«Шанс выбраться из тупика»

19.08.2017 12:10

У ОАО «Авиаагрегат» в ближайшее время может появиться мощный партнер. С его помощью предприятие надеется выбраться из тупика.

О проблемах этого завода «Новое дело» писало не раз. Долгое время предприятие развивалось достаточно успешно, поставляя на «АвтоВАЗ» собственную разработку — электроусилитель руля. Практически все «Калины», сходящие с конвейера «АвтоВАЗа», укомплектовывались электроусилителями, произведенными в Дагестане. Объемы поставок при этом позволяли «Авиаагрегату» занимать верхние строчки в ежегодном рейтинге дагестанских предприятий. Но несколько лет назад руководство «АвтоВАЗа» в одностороннем порядке расторгло контракт с «Авиаагрегатом» и начало закупать электроусилители у корейцев.

Дагестанское предприятие, несмотря на серьезный удар, рук не опустило и начало поиски новых изделий, выпуск которых позволил бы заводу загрузить собственные мощности. В итоге «Авиаагрегат» начал реализовывать «китайский проект», предусматривающий на первом этапе отверточную сборку мини-грузовиков, производящихся в Китае, а на втором — организацию производства собственных комплектующих для их выпуска в Махачкале. В ходе второго этапа предполагалось довести производство собственных комплектующих сначала до 50, а затем и до 70 процентов от общего объема и при этом загрузить заказами практически все обрабатывающие предприятия республики. То есть речь шла о создании автомобильного кластера, способного объединить все заводы Дагестана.

По самым пессимистичным прогнозам выход на сборку 20–30 тысяч автомобилей в год мог обеспечить Дагестану прирост объемов производства в размере 4–5 миллиардов рублей и создать более тысячи новых рабочих мест. При этом минимальный размер дополнительных налоговых платежей оценивался на уровне миллиарда рублей в год.

Убили этот проект чиновники. Сначала российские, затянувшие на несколько лет выдачу положительного заключения Минпромторга России по данному проекту, а затем и дагестанские, отказавшиеся предоставить «Авиаагрегату» республиканские гарантии по кредиту на 500 миллионов рублей, необходимых заводу для технического перевооружения.

Нет, формально гарантии заводу наши чиновники выдавали. И не один раз. Но каждый раз выделение гарантий случалось аккурат в конец финансового года, когда никаких возможностей оформить кредит уже не было. Реальные же гарантии на этом фоне получали другие: к примеру, умерший к тому времени «Дагагрокомплекс» или аффилированный с Абдусамадом Гамидовым проект «Мараби».

Самое печальное, что необеспечение гарантий заводу убило на корню еще один проект «Авиаагрегата», предусматривающий производство в Махачкале реактивного самолета СР-10 для учебно-тренировочных центров Минобороны. В настоящее время этот самолет успешно испытывается, получая восторженные отзывы пилотов и наблюдателей. Эксперты предрекают проекту серьезный коммерческий успех, особенно с учетом того, что этот самолет стоит в пять раз дешевле устаревшего чешского L-39 и в десять — главного российского конкурента — ЯК-130.

Первоначально планировалось полностью выпускать данный самолет в Дагестане, но этому помешала нехватка современных станков с числовым программным управлением (ЧПУ). Тех самых, которые были нужны заводу и для реализации «китайского проекта». В итоге «Авиаагрегат» вместо производства готового изделия вынужден был выпускать лишь небольшую часть комплектующих. А потом проект и вовсе «сдулся» — разработчики СР-10 разместили все заказы на свой самолет в других регионах, руководство которых, по их словам, «своим производителям палок в колеса не вставляет, а оказывает постоянную и всестороннюю помощь».

Естественно, после таких ударов предприятие надолго оказалось в тупике. Но от попыток выбраться из ямы не отказалось, сконцентрировав усилия на поиске партнеров, способных поделиться заказами с заводом, сохранившим высокий потенциал. Специально для этого на предприятии был создан Торговый дом «Авиаагрегат», в задачу которого входило обеспечение завода стабильными долгосрочными заказами.

После тщательного мониторинга авиастроительного рынка было принято решение попытаться наладить партнерские отношения с ПАО «Таганрогский авиационный научно-технический комплекс им. Г.М. Бериева». Это единственный в мире завод, на котором производят многоцелевой самолет-амфибию БЕ-200. Понятно, что эта аббревиатура читателям «НД» ничего не говорит, тогда как практически каждый хотя бы раз видел этот самолет в деле. Ни один репортаж о тушении лесных пожаров в мире не обходится без кадров успешной работы БЕ-200. Это тот самый самолет, что способен глиссировать по любой водной поверхности и за десять секунд заполнять свои рабочие баки 12 тоннами воды. Самолеты Бериева успешно тушили пожары в России, Италии, Португалии, Греции, Венесуэле и других странах. Это и понятно — подобной техники, способной максимально оперативно доставлять воду с ближайших водоемов к месту пожара, в мире не существует.

В последнее время зарубежные компании озаботились заполнением этой бреши и начали заказывать самолеты БЕ-200, загрузив при этом практически все мощности завода. А тут еще Таганрогский завод выиграл серьезнейший тендер Военно-космических сил России, получив заказ на ремонт и обслуживание российских стратегических бомбардировщиков дальнего действия — ТУ-95 и ТУ-142. На этом фоне в Таганроге начали задумываться о кооперации с другими авиационными заводами страны. И предложение Торгового дома «Авиаагрегат» об организации сотрудничества оказалось весьма к месту.

На прошлой неделе в Махачкалу прибыла делегация Таганрогского завода, чтобы изучить возможности «Авиаагрегата» и обсудить детали сотрудничества. Как рассказал корреспонденту «Нового дела» заместитель начальника Управления материально-технического обеспечения комплекса Максим Зимин, завод произвел положительное впечатление. «Проведенный нами аудит предприятия, цель которого — определить возможные перспективы сотрудничества, показал, что с «Авиаагрегатом» работать можно, и работать достаточно плотно. К примеру, в рамках программы гособоронзаказа по ремонту и обслуживанию ТУ-95 и ТУ-142 требуется обеспечить эти самолеты средствами наземного обслуживания. Некоторые из этих средств, к примеру, гидроподъемники, на «Авиаагрегате» успешно выпускаются, больше того, этот завод на сегодня является их единственным производителем в России. Есть возможности и для выпуска другой необходимой нам техники. Естественно, необходимо закупить некоторое оборудование, но уверен, это решаемые проблемы, особенно на фоне реального заказа. Кстати, пробный заказ мы уже оформили, так что, можно сказать, наше сотрудничество уже началось.

Самое главное, предприятие настроено на работу, имеется солидный технический и кадровый потенциал. Анализ деятельности завода показал, что здесь умеют решать поставленные проблемы, организовывать выпуск новых изделий с «нуля».

Понятно, что на первом этапе объем заказов будет не очень большой, но в дальнейшем, уверен, он будет расти, и расти достаточно динамично».

По словам председателя совета директоров ОАО «Авиаагрегат» Сайпулы Пирилова, «небольшие объемы», о которых говорил Зимин, — это десятки миллионов рублей только на первом этапе: «Понятно, что в Таганроге они считают на миллиарды, и поэтому эти деньги для них, по существу, мелочь. А с учетом нашей сложной ситуации для нас это шанс выбраться из тупика. Тем более что в перспективе имеется возможность выйти на объемы в сотни миллионов рублей. Ясно, что первоначально всю прибыль придется потратить на закупку новых станков с ЧПУ, но в дальнейшем это позволит нам участвовать и в более сложных программах, в частности, в выпуске агрегатов и компонентов для производства самолетов. Так что для нас это просто подарок судьбы».

Знаете больше? Сообщите редакции!
Телефон +7(8722)67-03-47
Адрес г. Махачкала, ул. Батырмурзаева, 64
Почта [email protected]
Или пишите в WhatsApp +7(964)051-62-51
Мы в соц. сетях:
Смотрите также

Путешествие на консервный завод

Дорога привела в Гергебильский район на земли бывшего Гунибского округа

15.03.2024 11:54

В январе промышленность поднялась в 2 раза

статистика

09.03.2024 00:10

Дагестан обещает производить 300 тонн топса в год

совещание

25.02.2024 00:00