Корпорацию спасли, инвесторов упустили

17.12.2016 18:53

На прошлой неделе пресс-служба Арбитражного суда РД сообщила о том, что дело о банкротстве «Корпорации развития Дагестана» (КРД) прекращено в связи с погашением задолженности.


Мон «Шер» министр


На самом деле задолженность пока не погашена. Ее рассчитывают погасить после того, как поступит первый платеж от застройщика согласно договору между ним и КРД об аренде земельного участка на территории бывшего ипподрома с последующим его выкупом. Напомним, что еще полтора месяца назад «Новое дело» опубликовало свой прогноз относительно дела о банкротстве КРД. Тогда мы предположили (и, как оказалось, не ошиблись!), что долги КРД заплатит акционерное общество «Шер», одним из акционеров которого является министр строительства и ЖКХ РД Ибрагим Казибеков. Именно с «Шером» был подписан тот самый договор об аренде и выкупе земельного участка, о котором идет речь выше.

Правда, справедливости ради следует отметить: мы предположили, что в ближайшее время «Шер» выплатит первый транш, составляющий примерно 280 млн рублей. Деньги эти должны были перевести на счет «Шера» будущие инвесторы, собирающиеся участвовать в реализации проекта «Порт-Петровск». Но, как выяснилось вскоре после публикации материала в «Новом деле», практически все предполагаемые инвесторы интерес к данному проекту потеряли. Поэтому сумма, которую «Шер» перечислит на счета КРД, окажется на порядок меньше. Корпорация получит от застройщика ровно столько, сколько необходимо для погашения ее налоговых долгов (около 13 млн рублей. — «НД»).

Понять инвесторов нетрудно: как оказалось, проект, активно распиаренный высшими чиновниками республики, включая главу Дагестана Рамазана Абдулатипова, оказался сырым и недостаточно тщательно просчитанным. Больше того, непосредственные исполнители, занимающиеся реализацией его первого этапа (в частности, КРД), по существу эту работу провалили. Как мы уже писали, договор, в рамках которого «Шер» должен был перевести деньги на счет КРД, оказался нелегитимным. Регистрационная палата РД визировать его отказалась из-за того, что на землях, отведенных под проект «Порт-Петровск», обнаружились три участка, принадлежащих третьим лицам, права которых в данном договоре учтены не были.

Так что гасить долги КРД «Шеру» придется «под честное слово», поскольку никаких официальных отношений между этой компанией и КРД на сегодняшний день не зарегистрировано (признанный нелегитимным договор аренды не в счет). Тем не менее, «Шер» долги КРД, безусловно, оплатит. Во-первых, потому, что министр, имеющий возможность спасти КРД — любимое детище главы Дагестана, — просто не имеет права этой самой возможностью не воспользоваться. Тем более что речь идет о достаточно скромной для наших чиновников сумме. Кроме того, и это во-вторых, у Казибекова остается надежда на то, что рано или поздно проект «Порт-Петровск» начнет реализовываться, и тогда этот добровольный вклад принесет весьма неплохие дивиденды. Кстати, если бы «Шер» отказался платить, все земельные участки, составляющие главное богатство КРД, на долгое время оказались бы под арестом, и никто в республике не смог бы ими воспользоваться. К тому же это поставило бы окончательный крест на проекте «Порт-Петровск».

Очевидно, что задолго до начала заседания Арбитражного суда, вынесшего решение о прекращении банкротства КРД, все эти риски были просчитаны и «Шеру» (а вернее, Казибекову) дали четкое и однозначное указание: погасить долги Корпорации. В том, что это указание будет выполнено, никто из наших высших чиновников, разумеется, не сомневался.

«Такого на территории Махачкалы, даже СКФО не было». И вот опять

После появления первых сообщений о банкротстве КРД наши чиновники об одном из главных проектов команды Абдулатипова — строительстве многофункционального комплекса «Порт-Петровск» — говорить перестали. Как в рот воды набрали. Но аккурат в день заседания Арбитражного суда ТАСС опубликовал интервью мэра Махачкалы Мусы Мусаева, которое тот, очевидно, дал еще тогда, когда ситуация с банкротством КРС находилась под большим вопросом. Но, как оказалось, не для всех.

При этом, несмотря на то, что проект этот получил серьезную пробоину и потерял привлекательность для инвесторов, риторика Мусаева практически не изменилась. Всё те же бодрые лозунги «даст толчок развитию новой Махачкалы», «абсолютно новый стандарт жизни», «такого на территории Махачкалы, даже СКФО не было», «мы в 10-й раз сократили чиновничьи и бюрократические инструменты на его территории», все те же грандиозные планы, словно все проблемы проекта остались в прошлом.

Не забыл Мусаев сообщить и о том, что на территории комплекса будут реализовываться программы «Жилье для российской семьи» и переселения из ветхого и аварийного жилья. И все это, по словам мэра, будет соответствовать Градостроительному кодексу и другим нормативным актам.

На фоне того, что сегодня в реальности происходит на площадке комплекса «Порт-Петровск», все эти бодрые заявления мэра воспринимаются как обычный чиновничий блеф, рассчитанный лишь на одобрение начальства и к реальности никакого отношения не имеющий. Да, на площадке начато строительство сразу нескольких домов по программе переселения граждан из ветхого и аварийного жилья. Но возводятся эти многоэтажки, по существу, на песке, поскольку нет ни одного документа, имеющего юридическую силу и свидетельствующего о том, что застройщик имеет право на данную территорию. Да, есть договор о субаренде, заключенный с «Шером». Но поскольку сам «Шер» сегодня не имеет никаких прав на данную территорию, договор этот в расчет принимать не стоит.

До сих пор висит в воздухе и проблема строительства инженерной инфраструктуры, которую республика должна подвести к границам участка. Работы эти давно уже должны были начаться, но, как мы уже писали, деньги на эту программу в республиканский бюджет заложить «забыли». Теперь же на фоне бегства инвесторов целесообразность подобных масштабных вложений находится под очень большим вопросом.

Тем не менее, строящиеся в рамках федеральной программы дома каким-то образом «запитывать» все-таки придется. Республика просто-напросто не может позволить себе сорвать программу переселения граждан из ветхого и аварийного жилья, особенно учитывая недавний доклад Счетной палаты, посвященный анализу выполнения этой программы в стране. Напомним, Дагестан в этом докладе представлен в качестве российского аутсайдера, поскольку в республике она оказалась выполнена всего на 27%.

Ладно, воду к строящимся домам достаточно бюджетно подвести можно. Не возникнет особых проблем и с газовой трубой. А вот со строительством очистных сооружений ради нескольких домов, скорее всего, особо заморачиваться никто не будет. Очевидно, что канализационные стоки, по давней дагестанской традиции, будут направлены прямиком в Каспий (напомним, что особую привлекательность проекту «Порт-Петровск» придавала его близость к «замечательным песчаным пляжам, находящимся в шаговой доступности»).

Есть и еще одна проблема, о которой мы уже писали. Даже если дома, строящиеся в рамках федеральной программы, будут возведены и подключены к сетям, заставить людей заселиться в них не сможет никто. Трудно предположить, что переселенцы добровольно согласятся переселиться на пустырь у трассы, на котором отсутствует необходимая для цивилизованного проживания инфраструктура. Напомним, первоначально по плану застройки многофункционального комплекса «Порт-Петровск» предполагалось, что одновременно с жилыми домами, возводимыми в рамках проекта по переселению граждан из ветхого и аварийного жилья, здесь будут построены и сданы в эксплуатацию школа и детский сад. Чуть позже на землях комплекса должна была быть построена поликлиника. При этом школа и детский сад должны были заработать уже летом следующего года.

Сегодня абсолютно очевидно, что до конца 2017 года ничего этого здесь построено не будет, даже если «Шеру» удастся найти новых инвесторов (строительство социальных объектов, по замыслу организаторов проекта, последние должны были вести за свой счет, при этом траты эти должны были быть учтены при расчете платы за земельные участки, предоставленные под строительство многоэтажек). Так что даже ударное строительство домов для переселенцев не является гарантией, что федеральная программа переселения граждан в 2017 году будет выполнена. Последствия этого для руководства республики предсказать нетрудно.

«Внимание! Воздух!»

Очевидно, что нынешняя команда республиканских управленцев абсолютно не может работать системно. Ощущается катастрофическая нехватка профессионалов, способных оперативно решать возникающие проблемы и просчитывать возможные риски. Это видно и на примере Махачкалы, ставшей регулярным поставщиком скандальных новостей для федеральных СМИ, и на примере строительства комплекса «Порт-Петровск», имевшего на старте все шансы стать вполне реальным проектом.

На прошлой неделе в интервью ТАСС руководитель агентства по предпринимательству и инвестициям РД Башир Магомедов сообщил, что за пять лет объем инвестиций в экономику Дагестана увеличился вдвое. При этом он сообщил, что в настоящее время в Дагестане реализуется 62 инвестиционных проекта на общую сумму 198 млрд рублей. Очевидно, что в эту статистику включены и 17 млрд рублей, которые планировалось привлечь для строительства «Порт-Петровска». Между тем на фоне нынешних проблем проекта найти новых инвесторов, готовых вложить в него свои деньги, будет весьма и весьма проблематично. В связи с этим возникает закономерный вопрос: а может быть, и остальные инвестиционные миллиарды, о которых говорил руководитель агентства, такая же «реальность», как 17 миллиардов «Порт-Петровска»?
Знаете больше? Сообщите редакции!
Телефон +7(8722)67-03-47
Адрес г. Махачкала, ул. Батырмурзаева, 64
Почта [email protected]
Или пишите в WhatsApp +7(964)051-62-51
Мы в соц. сетях: