Проезд поднялся на миллиард рублей

10.02.2019 21:57

ПСИХУШКА НА КОЛЕСАХ

Вечер. Махачкала.

Водитель маршрутки спрашивает пассажира, протянувшего ему оплату за проезд:

- А сколько проезд?

...

Ул.Гаджиева, Махачкала. 6.40 утра.

- Народ совсем с ума сошёл, - объясняет водитель маршрутки №69 А. - Пассажир протягивает 20 рублей и подмигивает! Я ему сдачу даю 3 рубля. Народ не знает, почем проезд. Это объявление о повышении стоимости проезда наклеил по требованию хозяев маршрута, но прячу. Они нашими руками нас хотят закрыть.

...

Ул.Титова. Махачкала. Полдень. XIX век.

- Я работаю уже 20 лет. Ещё РАФики обкатывал. Раньше нормально было, выходил в 11 часов, заканчивал в 5 вечера и домой. Мне хватало. А теперь непонятно. 8 месяцев не работал, думал, все уладится. Пришлось выйти. Заплатил 30 тысяч. Раньше мы бастовали, чтобы на 2 рубля проезд поднять, а теперь нас заставляют на 6 рублей поднять.

Причудливое партизанское объединение водителей махачкалинских маршруток с пассажирами - это не результат газовой атаки или вторжения инопланетян, а последствия решений, принятых в коридорах приближенных к властям республики. 

ТРАНСПОРТНЫЙ РЫНОК МАХАЧКАЛЫ

Воспользуемся "Программой комплексного развития транспортной инфраструктуры города Махачкалы на период 2018-2035 годов" утв. решением Горсобрания депутатов Махачкалы 28.06.2018 г. N26-6 , в которой собраны некоторые инстерестные количественные данные. 

Оказывается, в Махачкале тарифы регулируются только на 3 маршрутках, и то троллейбусных, и только внутри города. 

Все остальное  - это НЕРЕГУЛИРУЕМЫЕ тарифы:

60 маршрутов - автобусы малого класса (городские/пригородные);

3 маршрута - автобусы большого класса (городские/пригородные);

1 маршрут - автобусы среднего класса (пригородные).

2 маршрута - троллейбусы междугороднего сообщения Махачкала - Каспийск.

Это значит, что власти не регулируют  цены на проезд в  "метанах", хотя они принадлежат ГУПам

Соберем наиболее интересные данные из Программы в одну таблицу и, добавив цены на проезд,  посмотрим, что получается. Расчеты произведены для "Института города".

В этой таблице не хватает главной строки - расходов: топливо, амортизация, обязательные платежи и коррупция   "регулярные не предвиденные расходы". 

"Черновик" приводит мнение одного из главных и последовательных защитников маршрутчиков, который приводит следующие примеры расходов.

 

В конечном счете за проезд платит потребитель, а вместе с ним и вся экономика. 

Увеличение стоимости передвижения по Махачкале  почти на ОДИН МЛРД РУБЛЕЙ  при отсутствии роста заработной платы  даст серьезный НЕГАТИВНЫЙ эффект по всем отраслям города. 

Поэтому надо разобраться, кто, как и для чего это сделал.

ВОПРОСЫ НА ЗАСЫПКУ

Половина решения задачи в правильно поставленных вопросах, поэтому начнем с вопросов на засыпку. 

1. Кто сделал первый выстрел?

В "Метанах", которые принадлежат республике, на маршруте №100 висит приказ директора ГУП МПАТП-2 Сулейманова Ю.Х. от 17 января 2019г.. Обратите внимание, что на бланке:  предприятие подчинено Министерству транспорта  и дорожного хозяйства РД. 

 

В троллейбусах , которыми владеет Махачкалинское МУП, висит объявление о повышении проезда с 21 января со ссылкой на Постановление Главы администрации города.

Транспортная компания ООО "СТС" вывешивает в своих маршрутках приказ директора от 22 января о повышении оплаты с 26 января.

 

2. А был ли мальчик?

В официальных базах данных, на сайте Администрации Махачкалы и в "Махачкалинских известиях" нет опубликованного постановления "Главы администрации за №1099 от 21.01.2019г". В разделе документов Администрации   видно, что 21 января  было издано другое постановление, а  порядок нумерации показывает, что №1099 никак не мог быть в начале года. 

На сайте Министерства транспорта Дагестана в разделе документов также нет никаких указаний насчет повышения стоимости проезда. 

3. Почему власти упорно не замечают повышение цен на проезд в автобусах и троллейбусах, переключая внимание на маршрутки? (публикация МИ

4. Если маршрутчики готовы ездить за 17 рублей, то почему это не выгодно компаниям, владеющим маршрутами?

5. Причем тут  Питер и Матвиенко, на которых ссылаются маршрутчики?

БОЙ С ТЕНЬЮ

Чтобы понимать происходящее,  нужна информация, а она вся в тени. Орган, ведающий допуском к маршрутам - Управление промышленности и транспорта Махачкалы не даёт обоснованных  публичных пояснений, в то время как в СМИ, Инстаграмме народ объявляет байкоты маршрутным компаниям и засыпает сайт города жалобами на дорогой проезд.

Если внимательно покопаться, то на сайте Администрации Махачкалы можно найти два реестра маршрутов: недействующий, утвержденный в   апреле 2017 г.  и действующий , сформированный в 2018 г. по результатам конкурса . Последний на самом низу страницы Управления , как и положено для общественно значимой информации - маленькими буквами. 

Чтобы прочитать скачанный файл, вам нужны лупа и терпение, т.к. все время надо все вертеть и переворачивать. 

Но если долго мучиться, а также сопоставить некоторые данные, то можно найти информацию, о которой молчат в Управлении промышленности и транспорта. 

Расчет доли на рынке производился путем вычисления  доли от суммы коэфициента плотности, т.к. количество автобусов на маршруте демонстрирует привлекательность автомаршрута и его загруженность пассажирами. 

Как следует из  доклада врио руководителя УФАС по РД за IV квартал 2018 г.,  от Администрации Махачкалы потребовали отменить результаты конкурса, т.к. не были допущены индивидуальные предприниматели, и один из участников конкурса - ООО "Астория" получило незаконныне преимущества. Однако, само УФАС указало, что до отмены конкурса все будут ездить по прежнему конкурсу. 

Интересно было изучить корпоративную составляющу участников рынка маршруток. 

В феврале 2018 г. "Черновик" обратил внимание, на связь ООО "Астория" с АО "Третий Парк": "По итогам конкурса утвердилось в правах на ленинкентские маршруты (125, 125а и 146) АО «Третий Парк» (Санкт-Петербург). До конкурса они находились во временном обслуживании компании, после того, как от них отреклась ООО «Астория». В Дагестане компанию «Третий парк» представляет Магомед Булатханов, который одновременно является гендиректором «Астории»."

В реестре перевозчиков Управления г.Махачкалы указано, что ООО "Астория" находится в по ул. Хизроева,6 "в". Однако, 2ГИС выдает адрес Дахадаева,4 , по которому, согласно ЕГЮРЛ,  расположен Северо-Кавказский филиал АО "Третий парк".

Интересно, что сайт АО "Третий парк" не содержит сведения об обслуживании маршрутов в Махачкале. 

В реестре Управления промышленности и транспорта указано. 

Однако, ЕГЮРЛ по Дагестану содержит сведения только об ООО "Автоград-Юг".

В целом изучение сведений из ЕГЮРЛ  показывает, что следов подчинения махачкалинских маршруток  Питеру или Матвиенко, как рассказывают водители, нет. Во всяком случае пока.

Обратите внимание на размеры уставных капиталов и доли рынка. 

"ЗДРАВСТВУЙ, МАМА. ВЫШЛИ САЛО"

Примерно так выглядят публичные объяснения, описанные в приказе ГУП МПАТП-2 со ссылкой на подорожание топлива. 

Некоторые водители обращают внмиание, что НЕФАЗы, которые ездят на маршрутах 100 и 44, заправляются метаном, а не обычным газом, который исчисляется не в литрах, а в кубах и намного экономичнее, чем простой газ. При стоимости проезда - 10 рублей "МЕТАНы" едут забитыми, особенно между Каспийском и Махачкалой. 

И потом, как связаны между собой цены на газ, метан и электричество? Почему цена на проезд в НЕФАЗ устанавливается одновременно и в таком же размере, как на троллейбусах - 15 рублей?

Еще одна странная вещь. Доводы ГУПа, МУПа и частных перевозчиков на маршрутах не совпадают. 

7 февраля в эфир ЭХО-Москвы-Махачкала во время обсуждения проблемы повышения стоимости проезда позвонил депутат Горсобрания Махачкалы  Тимур Алиев и рассказал, что  их профильный комитет встретился с  перевозчиками, которые утверждают, что цены подняли из-за требования властей выйти из тени, поставить водителей на налоговый учет и установить аппараты для приема электронных платежей, которые стоят аж "60 тысяч".

(слушать с 6.26 минуты) 

 

Мы наблюдаем очереднйо бой с тенью. В закрытых заседаниях с депутатами перевозчики что-то рассказывают про то, как их в очередной раз заставляют "выити из тени" . Поэтому эти перевозчики просят деньги с потребителей, чтобы поправить свое материальное положение.

Вопрос к Управлению транспорта, которое проводило конкурсы и еще должно провести по требованию УФАС: почему конкурсы на перевозку, где требуется почти тысяча автобусов, выигрывает компания с 10 тысячами уставного капитала? 

Всем понятно, что эти компании не забирают всю выручку за проезд, а только продают водителям путевые листы. Причем с утра, а не с вечера. Но все равно, если ООО "Астория", привлекая 837 машин, берет с каждого водителя не менее 1000 рублей в день, то в месяц это получается - 25 110 000 рублей. Если из этих денег ООО "Астория" не закупает автомобили и не увеличивает свой уставной капитал, то где гарантия того, что после поднятия цены на проезд дополнительная маржа пойдет на закупку аппартов по приему элеткронных карт или легализацию работников? А вдруг компания, собрав деньги, просто обанкротится.

Эти и многие другие вопросы возникают из-за того, что вся система конкурсов на маршруты и формирование цены - непрозрачная. В ней не участвуют представители потребителей, и даже политические партии. 

ПОБОЧНЫЕ ЭФФЕКТЫ

То, что именно подчинённый властями Дагестана ГУП и муниципальное троллейбусное управление стали инициатором повышения цен на проезд в "МЕТАНах" и троллейбусах, удивление не вызывает, т.к. государственные системы всегда стремятся получать больше и работать меньше. Кроме того, у них, в отличие от коммерческих маршрутных организаций, нет широких возможностей прятаться в тени или нанимать сторонние автобусы. 

И, естественно, понятно, что подорожание проезда на автобус и троллейбус было бы самоубийством, если бы они заранее не условились надавить на монополистов-маршрутчиков, т.к. понятно, что потребитель готов заплатить лишних 2 рубля за проезд на маршрутке, которую можно подождать 5 минут, чем 15 рублей за проезд на троллейбусе или автобусе, которые идут с интервалом 15-20 минут. 

Кстати, здесь становится понятным, почему государственное автобусное предприятие и муниципальный троллейбусный парк не ставят в Махачкале на остановках расписание, даже в виде QR: надежда потребителя на скорое прибытие бюджетного транспорта заставляет его отказываться от маршруток и пополняет количество пассажиров автобусов и троллейбусов. 

Это нормальное поведение олигополий (монополии со множеством участников): они получают свою маржу, искуственно поднимая цены и сокращая предложение. На рынке пассажирских перевозок это приводит к длинным очередям на маршрутки и автобусы, и к забитым до отказа салонам. Но проблемы индейцев шерифа не волнуют. 

Приближение цены проезда по городу к расходам на поезде в собственном автомобиле может привести к заполнению столицы Махачкалы личным автомобильным транспортом. Например, жителю Каспийска станет выгоднее приезжать на своём авто, чем тратить каждый день по 70 рублей на проезд в маршрутке.

Такую же стратегию могут выбрать родители школьников, которые из-за увеличения стоимости проезда начнут возить детей на личном автотранспорте. Это уже не только пробки, но и уменьшение занятых трудовых реурсов. 

Поэтому избавление от маршруток путём снижения круга потребителей через повышение цены не только не улучшит ситуацию на дорогах, а наоборот ухудшит. 

Есть один положительный эффект. Когда количество маршруток снизится, то время их ожидания увеличится. С учётом времени ожидания автобуса или троллейбуса пассажир может решить, что за те же 20 минут он пройдёт 1,15 км. Особенно это касается центра города, где есть хоть какая-та возможность пройти пешком, причём сокращая путь через дворы и парки.

Но что делать малоимущим семьям, чьи дети вынуждены ходить в школу на расстоянии больше 2 км? 

Если раньше они могли позволить себе автобус или троллейбус и научились угадывать время их приезда, то повышение на 50% оплаты заставит их отказаться как минимум от одной поездки в день на одного школьника. 

Если кто-то из перевозчиков, политиков, депутатов решит заняться проблемой стоимости перевозки пассажиров в Махачкале, предлагаю пройтись 1,5-2 км пешком со школьными рюкзаками, набитыми учебниками весом 5-8 кг (если не брать спортивную форму).

Интересно также послушать мнение авторов повышения проезда на автобусы и троллебусы относительно проклятий , которые им посылают пенсионеры. 

Рекомендую также руководителю ГУП МПАП-2 постоять у главной площади Махачкалы со стороны ул. Дахадаева после 9 часов вечера и понаблюдать, как его автобусы, которым не хватает на заправку, катаются по центру мимо замерзающих пассажиров, не ведающих расписания ваших "МЕТАНов".

Знаете больше? Сообщите редакции!
Телефон +7(8722)67-03-47
Адрес г. Махачкала, ул. Батырмурзаева, 64
Почта [email protected]
Или пишите в WhatsApp +7(964)051-62-51
Мы в соц. сетях:
Смотрите также

Растёт пассажирооборот и грузооборот

с начала года

16.04.2024 16:06

Что общего между Кяхулаем и Ереваном

история одной лестницы

13.04.2024 00:00

Новый транспортный налог?

Платные парковки

04.04.2024 21:13