Три врача в одном кабинете

26.11.2016 19:00

Газета для многих — последняя возможность добиться справедливости, для других — попытка докричаться до чиновника, на прием к которому попасть нереально. Есть большая категория посетителей, для которых разговор в редакции что-то вроде сеанса психотерапии: люди просто рассказывают о наболевшем, прекрасно понимая при этом, что у СМИ мало рычагов для решения этих проблем. По понятным причинам лишь небольшая часть историй, рассказанных в редакции, трансформируется в газетную статью или становится поводом для журналистского расследования. При этом «за бортом» часто оказывается много интересных фактов, мудрых наблюдений, дельных предложений.


Пару лет назад я начал записывать в отдельный блокнот предложения и замечания, касающиеся обустройства Махачкалы, которая с каждым годом становится все менее приспособленной для комфортного проживания людей (категория посетителей, чьи проблемы так или иначе связаны с работой администрации города, традиционно является самой многочисленной). За это время набралось материала на две-три большие статьи, для написания которых все никак не доходили руки. Хотя, признаюсь честно, некоторые записи помогли мне по-новому взглянуть на городские проблемы и были использованы при написании материалов о работе городского хозяйства. Недавно я попытался исправить это упущение, предоставив слово людям, болеющим за судьбу своего родного города. Единственное, что я сделал, — скомпоновал предложения и замечания по тематическим блокам.

«Точечная» застройка

«Самая большая проблема Махачкалы — варварские «точечные» застройки. Город превратили в огромный старый аул, в котором с каждым годом жить все хуже и хуже. Наши чиновники часто говорят, что для нормального функционирования городского хозяйства не хватает денег. Но ведь для того, чтобы объявить мораторий на точечную застройку, денег не надо. Между тем, уверен, это во многом облегчило бы жизнь махачкалинцев».

«Сегодня в городе под строительство многоэтажек в нарушение закона выделяют земельные участки, находящиеся в общем пользовании, придомовые участки, предусмотренные нормами для проведения досуга людей, территории, находящиеся в пользовании (собственности) образовательных учреждений. Это само по себе ужасно и недопустимо, но даже не это главное. А главное, по-моему, то, что параллельно с огромными домами, в которых проживают сотни, а в совокупности тысячи человек, не строятся новые школы, детские сады и поликлиники. Понятно, что, продавая землю, чиновники работают на свой карман. Но о людях тоже надо хоть иногда думать».

«В нашей поликлинике №2 в каждом кабинете сидят по два участковых врача. Как, скажите, послушать женщину, если у другого врача сидит мужчина? Запускать в кабинет только парами — двух мужчин или двух женщин? Но тогда в очереди до утра сидеть придется. А у сестры в поликлинике напротив магазина «Аризона» так вообще по три врача одновременно сидят. Неужели нельзя вместе с многоэтажками хотя бы поликлиники строить?»

«Высотки в Махачкале «высаживаются» квадратно-гнездовым методом, при этом попираются законные права человека на достаточное количество объектов социально-культурно-бытового назначения (детские сады, школы, поликлиники и пр.). Я недавно проконсультировался у юриста и некоторые моменты выписал, вот посмотрите. Оказывается, методика определения минимально необходимого количества таких объектов утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 19 октября 1999 г. №1683-р (в редакции распоряжения Правительства РФ от 23.11.2009 №1767-р.), а также распоряжением Правительства Российской Федерации от 03.07.1996 №1063-р (в редакции распоряжений Правительства РФ от 14.07.2001 №942-р, от 13.07.2007 №923-р, Постановления Правительства РФ от 23.06.2014 №581), которыми утверждены социальные нормативы и нормы. Почему об этих нормативах ничего не знают в администрации Махачкалы? Это разве не российский город?»

«В Махачкале сохранился очень большой объем ветхого и аварийного жилья, поскольку в предыдущие годы городские власти это проблемой практически не занимались. В связи с тем, что городские земли варварским образом перераспределены и предоставлены в собственность, неясно, куда именно будут переселяться граждане из ветхого и аварийного жилья. Кстати, в категорию ветхого жилья попал дом, в котором я жил, по Краснофлотской (Заманова), 24. А там каменные стены толщиной около метра, этот дом еще сто лет простоит. Думаю, что его снесут очень скоро. Намного раньше деревянных бараков по Орджоникидзе, где земля намного дешевле стоит».

«Почему городские чиновники разрешают устанавливать рекламные щиты, строить киоски и даже целые здания на нерегулируемых перекрестках? Машины зачастую появляются неожиданно, поскольку нет треугольников видимости, о которых наши чиновники, наверное, даже и не слышали. В итоге из-за стремления продать каждый свободный квадратный метр в городе с каждым годом растет число аварий и наездов».

«По закону все строящиеся объекты должны быть обеспечены централизованными или индивидуальными системами водоснабжения и канализации. Почему у нас под строительство многоэтажек предоставляются участки в микрорайонах, где таких систем нет по определению? В итоге все стоки перенаправляются в море, превращенное в канализационную яму. А до сдачи канализационного коллектора в сторону Каспийска, думаю, при нынешних темпах строительства не доживут и те, кому сегодня 20—30 лет».

«Кто, интересно, в Махачкале занимается проектированием ливневой канализации? Они разве не знают, что время от времени в городе идут сильные дожди? Неужели урок последних потопов и отравлений наших чиновников ничему не научит? Кстати, важный момент — огромное количество новых зданий в городе стоит на теплотрассах, водопроводных трубах большого диаметра, а также на участках, по которым проходят канализационные коллекторы. Неужели наши мэры, распродавая землю, не понимают, что таким образом они попросту «минируют» город, создавая предпосылки для масштабных аварий?»

«Я архитектор, много лет проработал на Севере. Каждый раз, приезжая в родной город, задаюсь вопросом, слышали ли главные архитекторы Махачкалы о Кодексе профессиональной этики Российского Архитектора, в котором помимо всего прочего сказано следующее: «В профессиональной практике архитектор не должен допускать каких-либо действий, наносящих ущерб обществу или заказчику. При возникновении противоречий между интересами заказчика и интересами общества архитектор должен направить все свои знания и опыт на поиск решений, отвечающих интересам общества».

«А можно в вашей газете такое предложение опубликовать: “Поставить при жизни памятник мэру Махачкалы, который запретит раз и навсегда точечную застройку города”?»

Пробки на дорогах

«Слышал, что в городах с населением миллион человек затраты времени на поездку от работы до дома не должны превышать 40 минут. Вроде это даже в законах прописано. У нас же зачастую на это уходит полтора часа. Особенно тяжко приходится жителям проспекта Акушинского, живущим в условиях постоянной пробки. Неужели нельзя восстановить движение по дублирующим дорогам вдоль проспекта? Для этого нужно снести пару заправок и несколько других строений, которые и так построены в нарушение всех норм и правил. Если даже и есть «зеленки» — аннулировать как незаконно полученные».

«В генплане Махачкалы, разработанном более 30 лет назад, было предусмотрено строительство многоуровневых транспортных развязок на наиболее проблемных перекрестках города. Сегодня наши чиновники много говорят о борьбе с пробками. Пожалуйста, подскажите им через вашу газету, что без строительства развязок эту проблему не решить, и в скором времени в городе наступит транспортный коллапс. Проект не дешевый, но чем раньше ее займемся — тем дешевле выйдет. На мой взгляд (это, кстати, соотносится со старым генпланом), сегодня такие развязки необходимо построить на следующих перекрестках: пр. Гамзатова — ул. М. Ярагского, пр. Акушинского — ул. Казбекова, пр. Шамиля — ул. Агасиева, пр. Шамиля — ул. М. Ярагского, пр. Шамиля — пр. Гамидова, пр. Насрудинова — ул. Булача, трасса «Махачкала — Аэропорт» — ул. Булача, ул. Гагарина — ул. М. Ярагского, ул. Гагарина — пр. Гамидова, пр. Акушинского — трасса “Ростов — Баку”».

«На некоторых наших улицах давно уже надо было ввести плату за парковку. Ту же улицу М. Ярагского в свое время расширили, но из-за громадного количества машин на обочинах она снова сузилась до старых размеров».

«Почему городские власти не строят в городе парковки? Скорее всего, потому, что земля в городе давно распродана под многоэтажки и коммерческие объекты».

«Я водитель и обратил внимание, что главные виновники пробок и аварий в городе — водители-беспредельщики. Есть проблемные точки, где систематически нарушаются ПДД, к примеру ул. Атаева, пр. Акушинского. Установка камер на подобных участках — это и пополнение бюджета города, и борьба с нарушителями».

«Очень часто наши водители не уступают дорогу машинам скорой помощи, пожарным. Понятно, что дороги в городе не очень широкие, но, может быть, для воспитания нормального сознания нам следует использовать практику «выделенных полос» на основных магистралях для спецтранспорта и городских автобусов и троллейбусов? Были бы эффективны также рейды по чеченскому сценарию».

«В Москве на центральных проспектах применяется практика платных парковок. Нам пора перенимать этот опыт. Обещанную возле 2-го рынка парковку так и не запустили, и практически вся улица вдоль рынка занята грузовыми “газелями”».

«Сроки переноса рынков из города переносятся и переносятся. А пробки возле них, несмотря на обещания властей, меньше не становятся».

«Мэр пообещал в течение короткого времени построить дорогу от Анжи-базара до магазина «1000 мелочей». Может быть, у нас с мэром разное понимание термина “короткое время”?»

«В городе давно назрела необходимость проведения компьютерного расчета наиболее оптимальной работы светофоров. Опыт изменения режима светофора на перекрестке пр. Гамидова и ул. Ирчи Казака показывает, что эта простая мера позволяет существенно улучшить ситуацию с пробками».

«В городе слишком много ненужных запрещающих знаков. К примеру, в дневное время нельзя повернуть с ул. Ирчи Казака к 39-й школе. Вынуждены ехать к школе через Гамидова и Шамиля, ухудшая и без того ужасную транспортную ситуацию в городе. Кстати, таких непродуманных знаков в городе десятки».

«Часто горе-строители для подведения коммуникаций ломают асфальт, и там возникают ямы. Почему бы решением горсобрания не обязывать подобных копателей в короткие сроки устранять эти ямы? Просрочил — ощутимые штрафные санкции».

Досадные «мелочи»

«Махачкала не только самый грязный, но и самый пыльный город России. В период сильных ветров (а они у нас дуют очень часто) город накрывают настоящие пылевые бури. Во многом это происходит потому, что участки газонов вдоль улиц и проспектов не засеяны многолетними травами, препятствующими эрозии. У этой проблемы есть еще одна отрицательная сторона — во время сильных дождей размытая почва забивает ливневки, существенно уменьшая их пропускную способность».

«Почему с запредельной запыленностью Махачкалы не борется Роспотребнадзор?»

«Почему власти города ничего не делают для перехвата ливневых потоков, смешанных с почвой, стекающих во время сильных дождей со склонов Тарки-Тау? Почему бы не вырыть колодцы для перехвата этих потоков и аккумуляции наносов, смываемых водой со склонов горы?»

«Почему власти города до сих пор не установили насос на Тарнаирских сооружениях для подачи миатлинской воды в Ленинский район Махачкалы? Из-за кого, скажите, мы обречены пить воду из мусорного Хушетского водохранилища?»

«Недавно я упала и чудом осталась жива — огрызок торчащей из асфальта железяки, к которой раньше крепилась урна, расцарапал мне шею, чудом не задев сонную артерию. После этого я стала обращать внимание на то, что у нас повсеместно из асфальта торчат трубы, арматура и прочий металлический хлам. Интересно, какая служба в городе контролирует ситуацию в данной сфере?»

«Многие опоры контактной сети троллейбусного управления укутаны металлической сеткой (рябицей). Скорее всего, это сделано для крепления транспарантов в дни праздников. Со временем эта сетка расплелась, и опоры стали потенциально опасны — во все стороны торчит острая проволока. А если человек напорется на такой штырь?»

Лестницы на тротуарах

«Кто контролирует качество тротуарной плитки в городе? Есть участки (особенно по ул. М. Ярагского), по которым в снег ни за что не пройти, обязательно упадешь. В итоге приходится выходить на проезжую часть улицы, чтобы хоть как-то добраться до работы».

«Почему на улице М. Ярагского такие узкие тротуары, что двоим не разойтись? Мало этого, некоторые владельцы магазинов и эту малость у нас воруют, перекрывая тротуар лестницами, ведущими в торговый зал. Разве муниципалитет не обязан контролировать этот процесс? Можно ведь ту же лестницу «утопить» внутрь здания. А чтобы «простимулировать» владельцев магазинов заняться этой работой, предлагаю захваченную землю обложить налогом, который будет в 100 раз превышать кадастровую стоимость земли в данном районе города».

P. S. В данный материал вошла лишь небольшая часть предложений по благоустройству города. В ближайшее время, думаю, последует продолжение.
Знаете больше? Сообщите редакции!
Телефон +7(8722)67-03-47
Адрес г. Махачкала, ул. Батырмурзаева, 64
Почта [email protected]
Или пишите в WhatsApp +7(964)051-62-51
Мы в соц. сетях: