С велосипедом на дагестанской электричке.

05.06.2019 22:50

Праздник - отличное время для городских экспериментов! 

 

Решил прокатиться на велосипеде более 40 км, но на электричке J

 

 

Не все дагестанцы знают, что у нас обновилась сеть электричек. 

Теперь можно проехать  от границы с Азербайджаном до Хасавюрта. 

Кроме того, вместо списанных плацкартных вагонов у нас теперь полноценные электрички. 

По стоимости этот вид транспорта дешевле чем маршрутка и выгоден для семейного путешествия. 

Но что если поехать на электричке с велосипедом?

 

Провел такой эксперимент во время Ураза-байрам, т.к. людей на транспорте меньше и никому практически не мешали. Заодно проехал маршрутом горожанина, периодически навещающего сельских родственников по большим праздникам и в период созревания клубники :) и прочих вкусностей.

 

Приятно удивило отношение работников на вокзале. 

Не было никаких «вы куда с велосипедом?», «нет нельзя» и т.п

Хотя готовился к худшему и даже обдумывал вариант сесть на другой станции в Махачкале. 

Кстати, вы знаете сколько в Махачкале , в черте города станций, на которых останавливается электричка? Насчитал около семи! 

 

Так вот, работники вокзала не сказали ни слова против велосипеда и даже помогли с ним пройти контроль. 

 

Сразу отмечу, что для того чтобы попасть на электричку, вы заходите на первый этаж вокзала, а потом по ступенькам вниз, к перрону.

Нет пандусов или выделенных спусков для велосипедов и лиц с ограниченными возможностями. 

 

Это старая беда нашего вокзала, т.к. приходилось провожать гостей с полными сумками, колясками и детьми на руках. А там ещё пилить до нужного  вагона. А теперь представьте сотни туристов , проходящих через эту систему по ступенькам. 

 

Электричка подаётся прямо к зданию вокзала и далеко не надо ходить.

 

Но перроны на Махачкалинском ж\д вокзале не высокие, хотя на других остановках ещё ниже. Поэтому с велосипедом приходится взбираться по вертикальной лестнице на 1,5 метра.

 

Не смотря на широкую конструкцию вагонов, в них не предусмотрены места для велосипедов, поэтому пришлось загнать велосипед в салон и загнуть его так, чтобы не мешал на проходе. В итоге, занял 5 мест.

 

 

На обратном пути был полный вагон, поэтому еле нашел место в углу. И тоже с разрешения доброжелательного кондуктора. 

 

 

Но это из-за размера велосипеда. Для путешествий лучше использовать складные велосипеды.

 

В вагоне есть места, где можно разместить детскую или инвалидную коляску. Там можно поставить небольшой велосипед.

 

Современные кондукторы в дагестанских электричках это приложение к супер-пупер кассовому гаджету, который выдаёт вам чек ! 

Кроме того, на кондукторе висит внушительный  видеорегистратор, Если эти регистраторы включены. 

 

Так как салон был не полный, кондуктор разрешил мне заплатить за одно место. 

Проезд ст.Махачкала - ст. Пильтиевск обошелся 45 рублей (летний тариф).

На кизилюртовской маршрутке пришлось бы заплатить 120 рублей.

Плюс расходы на проезд до автовокзала. 

По времени поездка до с.Кульзеб (ст.Пельтиевск) на кизилюртовской маршрутке с учётом времени ожидания, наполняемости и пути до автовокзала – примерно 1,5 часа. А тут – один час, и точно по расписанию! Да ещё с велосипедом!

 

 

Но график движения электричек, вывешенный внутри вагонов немного удивил. Там указаны только крупные станции, и непонятно во сколько прибывает электричка на другие станции. 

 

 

 

Российские железные дороги скорее всего держат в штате  юмористов, которые додумались в расписании указать станции, остановка на которых производится «по заявкам пассажиров». Представьте себе панику туриста, который не знает, что в Дагестане как и во всей стране «суровость российских законов смягчается необязательностью их исполнения» (М.Е. Салтыков-Щедрин). Интернета на перегонах может и не быть, т.к. мобильная связь не везде ловит, а до бесплатного wi-fiс доступом в Интернет наши электрички ещё не дошли. Хорошо хоть кондуктор может все объяснить или добрые попутчики подскажут. 

 

Надо отметить, что в раньше были две разные электрички : в Дербентское и Хасавюртовское направление. 

Теперь появилась электричка от Хасавюрта до Азербайджанской границы!  

Это открывает огромные перспективы для туризма в Дагестане. Например, с учётом частоты ДТП на федеральной трассе лучше отправлять школьников в путешествие на электричке, чем даже на самом удобном автобусе. 

Путешествие на электричках с велосипедами или электрическими самокатами предоставляет интересные возможности. Например, можно добираться на электричке до г.Кизилюрта, а от туда на велосипедах до Сулакского каньона. Но об этом пусть думают туроператоры и профильные государственные ведомства. 

 

Между прочим, очень сильно пожалел, что в этот раз не взял с собою фотоаппарат. Не делайте таких ошибок! На пути следования электрички Махачкала – Хасавюрт открываются красивейшие пейзажи: слева цепь предгорья, а справа степь с интересными птицами и животными. За одну эту поездку увидел огромного белого аиста, пролетевшего мимо вагона прямо возле окна. Потом из камышей лениво поднялся серый журавль! Это не считая орлов и соколов, периодически устраивающих демонстративные уроки по охоте . В районе с.Алмало на краю болота, заметил лису, рассматривающую нашу электричку.

 

Не доезжая до Хасавюрта можно увидеть красивые поля с табунами лошадей.

 

 

Может стоит подумать об экскурсоводе в электричке?  Хотя как он будет туристам объяснять вот такие картинки из мира дагестанской природы

 

 

или промышленного дизайна в пригороде Кизилюрта

 

 

 

Поездка на электричке открывает совсем другие виды на Дагестан. Например, если ехать на федеральнйо трассе, то за песчанной горой Сарихум не виден огромный горный хребет. А вот поездка на электричке весной открывает уникальный пейзаж из зелени, песка и снега.

РЖД могло бы использовать дагестанкие пейзажи для своей рекламы

 

 

Между прочим, экскурсия на электричке может показать забытую историю Дагестана, с интересными старыми дореволюционными башнями.

 

 

Аппетит приходит во время еды. Надо отметить, что у нас, к сожалению, нет электрички до Кизляра. 

Кроме того, в советское время ходила электричка до Гудермеса. Сейчас в рамках одной Северо-Кавказской железной дороги, не возможно на электричках добраться до г. Минеральные Воды. Наверно можно сделать стыковые электрички до Хасавюрта, через Чеченскую Республику. 

 

Из г.Грозный каждые 1,5 часа днём отбывает маршрутка на рынок в Пятигорск. Из Махачкалы нет регульярного сообщения с такой частоатой не то что в Пятигорск, но даже в Грозный. 

В неудобстве организации логистических связей пассажирских перевозок из Дагестана мы убедились вместе с журналистом «Новое дело» Идрисом Юсуповым, с которым мы направлялись в Пятигорск на конференцию РАНХиГС «на  перекладных». И первый транспорт, с которого мы начали была электричка из Махачкалы в Хасавюрт, которая обошлась нам на двоих 160 рублей и доставила за 2 часа. 

Если бы из Хасавюрта были бы стыковые электрички, то туристы могли бы добираться за 6-7 часов до Минеральных вод. А не как сейчас – 12 часов на поезде в ростовском направлении. Очевидно, это бы существенно снизило аварийность на дорогах и увеличило бы доступность Дагестанского туристического рынка. 

 

Закрывая тему про эксперимент с велосипедом и электричкой хотелось бы ещё раз отметить благожелательность работников РЖД и пассажиров.

Но! Это все будет до тех пор, пока велосипедисты не узнают о вышеописанных удобствах,  выгоде и красивых пейзажах. Тогда, возможно владельцы двухколёсных будут раздражать пассажиров и работников вокзала.

 

Предлагаем исправить некоторые недочёты связанные с доступом велосипедистов и колясочников через здание вокзала.

 

Из советов не требующих больших затрат, можно пока предложить сделать стокеры или наклейки с указанием наиболее удобных для велосипедистов вагонов и мест. 

 

Возможно, в ближайшее время в рамках проекта «Институт города» будет организованно экспериментальное путешествие в Дербент на электричке, группой велосипедистов и владельцев электрических самокатов. Соответственно, отдельно будет описаны и показаны результаты исследования. 

 

И ещё раз: если есть выбор, то путешествуйте безопасным видом транспорта, по железной дороге! 

 

Материал подготовлен в рамках проекта "Институт города" 

 

 

 

 

Знаете больше? Сообщите редакции!
Телефон +7(8722)67-03-47
Адрес г. Махачкала, ул. Батырмурзаева, 64
Почта n-delo@mail.ru
Или пишите в WhatsApp +7(964)051-62-51
Мы в соц. сетях: