Больше водки — меньше недовольных

13.02.2016 16:54

«Нефть его просто припечатала»


В пору глобальных кризисов зависимость региональных экономик от политики федерального центра вырастает стократ. Сегодня, к примеру, большая часть регионов (за исключением десятка самых богатых) понимает, что цифры в региональных бюджетах 2016 года, скажем так, не окончательные. Российский Минфин на фоне падения цен на нефть сообщил, что бюджет страны в ближайшее время «похудеет» на 10%. Естественно, уменьшатся и федеральные транши для регионов. Окончательных цифр не знает никто, поэтому бюджетные перспективы для большинства территорий страны весьма туманны.

На этом фоне главным поставщиком экономических новостей (в том числе региональных) сегодня становится российское правительство, занятое выстраиванием своей антикризисной политики. Пару недель назад (на втором году кризиса) правительство, наконец, утвердило антикризисный план, обозначив вектор развития российской экономики на ближайшее время. Увы («НД» об этом уже писало), план этот вовсе не предполагает развитие реального сектора, как надеялись многие, а ориентирован исключительно «на поддержание штанов» — наши чиновники как бы надеются, что все рассосется само собой, надо лишь пережить тяжелые времена и дождаться момента, когда цены на нефть вернутся к «нормальным».

При этом создается впечатление, что никто в правительстве так и не понял, что нынешний кризис случился вовсе не из-за обвала цен на нефть. По мнению ведущих экономистов страны, все началось намного раньше, когда российская экономика буквально на ровном месте начала буксовать. Директор региональной программы Независимого института социальной политики Наталья Зубаревич, в частности, считает, что кризис в стране начался еще три года назад, вот только россияне его не заметили. «А вот этот кризис, новый, — говорит она, — он начался как внутренний. С 2013 года перестала расти промышленность, начали падать инвестиции, начали резко копиться и нарастать долги бюджетов регионов. Мы этот кризис создали особенностями своего институционального дизайна, своим климатом, своими решениями. И только потом, во второй половине 2014 года, уже полетели цены на нефть… Это кризис плохих институтов… кризис завершения старой модели роста. А нефть его уже просто припечатала».

На самом деле руководители страны все это прекрасно понимают, а не озвучивают потому, что это бы означало признание собственной несостоятельности, собственных системных ошибок. Увы, в России подобной практики «чиновничьего покаяния» не существует. Особенно накануне предстоящих выборов. Намного проще (и привычней) перевести стрелки на внешних врагов, число которых в последнее время стремительно множится.

А раз так, значит, надежд на то, что в обозримом будущем ситуация в стране начнет меняться к лучшему, у россиян практически нет. Это кризис на долгие годы, и при этом нам с вами необходимо готовиться к тому, что власть до последнего будет защищать самых богатых, не стесняясь при этом регулярно запускать руку в карманы самых бедных.

Парад акцизов


За примерами далеко ходить не приходится. Сначала в ходе работы над бюджетом-2016 правительство отказалось от ранее взятых на себя обязательств по индексации пенсии, решив не «привязывать» ее к реальной инфляции. Потом «под нож» попали пенсии работающих пенсионеров, которые не будут индексироваться вовсе. Чуть позже возник проект «Платон», предполагающий двойное налогообложение для водителей большегрузов. Правда, на фоне масштабных протестов дальнобойщиков Путин заявил об освобождении их от транспортного налога, но, увы, на этой неделе выяснилось, что заявление это реализовано не будет. Пару дней назад на официальном сайте кабинета министров появилось сообщение следующего содержания: «Полная отмена транспортного налога приведет к возникновению выпадающих доходов региональных бюджетов в расчете на 2016 год в сумме 146,2 млрд руб. Вместе с тем источники компенсации выпадающих доходов дорожных фондов субъектов Федерации не определены. Поэтому правительство РФ не поддерживает законопроект в представленной редакции».

Денег у россиян с каждым днем становится все меньше. В среду «Коммерсант» опубликовал статистику, согласно которой в 2015 году граждане России впервые за много лет потратили больше денег, чем заработали (отрицательная разница достигла 420 млрд рублей). Это в перспективе будет активно подпитывать кризис, поскольку падение спроса крайне негативно сказывается на развитии реального сектора.

Остро не хватает финансовых средств и у правительства. Но в отличие от граждан «резервы роста» у наших чиновников есть. При этом данные резервы никак не связаны с успехами или неудачами экономической политики, поскольку предполагают банальную экспроприацию у населения. Нынешняя неделя в этом плане стала рекордной — в стране начался настоящий парад акцизов: в СМИ появилась информация о том, что правительство планирует ввести в этом году акции на автомобильные покрышки, а также на вредные товары. Правда, пару дней спустя министр финансов РФ Антон Силуанов опроверг эти сведения, сообщив, что акциз на шины вводиться не будет. При этом он подтвердил, что так называемый «налог на чипсы» в стране введен будет — в ближайшее время производителям придется платить акцизы на пальмовое масло, чипсы, продукты с высоким содержанием сахара (!), газированную воду, электронные сигареты. По мнению министра, это «сократит потребление вредных продуктов и повысит доходы казны».

О том, что новые акцизы реально ударят по карманам самых бедных (продукты с высоким содержанием пальмового масла приобретают в основном граждане с низкими доходами), министр предпочел умолчать. «Собеседник» в связи с этим приводит комментарий финансового омбудсмена РФ, экс-депутата Госдумы Павла Медведева, считающего, что вопрос об акцизе на пальмовое масло не счетный, а социальный. «22 миллиона граждан не доедают, — говорит Медведев, — а сейчас для них плохую, дешевую пищу сделают дорогой. Причем 22 миллиона — это только официально. На самом деле, по моим наивным подсчетам, их под 30 миллионов — людей, которым нечего есть. Им рацион еще урежут — это плохо. Они могут взорваться. Им терять нечего, это опасные люди для устойчивости государства и общества, и их взрыв принесет вред им в первую очередь, а потом и всем остальным».

В 2016 году также решено увеличить акциз на бензин — на этой неделе стало известно, что с 1 апреля акциз в расчете на 1 л автомобильного бензина вырастет в среднем на 2 руб. Акцизы на дизельное топливо и средние дистилляты с 1 апреля вырастут с 4,15 тыс. руб. за тонну до 5,293 тыс. рублей. Как сообщают представители Минфина, повышение топливных акцизов пополнит казну на 89,3 млрд рублей. Потери автомобилистов, а также рост издержек для бизнеса (от торгового до производственного) никто, естественно, не подсчитывал. Нет также расчетов предполагаемого роста цен на базовые продукты питания в связи с повышением цен на бензин.

Правда, великий аналитик Силуанов уверен, что роста цен на бензин не будет. «Рублевая цена нефти снижается, соответственно и цена на бензин должна снижаться, — сообщил министр. — Поэтому мы считаем, что автолюбители не должны почувствовать этого изменения». Министр, видимо, не в курсе, что в России нормальная логика не работает вовсе.

В 2016 году в стране выросли акцизы также на алкоголь и табак. Причем интересный момент: в кризис акцизы на крепкий алкоголь решили не повышать, подорожают только виноградные, игристые и фруктовые вина, а также пиво. Очевидно, это связано с тем, что, как выразился кто-то из мудрых, водка — напиток, который примиряет россиян с российской действительностью. Поэтому в кризис никто в стране потребление водки ограничивать категорически не будет. Более того, как стало известно корреспондентам «Известий», на днях Минфин направил в правительство документ, запрещающий регионам вводить ограничения на продажу отдельных видов алкогольной продукции. Предполагается, что это позволит получить дополнительные доходы в казну. Данное предложение также предполагает запрет для региональных властей на издание распоряжений об установлении времени продажи алкоголя и расстояния от школ и больниц, на котором должен находиться магазин, торгующий алкогольной продукцией.

Очередной передел собственности


Российская власть не была бы российской властью, если бы не попыталась использовать нынешний кризис для очередного передела собственности. Еще в середине прошлого года эксперты предупреждали, что на фоне деклараций о защите и поддержке малого и среднего бизнеса следует ожидать новых наездов на этот сектор. Эта неделя войдет в историю как начало большого передела — московские власти начали сносить торговые точки возле станций метро, предварительно объявив их «самостроем». При этом у большинства владельцев снесенных торговых точек на руках имелись все правоустанавливающие документы, а у некоторых вдобавок и решения судов, подтверждающие законность прав собственника.

Некоторые эксперты поспешили назвать «ночь длинных бульдозеров» сигналом для региональных властей, мечтающих «откорректировать» малый бизнес в регионах. Для Дагестана, где значительная часть населения занята в сфере мелкооптовой и розничной торговли, это более чем актуально. Особенно на фоне озвученной программы по переносу рынков. Понятно, что рынки эти сегодня служат эпицентрами пробок, но при этом никто пока не взялся просчитать нагрузку на проспект Акушинского, после того как все городские рынки будут перенесены за город. Никого не волнует и тот факт, что в связи с переносами рынков более половины торгующих на них людей (данные Профсоюза малого и среднего бизнеса) планируют из этого бизнеса уйти. Тем более что, по словам руководителя этого профсоюза Руслана Магомедова, из-за бездарной налоговой политики федеральных, республиканских и городских властей за последние три года малый бизнес в Дагестане и так «усох» на 40%. Сами работники рынков при этом уверены, что дело вовсе не в пробках, а в том, что новая власть продолжает политику «отжимания» бизнеса, ранее принадлежавшего Саиду Амирову, и передачи его под контроль своих ставленников. «У нас, — говорят предприниматели, — даже на «прикормленных» годами местах торговые обороты упали практически вдвое. А чтобы выйти на эти обороты на новом месте, понадобится минимум года 2—3. Да и то не факт, что люди поедут за город за какой-нибудь мелочевкой. Так что такой перенос рынков, скорее всего, обернется просто убийством малого бизнеса в республике. У владельцев земли под рынками нет никакого желания хоть как-то решать проблему с обеспечением мест для парковки, у власти нет приемлемого рецепта для урегулирования данного вопроса, поэтому горожанам, очевидно, придется и дальше терпеть пробки».
Знаете больше? Сообщите редакции!
Телефон +7(8722)67-03-47
Адрес г. Махачкала, ул. Батырмурзаева, 64
Почта [email protected]
Или пишите в WhatsApp +7(964)051-62-51
Мы в соц. сетях: