Новая национальная идея

08.09.2018 12:03

Ни один серьезный эксперт не сможет ответить на вопрос, что происходит с экономикой Дагестана сегодня и что ожидает нас завтра. И дело вовсе не в том, что Артем Здунов вот уже много месяцев молчит, Владимир Васильев занимается исключительно сбором налогов и посадками проворовавшихся чиновников, а республика тем временем плывет по течению без компаса и лоцмана, способного хотя бы предупредить, когда она сядет на мель.

Самое печальное, что ситуация с Дагестаном совсем не уникальна, точно также — непонятно куда — сегодня дрейфует Россия, постепенно теряющая связь с внешним миром и вынужденная практически ежедневно латать санкционные пробоины в корпусе.

Анализ выступлений высших чиновников страны и регионов говорит о том, что единственной проблемой, которая сегодня по-настоящему волнует руководителей всех уровней в России, является острая нехватка денег. И вся мощь государственного аппарата нынче направлена вовсе не на подъем экономики и прочие мелочи, а исключительно на поиски мест, где эти самые деньги можно найти. Кажется, это наша новая национальная идея, а заодно и экономическая политика.

Денег нет, но вы делитесь

Когда несколько лет назад Дмитрий Медведев произнес свою знаменитую фразу о том, что денег нет, на его голову вылили целые ушаты помоев. Попутно россияне озаботились подсчетом личного имущества премьера как в России, так и за рубежом, в результате чего рейтинг Медведева оказался ниже нулевой отметки.

Как выяснилось, россияне к Дмитрию Анатольевичу были несправедливы. Недавнее выступление Путина по поводу грядущей пенсионной реформы показало, что медведевский мем про деньги сегодня сильно устарел и нуждается в редактировании. Если попытаться сократить выступление Путина буквально до одной фразы, она будет звучать примерно так: «Денег нет, но вы делитесь». По большому счету, это все, что надо знать о новой пенсионной инициативе российских властей.

Новые старые грабли

Больше всего в новой экономической политике российских властей удивляет ее очевидная непродуманность. Раз за разом хочется задать один и тот же простой вопрос инициаторам инициатив по очередной экспроприации граждан: «Уважаемые, а почему вы не привлекаете к этой работе математиков? Не для того, чтобы подсчитать очевидную прибыль от каждой новой акции, для этого и ваших знаний вполне хватает. А для того, чтобы создать математическую модель, позволяющую рассчитать ее предполагаемые последствия на ближайшую перспективу, года на три–четыре».

Увы, видимо, после отъезда из страны странного и непонятного Перельмана с математиками в России наблюдается серьезный напряг. В итоге каждая инициатива властей по отъему денег у населения очень скоро оборачивается их потерями для бюджета. Взять, к примеру, решение российского правительства по прекращению индексации пенсий работающим пенсионерам. На одном из заседаний Госдумы депутат Олег Шеин привел очень интересные данные. По его расчетам, вскоре после прекращения индексации государство начало терять огромные суммы. Экономя примерно 10 млрд рублей ежемесячно, бюджет начал недополучать примерно 80 млрд рублей. Связано это с тем, что работающие пенсионеры начали в массовом порядке уходить в «тень». Если на момент принятия решения об отмене индексации в стране числилось 15,2 млн работающих пенсионеров, буквально через год их стало 9,6 млн человек.

Экономический результат этого решения весьма печален — каждый работающий пенсионер ежегодно теряет примерно по 20 тыс. рублей, бюджет недополучает сотни миллиардов рублей, но при этом за провальную инициативу никто не ответил. И вряд ли ответит.

Точно такая же ситуация с новыми пенсионными инициативами. «АиФ» приводит расчеты руководителя Аналитического департамента Международного финансового центра Романа Блинова, согласно которым общая экономия от реформы за первые годы составит около 400 млрд рублей. Но уже лет через пять ситуация начнет меняться из-за повышения безработицы среди молодых, необходимости переквалификации работников предпенсионного возраста и целого ряда сопутствующих затрат. В итоге через достаточно короткое время ежегодная нагрузка на бюджет увеличится на 50–200 миллиардов рублей. Ну а каждый будущий пенсионер независимо от пола потеряет около 800 тыс. рублей.

Складывается впечатление, что руководство России живет лишь сегодняшним днем и о будущем не думает абсолютно. Очевидно, установка «после нас хоть потоп» и много веков спустя для некоторых остается достаточно актуальной.

Где деньги, Зин?

Между тем многие эксперты считают, что деньги для бюджета можно было бы найти и без пенсионной реформы. И не только эксперты, кстати. Депутат Государственной Думы, первый заместитель председателя комитета по экономической политике, промышленности, инновационному развитию и предпринимательству Валерий Гартунг на заседании озвучил целый комплекс мер, способных стать альтернативой пенсионной реформе. Вот цитата: «Три триллиона рублей дополнительно можно получить от повышения конкуренции при госзакупках, 1,8 триллиона даст отмена возврата НДС экспортерам сырья, 600 миллиардов — введение плоской шкалы страховых взносов, 200 миллиардов — прогрессивной шкалы подоходного налога. Если хотя бы частично эти меры реализовать, денег будет гораздо больше, чем даст нынешнее повышение пенсионного возраста».

Но есть и более существенные источники дополнительных денег для бюджета. Год назад заместитель председателя правительства РФ Татьяна Голикова сообщила о том, что 14,4 млн россиян работают в «тени», не платят налогов, но являются при этом потребителями социального обеспечения. «Вброс» Голиковой был не случайным, на тот момент в правительстве, как сообщили «Известия», всерьез рассматривали вопрос о введении налога на тунеядство. И хотя эта инициатива в законодательный акт не воплотилась, некоторые цифры-страшилки благодаря ей стали достоянием общественности. Например, такая: ежегодные потери бюджета от такого количества «теневых» работников оцениваются в 5 трлн рублей. Если добавить сюда 5 млн «теневых» пенсионеров, эта цифра вырастет процентов на 20–25. К слову, предполагаемая экономия от пенсионной реформы оценивается в 500 млрд рублей в год.

Но об этом резерве сегодня правительство упорно не говорит. Поскольку для выведения экономики из тени прежде всего необходимо полностью разрушить нынешнюю вертикаль, без чего невозможно снизить чиновничью нагрузку на бизнес. Попытки же при помощи административного ресурса заставить экономику добровольно выйти из тени неизбежно проваливаются.

Кто не спрятался, я не виноват

И тут мы снова возвращаемся на родные дагестанские просторы, где Владимир Васильев пытается заставить теневой бизнес добровольно платить налоги в полном объеме. На сегодняшний день это единственная реальная экономическая инициатива республиканских властей, поэтому расскажем об успехах на этом фронте более подробно.

Собственно, особых успехов здесь, как и ожидалось, не наблюдается. Пару недель назад на заседании пресс-клуба заместитель руководителя УФНС РФ по Дагестану Нурула Хизриев сообщил о серьезной победе налоговиков — за первое полугодие владельцы заправочных станций республики заплатили в три раза больше налогов, чем в прошлом году (107 млн рублей против 38 млн).

«НД» писало о том, что в феврале этого года состоялась встреча Васильева с владельцами заправочных станций, на которой глава республики пообещал бизнесменам в обмен на налоги полностью защитить их бизнес от чиновничьих поборов. Именно тогда, говоря о неплательщиках, он произнес ставшую знаменитой фразу: «Кто не спрятался, я не виноват».

Наши прогнозы на тот момент были достаточно пессимистичные. Дело в том, что подобные соглашения с бизнесом в свое время пытались заключить все без исключения руководители Дагестана, и ни один из них так и не смог добиться успеха на этом фронте. Мы не раз и не два писали о том, что без демонтажа властной вертикали «капиллярную коррупцию», то есть коррупцию низового уровня, победить невозможно. Чиновники-рэкетиры, непосредственно контактирующие с бизнесом и его деньгами, прекрасно понимают, что до них руки Васильева не дотянутся, поскольку пылинку растоптать невозможно. Сажать будут начальников их начальников, да и то не всех. А значит, можно работать с бизнесом, как и раньше, не особо оглядываясь в сторону площади.

На встрече, о которой мы говорили выше, было озвучено много цифр. Спикер Народного Собрания РД Хизри Шихсаидов, к примеру, сообщил, что, по его оценкам, выход всех АЗС из «тени» может дать дополнительно не менее 900 млн рублей. Ныне потерявшие работу Рамазан Алиев (на тот момент первый вице-премьер) и Умахан Джабраилов (тогда главный налоговик республики) сошлись в том, что заправщики недоплачивают вдвое меньше — примерно 400 млн рублей. Владельцы заправочных станций, с которыми после встречи пообщался корреспондент «НД», озвучили свою предельную цифру дополнительных налогов — 350 млн рублей при условии, что власть выполнит свою часть договора.

Как показывает жизнь, Васильев не смог победить низовую коррупцию. В том же строительном бизнесе (с владельцами строительных компаний глава республики тоже встречался по аналогичному поводу), по данным источников «НД», после короткого затишья, случившегося после первых громких арестов, очень скоро все вернулось на круги своя. Единственная радость, говорили строители, что ставки оставили на прежнем уровне.

Попытка прогноза

На заседании пресс-клуба Нурула Хизриев неожиданно заявил, что по данным УФНС заправщики ежегодно недоплачивали 250 млн рублей. Интересная цифра, не правда ли? Особенно если учесть, что при соблюдении всех условий игры они готовы дополнительно заплатить 350 млн рублей. О том, в чьих интересах была осуществлена эта корректировка, пусть думает Васильев, мы же попытаемся выяснить, смогут ли налоговики выйти хотя бы на этот рубеж.

За первое полугодие, как мы сказали, было собрано 107 млн рублей против 38 млн в прошлом году. Таким образом прирост платежей составил (107–38=69 млн рублей). Таким образом, чтобы выйти на озвученные 250 млн рублей во втором полугодии надо будет дополнительно собрать (250–69 = 181 млн рублей). Задача очень и очень трудная, практически невыполнимая. Тем более что согласно инсайдерской информации многих владельцев АЗС в первом квартале убедительно попросили авансом заплатить налоги до конца года. Стоит так же отметить, что штормящий на протяжении уже нескольких месяцев оптовый рынок существенно усложняет работу АЗС. При этом со стороны государства не видны сколь-нибудь серьезные шаги для контроля и нормализации работы крупных оптовиков топлива, которые больше ориентированы не на внутренний рынок.

По другим отраслям ситуация с налогами еще сложнее. Небольшой прирост, конечно, будет, как без этого, но серьезных прорывов на налоговом фронте ожидать бессмысленно. Миллиард, от силы полтора, бюджет, может быть, и получит, но это, скорее всего, предел.

Именно поэтому государство, прекрасно понимающее, откуда ноги растут, с теневой экономикой системно бороться не будет. Намного проще увеличить пенсионный возраст и сразу начать зарабатывать миллиарды. Ну а дагестанский эксперимент Васильева — это всего лишь частность, очередной опыт очередного чиновника, доказывающий на деле, что в нынешних реалиях бороться с теневой экономикой бессмысленно и бесперспективно в условиях, когда нет комплексной и долгосрочной работы, где учитывались бы и желания обоих сторон.

Да, про экономику на фоне всех этих экспериментов как республиканского, так и федерального уровня, вспоминать как-то даже неприлично, не до нее сейчас.

Знаете больше? Сообщите редакции!
Телефон +7(8722)67-03-47
Адрес г. Махачкала, ул. Батырмурзаева, 64
Почта [email protected]
Или пишите в WhatsApp +7(964)051-62-51
Мы в соц. сетях: