А может, само рассосется?

30.01.2016 19:01

Самая захватывающая экономическая интрига в России сегодня напрямую связана с так называемым антикризисным планом, к разработке которого, наконец, приступило правительство страны.


Начнем с того, что с принятием этого документа опоздали как минимум на полгода, а то и на год (уже в начале 2015-го было понятно, что падение рубля не остановится, что санкции — это всерьез и надолго, а латание бюджетных дыр исключительно «резервными» деньгами приведет лишь к тому, что эти деньги очень быстро закончатся). Очевидно, что уже тогда в каждом министерстве должны были создать рабочие группы, просчитывающие сценарии развития экономики страны при условиях возможного снижения цены на нефть. Увы, в правительстве почему-то решили, что нефть ниже $50 не опустится, и исходя из этого сверстали так называемый «кризисный бюджет», предусматривающий значительное увеличение расходов на «оборонку» за счет кастрации социальных программ. При этом граждан успокоили, заверив, что негативные сценарии правительством тоже рассматриваются; в частности, как заявил Дмитрий Медведев, прорабатывается сценарий, при котором «цена на нефть кратковременно может опуститься до $40 за баррель».

Правда, вскоре после этого заявления российского премьера выяснилось, что негативный сценарий в правительстве никто разрабатывать не спешит, поскольку руководство страны решило, что пик кризиса позади. В частности, в своем выступлении на форуме «ВТБ Капитала» «Россия зовет!», состоявшемся 13 октября, Путин заявил, что «некоторые специалисты считают, и я с ними согласен, что пик кризиса в целом, можно сказать, достигнут, и российская экономика в целом приспособилась или уверенно приспосабливается к этим изменяющимся условиям экономической жизни». После этого заявления, естественно, про негативные сценарии в правительстве даже думать перестали, а всякие там антикризисные планы посчитали ненужной блажью. Тем более что рано или поздно (об этом заявили практически все крупнейшие российские чиновники) цена нефти вернется к «нормальной», и все у нас наладится само собой.

Уже через неделю после отмашки Путина, волевым решением отменившего кризис, министр финансов страны Антон Силуанов сообщил журналистам, что правительство не предусматривает отдельного антикризисного плана на 2016 год. «В следующем году, — проинформировал он представителей СМИ после заседания правительства, состоявшегося 22 октября, — у нас так называемого антикризисного плана не будет, но будет источник — фонд для поддержки отдельных отраслей экономики. В его рамках будет оказываться поддержка ключевым секторам». В проекте бюджета на 2016 год для этого фонда предусмотрено 65 миллиардов рублей, но в зависимости от ситуации объемы помощи могут быть доведены до 150 миллиардов рублей. При этом 74 миллиарда из этих средств, уточнил Силуанов, уже распределены в пользу агропромышленного сектора.

Рынок нефти заявления Путина о «пике кризиса», увы, не услышал — в конце декабря главный экспортный российский продукт начал стремительно дешеветь, просев до отметки $36 за баррель. Но и тогда никто в правительстве страны этим фактом не озаботился, очевидно понадеявшись на то, что все как-нибудь утрясется само собой. Как известно, не утряслось — нефть продолжала и продолжает дешеветь. А с ней и рубль.

После новогодних каникул правительство России, наконец, «проснулось» — 25 января Дмитрий Медведев потребовал от вице-премьеров предоставить согласованный с ведомствами антикризисный план на 2016 год, дав на это недельный срок. Этот документ, по словам премьера, должен помочь в преодолении кризисных явлений, а также создать условия для «выхода на траекторию устойчивого роста и по возможности сохранения того уровня благосостояния людей, который в настоящий момент достигнут».

Неделей раньше (20 января) россияне, опять же со слов Медведева, впервые узнали, что, оказывается, работа над антикризисным планом в министерствах и ведомствах все же ведется, и начали гадать над тем, кому на этот раз достанутся самые большие деньги. Проясниться ситуация должна была 27 января, когда о деталях плана планировалось доложить Владимиру Путину. Однако совещание оказалось закрытым, а Дмитрий Песков в своей обычной манере проинформировал о том, что «состоялось обсуждение текущей экономической ситуации, затрагивались меры по ускорению экономического роста», отказавшись сообщить детали.

В итоге детали антикризисного плана страна узнала благодаря публикациям «Ведомостей», «Коммерсанта» и некоторых других влиятельных российских СМИ, имеющих свои источники в правительстве. Как сообщили «Ведомости», «проект антикризисного плана Минэкономразвития разбит на четыре раздела: меры по структурной перестройке экономики и поддержке инвестклимата, поддержка регионов, поддержка отраслей и социальная поддержка — всего 96 пунктов. Основные источники финансирования — федеральный бюджет (310 млрд руб. бюджетных кредитов регионам, решение по которым принято еще в 2015 г.) и антикризисный фонд правительства (более 220 млрд руб.)». Кстати, напомним читателям «НД», что антикризисный фонд сформирован за счет пенсионных отчислений граждан — заморозка пенсионных накоплений в 2016 году позволила аккумулировать 342 миллиарда рублей, которые предполагается потратить на затыкание «кризисных дыр».

Главные получатели госпомощи в этом году — регионы и промышленность. Все понятно: региональные бюджеты за истекшие два года в долларовом выражении похудели практически вдвое, что, несомненно, отразилось на доходах региональных элит. При этом задачи, стоящие перед ними, существенно усложнились, поскольку именно они отвечают за то, чтобы региональные протесты не выплеснулись на федеральный уровень. А в кризис, как известно, вероятность подобных сценариев весьма велика. В итоге регионам достанутся 310 млрд дополнительных рублей.

Отечественный автопром поддержат на 138 млрд рублей. Предполагается, что эти деньги позволят снизить стоимость отечественных автомобилей и в итоге простимулируют спрос. Кстати, практически все серьезные экономисты сходятся во мнении, что стимулирование спроса в кризис — дело абсолютно бесполезное, поскольку вкладываться следует прежде всего в социальную стабильность. А подобные точечные вливания являются лишь замаскированной формой поддержки «просевших» в кризис «своих» предприятий.

Около 200 млрд рублей будут направлены в нефинансовый сектор. Тут главный получатель — машиностроение. Предполагается, что эти деньги, в частности, дадут возможность производителям сельхозтехники реализовывать ее аграриям со скидкой порядка 30%. И, собственно, в агропромышленный сектор будет направлено дополнительно 35 млрд рублей. Следует отметить, что суммы эти не окончательные, поскольку они пока не утверждены в Минфине, у которого, как сообщили его представители, имеется свое видение антикризисного плана.

Малому бизнесу в 2016-м дополнительных денег не дадут, зато предоставят множество преференций — правда, без снижения налогов. Писать о предполагаемых изменениях в порядке ведения бизнеса и контроле над ним пока еще рано — практика показывает, что предложения Минэкономразвития в этой части, как правило, не проходят даже сквозь сито межведомственных согласований, поскольку их принятие может негативно отразиться на бюджете. Так что подождем, пока правительство не опубликует документ в окончательной редакции.

Кстати, прорывов тут ожидать не стоит. В частности, вызывают сомнение озвученные в документе планы по реформе правоохранительных органов и судебной системы. По мнению экспертного сообщества, в ближайшее время они в России реализовываться не будут, поскольку это может существенно ослабить властную вертикаль.

Не очень высоки шансы и на то, что правительство утвердит предложение вице-премьера Ольги Голодец произвести индексацию пенсий на фактический объем инфляции. Более того, в ближайшие месяцы планируется рассмотреть вопрос об ограничении выплат пенсий работающим пенсионерам с большим доходом, а также об ужесточении требований к назначению досрочных пенсий. К тому же высока вероятность, что осенью будет рассмотрен вопрос о возможном повышении пенсионного возраста.

О том, что антикризисный план во многом является документом косметическим, говорит и то, что в документ не вошли инициативы Минтруда. Первая из них касалась введения прогрессивного подоходного налога на «сверхвысокие» заработки, а вторая предусматривала «упорядочивание» уровня оплаты топ-менеджмента госкомпаний и госкорпораций с направлением сэкономленных средств на оплату труда «наименее оплачиваемых работников».

Немало вопросов вызывают также озвученные планы по приватизации крупнейших государственных компаний. Эксперты считают, что в кризис их реальная стоимость сильно занижена. При этом некоторые из них предполагают, что такое решение может быть принято специально для того, чтобы высоколиквидные активы по дешевке достались нужным людям.

В общем, даже в первой редакции антикризисный план правительства особого оптимизма не внушает, что, в общем-то, неудивительно. Не вызывает сомнения, что в ходе работы над ним его авторы держали в уме всего одну главную мысль: «Рано или поздно цены на нефть вернутся к нормальным, санкции отменят, и все наладится само собой. А пока надо немного потерпеть».

И немного цифр «на закуску». По данным Счетной палаты, антикризисный план 2015 года оказался выполнен менее чем на 30%. При этом реальный сектор, в частности малый и средний бизнес, о необходимости поддержки которого говорили много и горячо, не получил практически ничего. Не заработала также пропиаренная чиновниками программа помощи по ипотечным кредитам, без финансовой подпитки забуксовали механизмы госгарантий. Зато, как следует из отчета Счетной палаты, весомая часть антикризисных средств 2015-го пошла на выделение грантов на проекты по разработке катера-аэробота малого класса, производство межкомнатных дверей класса «люкс» по инновационным технологиям, а также на разведение тропических ракообразных.

Основные же деньги (с учетом облигаций федерального займа это порядка 1,7 трлн рублей) достались банкам. Даже циничные депутаты Госдумы назвали это «поддержкой самых богатых за счет самых бедных», что, впрочем, не помешало им проголосовать за помощь банковскому сектору. Как показала практика, практически все выделенные деньги были потрачены на валютные спекуляции и в реальный сектор, как планировалось, не поступили (2015 год стал провальным по объемам кредитования бизнеса). В итоге (эти данные можно найти на сайте ЦБ) прибыль российских банков за 2015 год (192 млрд рублей) сократилась втрое по сравнению с предыдущим годом (589 млрд рублей).
Знаете больше? Сообщите редакции!
Телефон +7(8722)67-03-47
Адрес г. Махачкала, ул. Батырмурзаева, 64
Почта [email protected]
Или пишите в WhatsApp +7(964)051-62-51
Мы в соц. сетях: