Какие права у собственников

01.05.2016 00:23

В последнее время управляющие организации Махачкалы начали проводить общие собрания собственников многоквартирных домов. Цель таких собраний — принятие решения о начале выплат взносов в Дагестанский некоммерческий фонд капитального ремонта.


Как сообщили в Минстрое РД, который курирует работу и УО и Фонда, управляющие организации проводят эти мероприятия по собственной инициативе в рамках реализации жилищной политики и в соответствии с последними изменениями Жилищного кодекса РФ. Давайте попытаемся разобраться, зачем проводятся эти общие собрания, к каким последствиям могут привести их решения и почему этой их работой озаботились именно сейчас и в таком массовом порядке.

Несмотря на то, что Жилищный кодекс предусматривает также и прямую форму управления многоквартирным домом, согласно тому же ЖК, нам в свое время были фактически навязаны управляющие организации. Договоры с ними администрации заключали «от нашего имени», если мы в отпущенный нам на это срок сами этого сделать не успели. До поправок в ЖК от 2015 года общее собрание собственников могли собирать только сами собственники. Теперь же его может проводить УО по собственной инициативе (ЖК РФ ст. 45 ч. 7).

Очень странное решение. Управляющая организация ведь не является собственником — это всего лишь посредник. Представьте себе, что один из подрядчиков Газпрома решил бы организовать собрание его акционеров. И теперь этот посредник фактически получает право решать за нас — собственников — все вопросы, касающиеся нашей собственности, просто ставя нас перед фактом. Ведь трудно себе представить, что наши сособственники вдруг организуются и начнут совместно отстаивать свои права в судах и пр., если они начнут нарушаться. Во всяком случае, пока каждый такой акт — скорее исключение из правил.

Что такое общее собрание собственников (ОСС) и какой у него статус в нашем конкретном случае? После принятия закона о капремонте статья 44 ЖК начала расползаться вширь и в компетенцию общего собрания были включены следующие пункты: а) выбор способа формирования фонда капремонта (п. 1.1 от 29.06.2015); б) определение увеличения размера взноса на капремонт сверх минимального (п. 1.1 от 29.06.2015), то есть теперь в компетенции собрания — увеличить ежемесячный взнос с 5,6 рублей до (включите фантазию!)… верхний предел в ЖК не указан. На общем собрании можно увеличить общую сумму стоимости будущего ремонта; в) назначение ответственного лица для открытия спец. счета и распоряжения деньгами на нем (этот пункт логично вытекает из раздела 9 ЖК о капремонте). То есть общее собрание вправе назначить какого-либо гражданина или юридическое лицо для открытия спец. счета (никто до сих пор не знает, что это за счет, какие у него характеристики, какой статус и т.д.). И как только открывается этот счет, деньги по закону становятся собственностью этого лица. Принятие решения о: а) кредитах, займах на капремонт, определение существенных условий кредитного договора или договора займа, б) получении гарантий и поручительств по договорам (ст. 44, ч. 2, п. 1.2 ЖК РФ). Интересно, что гарантии не могут быть выданы общему собранию. Они могут быть выданы только каждому конкретному собственнику и всем им вместе. Решение общего собрания — на сегодняшний день фактически единственная легитимная форма принудить несогласных к уплате взносов на капремонт. Протокол общего собрания с начала 2015 года является официальным документом, и его несоблюдение может нести юридические последствия для собственников. А согласно ФЗ РФ от 2 марта 2016 г. №45-ФЗ «О внесении изменений в Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации и Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации» юристу, в данном случае управляющей организации, будет достаточно прийти в суд и выписать судебные приказы на всех лиц, имеющих те или иные задолженности, в том числе и перед Фондом капремонта.

С прошлого года проведение общего собрания из очень сложного превратилось в практически неосуществимое для простого обывателя действие. Оно требует серьезной юридической подготовки, знания основ делопроизводства и архивирования. Опишу все по порядку.

Вы все видели, а кто еще не видел, тот скоро увидит, объявления на своих домах. Кстати, если до конца года такое объявление не появится, то впору забеспокоиться, но об этом позже. В этих официальных документах, а приглашение на общее собрание собственников многоквартирного дома — официальный документ, должны быть указаны:

1) сведения об инициаторе общего собрания (в нашем случае — название юр. лица и его адрес);

2) форма собрания: очная, очно-заочная, заочная. Очная форма — это когда собрание проводится путем совместного присутствия собственников (п. 1 ст. 44.1 ЖК РФ). Заочная — опросным путем или с использованием системы в соответствии со статьей 47.1 настоящего кодекса (п. 2 ст. 41.1 ЖК РФ). Не пытайтесь найти значение слово «СИСТЕМА» — оно сокрыто от неправедных глаз. Во всяком случае, в статье 47.1 нет даже упоминания этого слова; видимо, депутаты так намаялись, принимая по 400 законов и поправок в год, что просто забыли об этом… Опросный путь — на самом деле чудовищная формулировка. Это означает, что по квартирам будут ходить непонятные люди с непонятно как сформулированными вопросами и добиваться от ни о чем не подозревающих граждан подписания протокола общего собрания: «если вы за красных, подпишите и т.п.». Очно-заочная форма — голосование (п. 3 ст. 44.1 ЖК РФ);

3) дата, место, время проведения, дата окончания по решениям в заочной форме и место сдачи решений, ФИО лица, уполномоченного принимать решения;

4) повестка дня собрания (с этого момента она становится неизменяемой). Обязательными пунктами повестки дня должны быть: а) о выборе председателя и секретаря собрания, б) о составе счетной комиссии, в) о составе приглашенных лиц, г) по вопросу действия на случай отсутствия кворума;

5) порядок ознакомления с материалами, подготовленными для собрания, время и место ознакомления. (В случае какого-либо ограничения доступа к такой информации следует немедленно писать заявление в прокуратуру.)

Самой сложной частью проведения общего собрания является голосование. Пощажу ваше внимание и не буду описывать подробности этого процесса. Скажу просто: он неподъемный для неспециалиста…

УО, правление ТСЖ, ЖСК/ЖК обязаны отправить копии полученных документов собрания в Государственную жилищную инспекцию. Сделать это нужно через пять дней после получения копий от инициаторов ОСС. Храниться они должны в органе жилищного надзора в течение трех лет. Хранение копий в Госжилинспекции было вынужденной мерой. Законодатель ввел это положение после того, как в огромном количестве разбирательств между собственниками и фальшивыми ТСЖ начали в массовом порядке исчезать оригиналы протоколов общих собраний. (К примеру, в Англии свидетельства о собственности хранятся с IX века, а первый реестр «Книга страшного суда» был создан еще Вильгельмом Завоевателем.) Понятно, что если такие собрания будут проводиться в каждом доме, да еще по два раза в год, то в жилищной инспекции просто не хватит места для хранения таких документов. И главное, непонятно, почему нужно их хранить именно три года.

Почему ЖКХ в нашей стране действует по своему собственному законодательству, принципы и основные положения которого не находят поддержки, а иногда и прямо противоречат Гражданскому кодексу и Основному закону страны? Я уже не говорю про простой здравый смысл. Зачем вообще понадобилось отдельное законодательство?! Не знаю, как у вас, а у меня возникает подозрение, что законодателем все это делается намеренно…

На мой непрофессиональный взгляд, в результате всех этих, извините, бездарных положений ЖК в дураках останется именно собственник. Организация институционально сильнее отдельного индивидуума, она может нести гораздо более высокие издержки в имущественном споре и т.д. Таким образом, все эти «особенности» процесса принятия коллективных решений будут играть на руку управляющей организации. Ей гораздо проще будет найти нарушения в протоколах, составленных собственниками, а обратные случаи будут скорее исключением. С институцией может бороться только другая институция, а создание ТСЖ и пр. также осложнено (см. все вышеперечисленное, минус поддержка со стороны властных органов). И вообще, в принципе невозможно заставить большое количество людей работать активно и с самоотдачей в условиях кооперации. Большая группа может действовать только при наличии харизматичного лидера или по четкому простому регламенту, как это происходит во всем остальном цивилизованном мире…

Но пока коммунальная ловушка еще не захлопнулась окончательно, у нас еще есть законные способы отстаивать свои права.

Ст. 46, ч. 6 ЖК РФ (от 29.06.2015) гласит, что решение ОСС можно обжаловать в суде при следующих обстоятельствах:

а) принято с нарушением требований ЖК РФ, б) если собственник не принимал участия в ОСС, в) голосовал против принятия такого решения, г) если таким решением нарушены его права и законные интересы.

Срок обжалования — спустя 6 месяцев со дня, когда собственник узнал или должен был узнать о принятом решении. То есть если вам не сообщили о проведении ОСС или вас не поставили в известность о принятом на нем (законно или незаконно) решении, то сроком, с которого вы об этом узнали, считается, к примеру, момент, когда вы лично закажете в налоговой инспекции выписку из реестра юр. лиц, задав вопрос, кто является УО по адресу такому-то и пр.

Согласно ст. 44. ч. 2 п. 1-3.1 ЖК РФ для успешного голосования по всем пунктам, связанным с капремонтом, необходимо не менее двух третей голосов.

С 2015 года за протокол общего собрания инициатор несет уголовную ответственность.
Знаете больше? Сообщите редакции!
Телефон +7(8722)67-03-47
Адрес г. Махачкала, ул. Батырмурзаева, 64
Почта [email protected]
Или пишите в WhatsApp +7(964)051-62-51
Мы в соц. сетях:
Смотрите также