Власть и одежда

06.04.2013 00:00


Установки свыше
22 марта парламент Грузии в третьем и заключительном чтении принял поправки к регламенту работы парламента, согласно которым депутаты обязаны носить на службе или строгие деловые костюмы, или национальные. Инициатива нашла поддержку у 88 депутатов, против выступил один. Поправки вступят в силу после их одобрения президентом Грузии Михаилом Саакашвили и публикации на сайте «Законодательного вестника». Инициатором нововведения стал представитель парламентского большинства, депутат от Консервативной партии Грузии Бидзина Гуджабидзе. Он с единомышленниками уже неоднократно появлялся на заседаниях парламента в национальной одежде. Ранее Гуджабидзе заявлял представителям местных и мировых СМИ, что надеется превратить черкеску (чоху) в «национально-государственный атрибут». При всем этом депутат никак не затрагивал тему ношения представителями прекрасного пола женского грузинского национального костюма — платья картули и головного убора чихти-копи.
Но Тбилиси не пионер в своем желании переодеть чиновников. Три года назад 9 марта президент Чечни Рамзан Кадыров посоветовал всем подчиненным надевать в праздники новые наряды. «У чеченцев очень красивая национальная одежда. Я думаю, было бы уместно, если бы на национальные праздники чиновники, министры, главы администраций надевали национальную одежду», — заявил Кадыров на одном из заседаний правительства. Он также дал понять, что сам намерен подать пример всем.
Наверное, нет смысла разъяснять, что такое у соседей советы главы республики… Поэтому не было никаких сомнений, что в дни этих самых праздников каждый подчиненный президента Чеченской Республики будет щеголять в национальной одежде, благо, что и жена Кадырова уже продемонстрировала в Объединенных Арабских Эмиратах коллекцию одежды «Леди Чечня» из 70 повседневных и вечерних нарядов. Эксперты, любители моды с нетерпением ожидали чеченских праздников, но на торжества, посвященные им, все чиновники почему-то явились в обычной одежде. Не стали исключением и торжества в честь 10-й годовщины проведения референдума и принятия Конституции Чечни, которые прошли на этой неделе. В национальной одежде был лишь один мальчик. Ему-то и доверили перерезать вместе с Кадыровым красную ленту в честь открытия республиканской библиотеки.
Не знаю, что там случилось у соседей, видимо, глава Чечни счел, что время переодевать местную власть еще не поспело. Зато 10 февраля в Хасавюрте временно исполняющий обязанности президента Дагестана Рамазан Абдулатипов при посещении местного ЗАГСа заявил, что «26 июля, в День Конституции Республики Дагестан, все чиновники, главы администраций должны ходить в национальной одежде». Он полагает, что кроме нравственно-эстетического значения такой наряд станет своеобразным символом единения всех народов республики. Теперь остается только дожидаться лета, чтобы увидеть новый прикид родной бюрократии.
«Несколько лет назад кавказский свадебный костюм занял первое место в Лондоне как самый лучший. Если бы мы наших дочерей с детства воспитывали надевать национальный костюм, то у нас не вошла бы в моду арабская одежда. Заставить никто не может, но мы должны пропагандировать свою национальную одежду», — заметил Абдулатипов. Симптоматично, что глава Северной Осетии Таймураз Мамсуров солидарен с ним. Он недавно также заявил, что хиджаб является «национальной одеждой жителей пустыни» и к исламу не имеет никакого отношения: «И когда кто-то говорит, что так надо всем мусульманам обязательно ходить, он просто не разбирается в вопросах религии». Но что такое вообще национальная одежда дагестанцев?


Женщины с покрывалами и мужчины с бородами
Естественно, это не то, что надевают на выступления нынешние танцоры ансамбля «Лезгинка». Специфика нашей одежды и нашего внешнего вида в прошлые времена станет более-менее понятной, если ознакомиться хотя бы с содержанием ряда трудов, написанных еще в XVIII—XIX веках русскими этнографами и писателями. В книге «По дебрям Дагестана» отмечено, что дагестанские женщины ходили в покрывалах; в журнале «Военный сборник» от 1859 года автор статьи «Перечень последних военных событий в Дагестане (1843 год)» также пишет, что «женщины прикрылись покрывалами, мужчины надели чалму, подстригли усы в уровень с верхней губой и бороду клином». «Вестник Европы» за 1867 год в материале «Дагестан, его нравы и обычаи» делает упор на том, что «женщины, принадлежавшие к семействам сановников духовной и гражданской иерархии имама Шамиля, ходили под покрывалами из разноцветной кисеи, коленкора или белого полотна — в двух последних случаях, с небольшими прорезными, подобно маске, отверстиями для глаз. Такие покрывала, не допускавшие видеть лица, носились, впрочем, всеми женщинами, за исключением девиц, не достигших 7-летнего возраста, и старух». Далее автор характеризует мужчин-мусульман: «Он не пропустит ни одного намаза, ни минуты, установленной для совершения его; никогда не расстается с четками, зубочисткой и кольцом на мизинце правой руки; боится табачного дыму; находясь, по необходимости, между христианами, избегает быть там, где присутствуют женщины; ни за что не наденет европейского костюма, а эполеты, кресты и медали, если их имеет, надевает только по необходимости, представляясь начальству; бреет голову и подстригает усы наравне с верхнею губою».
Неоценимую информацию по теме дает уникальный альбом художника Григория Гагарина «Костюмы Кавказа», который увидел свет в 1840-х годах в Париже. Само собой разумеется, во все времена национальный наряд вообще не считался таковым, если его не дополняло холодное и огнестрельное оружие. О многом говорит то, что даже в бытность СССР дагестанцам официально разрешалось носить кинжал или шашку как часть национальной одежды. Женский наряд того времени хорошо показан в документальном фильме «Традиционная одежда женщин Дагестана», где перечислены региональные, этнические и даже аульные особенности одежды прекрасной половины, причем абсолютно на всех женщинах можно увидеть исконно «дагестанские» хиджабы с обилием серебряных украшений и так далее.
Честно говоря, лично мне не совсем понятно упорное желание первых лиц видеть своих подчиненных по праздникам исключительно в национальной одежде, хотя в процессе есть своя изюминка: на минуту представьте себе обрюзгшего бородатого чиновника в черкеске, папахе и с кинжалом на серебряном поясе. С другой стороны, чтобы переодеть сонм чиновников надо открыть какую-нибудь швейно-трикотажную фабрику, а это уже новые рабочие места. Чем не решение проблемы безработицы? Если же серьезно, для современного Дагестана более актуально изменение внутреннего мира всех его граждан — когда каждый земляк будет делами показывать, что он наследник тех людей, о которых в конце XIX века Евгений Марков в своих «Очерках Кавказа» писал: «Полудикий житель Дагестана является достойным имени человека — своей твердой волей, твердыми убеждениями, твердыми речами и поступками. В нем не угас еще благородный гнев, который не позволит оскорбить себя и близкого своего никому, кто бы ни был он, как бы высоко ни стоял над оскорбленным, какие бы последствия ни были от этого».

Знаете больше? Сообщите редакции!
Телефон +7(8722)67-03-47
Адрес г. Махачкала, ул. Батырмурзаева, 64
Почта [email protected]
Или пишите в WhatsApp +7(964)051-62-51
Мы в соц. сетях: