое положение».

Васильев сообщил, что будет выбирать на должности не по национальной квоте, а по талантам и способностям: «Для меня важно, чтобы кадровая политика была открытой. Постараюсь исходить из того, что сделано, опираться на тех, кто работает, и находить новых толковых людей. Нам надо сделать молодежь Дагестана определяющей будущее республики. То, что есть борцы, — это замечательно, но в этот непростой век, когда исчезают целые профессии, нужно использовать новые технологии».

Он также назвал своим преимуществом то, что не является представителем ни одной из дагестанских национальностей, и добавил, что отец у него — казах, а мать — русская.

Пока журналисты ждали пресс-подхода врио главы Дагестана в здании Дома правительства, мимо камер прошел Рамазан Абдулатипов. Посмотрев в сторону журналистов, Абдулатипов, не останавливаясь, с улыбкой всех поприветствовал: «Всем привет». В этот день он ни с кем не попрощался.

Знаете больше? Сообщите редакции!
Телефон +7(8722)67-03-47
Адрес г. Махачкала, ул. Батырмурзаева, 64
Почта [email protected]
Или пишите в WhatsApp +7(964)051-62-51
Мы в соц. сетях: