Основная миссия денег — благотворительность

04.10.2015 16:44
О том, на что надо тратить деньги, о временах, когда он дрался на пляжах Махачкалы и устраивал заплывы до порта, о социальной ответственности бизнеса, общении с Дмитрием Песковым и о многом другом в минувшую пятницу рассказывал молодым махачкалинцам один из самых успешных и закрытых дагестанцев — миллиардер и меценат Зиявудин Магомедов (на фото).

25 сентября одному из братьев Магомедовых исполнилось 47 лет, и он, очевидно, решил подвести некоторые итоги своей жизни и заглянуть в будущее. То, что это происходило при большом стечении народа, вполне объяснимо: в конечном счете, многие из нас подсознательно хотят узнать, что думают о них те, кто не связан с ними дружескими, родственными, финансовыми или рабочими отношениями. Понятно также, почему мероприятие это состоялось именно в Махачкале. Как любит повторять мой хороший знакомый, «мне плевать на то, что меня не любят в Москве, мне важно, чтобы меня уважали и любили в родном селении, пусть я и бываю в нем от силы пару раз в год».

Чего желает бизнесмен и что его волнует в этой жизни, в первой половине встречи выяснял выпускник Гарварда и главный редактор «The Moscow Times» Наби Абдуллаев, в свое время проработавший четыре года в «Новом деле». Потом вопросы имениннику мог задать любой желающий (при этом у микрофона сразу же выстроилась внушительная очередь). Интересный момент. О бизнесе на встрече практически не говорили — как оказалось, присутствующих больше интересовал не бизнесмен Магомедов, а человек Магомедов.

В ходе общения выяснилось, что благотворительные проекты Зиявудина Магомедова для него не менее важны, чем бизнес. В принципе, это характерно для большинства людей независимо от их достатка — лишь отъявленные трудоголики считают, что работа важнее хобби. Да и то потому, что работа и есть их единственное хобби. При этом бизнесмен уверен, что со временем все больше богатых людей в России будут вкладывать деньги в благотворительные проекты. Пока же этому мешает груз 70 лет советской власти с вечным дефицитом, определивший нынешний бум личного потребления. Но постепенно парадигма меняется, и все больше бизнесменов приходят к неизбежному выводу: основная миссия денег — благотворительность, помощь людям.

Для Магомедова помощь людям — это не подачки бедным (милостыню он воспринимает как подсознательную попытку избавиться от проблем), а создание благоприятной среды обитания для сограждан. Именно поэтому дагестанский миллиардер предпочитает вкладывать деньги в обучение талантливой молодежи, в тех, которые в будущем будут способны «изменить ситуацию, среду, общество в целом».

И неважно при этом, что, получив хорошее образование, человек может покинуть Дагестан. «Во-первых, дагестанцы покажут себя в мире, и их обаяние и симпатия к ним окажут положительное влияние на имидж республики. А во-вторых, дагестанцы всегда будут возвращаться в Дагестан». При этом Магомедов ориентируется на опыт Израиля и Силиконовой долины, где успех определили не ресурсы, а именно качество образования.

В Дагестане же, по его мнению, качественное образование в сочетании с пассионарностью молодежи (при этом Магомедов вспомнил пассионарные теории Гумилёва) неизбежно конвертируется в положительные дела, пойдет на пользу республике. Бизнесмен уверен, что громадные амбиции и энергия молодых дагестанцев неизбежно приведут их к пониманию, что только образование может стать для них социальным лифтом на пути к успеху в жизни.

Для реализации своих образовательных проектов Магомедов планирует в ближайшем будущем построить на месте шатра, в котором проходила его встреча с молодежью, на улице Абубакарова в Махачкале, современный инновационный образовательный центр «Периметр». Здесь разместится центр креативных технологий, будут рождаться новые идеи и создаваться рабочие команды для их реализации (при этом бизнесмен заявил о своей готовности профинансировать любой, даже самый смелый проект, если он будет интересным). После завершения строительных работ сюда переедет и бизнес-инкубатор «ПЕРИ Инновации», который сейчас работает на территории Дагестанского государственного технического университета. Кроме того, здесь будут действовать школа социального проектирования, лаборатория робототехники и центр одаренности. Планируется, что все это заработает уже в 2017 году. 

Что касается центра одаренной молодежи (многие СМИ успели назвать его центром одаренных детей), работать здесь будут со всеми без исключения детьми. Даже с теми, на кого давно уже махнули рукой учителя и родители, из-за того что они делают в диктантах множество ошибок и не могут решить простейшей задачи по алгебре. По мнению организаторов центра (помимо фонда «Пери» в его создании принимает участие Московский центр педагогического мастерства, возглавляемый Иваном Ященко), неталантливых детей попросту не бывает. Просто юные физики, математики и поэты видны невооруженным глазом, а разглядеть в двоечнике и разгильдяе гениального повара или слесаря — задача весьма и весьма непростая. Именно ее и придется решать работникам центра одаренности, призванным помочь отыскивать и развивать таланты, скрытые в душе каждого ребенка. По словам Ященко, который выступил на мероприятии, уже сегодня есть договоренность о совместной работе с аналогичным центром «Сириус» в Сочи, открывшимся 1 сентября этого года, где дети из Дагестана будут работать с лучшими математиками России и мира.

Кстати, присутствовавший на встрече с Магомедовым глава Дагестана Рамазан Абдулатипов оперативно откорректировал образовательные планы бизнесмена, предложив ему принять участие в осуществлении еще одной сложнореализуемой идеи: создать в Махачкале «новый университет на базе одного из действующих, но качественно другой».

В ходе встречи Магомедов полностью раскрывался и «терял бдительность» лишь тогда, когда речь заходила о его любимых «игрушках» — образовательных проектах, роботах, планах по созданию «благоприятной и комфортной среды». Попытки же постучать в «другие двери» вежливо пресекались. Так, отвечая на вопрос Наби Абдуллаева: «Почему вы самый закрытый бизнесмен страны?», Зиявудин Магомедов отделался фразой: «Лучше быть, чем казаться», прозрачно намекая на то, что за него говорят его дела.

Очень грамотно прокомментировал он и слухи о том, что якобы оплатил медовый месяц пресс-секретаря Путина Дмитрия Пескова, проведенный на специально арендованной яхте. «Да, так сложилось, что мы общаемся, наши дети тоже дружат и общаются между собой. И это не секрет. Летом, когда моя семья отдыхала, с нами вместе отдыхало много наших друзей. Мы, дагестанцы, — гостеприимный народ. Что касается оплаты, я оплачиваю только то, чем пользуюсь сам». Интересно было бы послушать комментарий на эту тему самого Дмитрия Пескова или его супруги.

Не прозвучало развернутого ответа и на вопрос: «Есть ли правила, которые вы никогда не нарушаете?». Ответил на него бизнесмен одним предложением: «Не делай другому ничего такого, чего бы ты не хотел для себя». Принцип замечательный, но, следуя ему, в России очень сложно достичь того, что удалось Магомедову.

Моментов, когда Зиявудин Магомедов действительно раскрывался, во время встречи было не очень много. Тем не менее, они были. Как оказалось, он испытывает сильную ностальгию по старой Махачкале, городу, «который мы потеряли». «Махачкала сильно деградировала как среда обитания, по существу это совсем другой город, которого я не знаю». Изменились и люди, причем не в лучшую сторону. Может быть, именно поэтому Магомедов пытается «изменить среду». Вполне возможно, что таким образом он просто хочет вернуть из небытия город своего детства, город, в котором прошли его молодые годы (видимо, даже безденежная молодость ощущается счастливее богатой зрелости). Интересная деталь, подтверждающая данное умозаключение. По словам бизнесмена, его сегодняшний интерес к Махачкалинскому порту во многом связан не с бизнесом как таковым, а с тем, что в детстве летом каждое утро он вместе с друзьями совершал заплывы по маршруту лесопилка — порт. И хотя это было сказано в шутку, но в каждой шутке, как известно, есть только доля шутки.  
Детские увлечения единоборствами в конечном счете сформировали интерес миллиардера и к боевым искусствам. Он с улыбкой вспоминает спарринги на пляже и делает себе подарок ко дню рождения, отправившись на турнир Fight Nights, — буквально накануне стало известно, что он владеет долей в этом проекте (хотя сделка на самом деле была закрыта некоторое время назад). 

Как грамотный политик, в начале встречи Зиявудин Магомедов сообщил, что он пришел в Дагестан, потому что в республике «изменилась среда», прозрачно намекнув на деятельность нынешнего главы. В конце же встречи, отвечая на вопрос: «Уйдете ли вы из республики, если нынешняя среда вдруг изменится?», он продемонстрировал свой весьма немалый ресурс, сообщив, что измениться среде в худшую сторону не позволит. Мальчик, совершавший заплывы по маршруту лесопилка — порт, вырос. Ему 47 лет, у него есть миллиард долларов, а Песков — явно не самый высокопоставленный чиновник, с которым он дружит.

Фото: Сергей Расулов/ Новое Дело — NewsTeam
Знаете больше? Сообщите редакции!
Телефон +7(8722)67-03-47
Адрес г. Махачкала, ул. Батырмурзаева, 64
Почта [email protected]
Или пишите в WhatsApp +7(964)051-62-51
Мы в соц. сетях:
Смотрите также

Темпы инвестиций в СКФО снизились

Александр Новак поставил задачи

29.03.2025 00:01

Странные цифры в отчёте премьера Дагестана

ошибки или ?

25.03.2025 00:21

На что потратили в 1,5 млрд рублей в Табасаранском районе

отчет городскому собранию

22.03.2025 01:40