Махачкала: «был» или «быть» городом?

14.08.2020 16:50

как это было

Махачкала: «был» или «быть» городом?

Патимат Тахнаева 


 

Историко-культурная специфика становления и развития городской среды (1857–2020)

Становление г. Петровска: крепость, гавань, порт, железная дорога

(1857–1894 гг.)

Махачкала — город относительно молодой. Его история зарождения восходит к небольшой военной крепостце времен Кавказской войны, укреплению Петровское (1844 г.). Изначально облик города Петровска определялся его военно-стратегическим назначением: за пределами крепости, возведенной на возвышенности у моря, были расположены казармы, госпиталь и жилые постройки, предназначенные для семей служивых и осевших торговцев; при укреплении было два рейда: казенный (для судов с грузом, предназначенным для воинских частей) и коммерческий, где бросали якоря суда с купеческой кладью. Поселение, образовавшееся возле укрепления, в октябре 1857 г. получило статус портового города Петровска.

Город рос медленно. В 1858 г. к городу было причислено 32 человека, в 1860 г. — 63 человека, в 1861 г. — в городе насчитывалось уже 118 жителей. Но спустя пять лет, к 1866 г., по данным начальника Дагестанской области князя Л. И. Меликова, число жителей Петровска возросло до 1156 человек, из которых «118 душ купеческого сословия и 507 — мещанского, 23 — из дворян, ремесленников — 163, просторабочих — 200». Рост города был связан со строительством порта с устройства южного мола в 1861 г. И как только работы по Петровской гавани приняли основательные размеры, петровские граждане рискнули затрачивать «последний грош на камень и известь». Один из восторженных горожан находил, что «г. Петровск, по здоровому и прохладному климату, целебности морских ванн, несколько схож с английским Брайтоуном. Но если к этим его неоценным преимуществам мы присоединим ожидаемый водопровод ключевой воды и предстоящее открытие и испытание многочисленных минеральных источников, тогда Петровск может с большой пользою заменить Грефенберг и Висбаден».

 

Петровск пребывал в статусе города семь лет, когда один из просвещенных горожан на страницах газеты «Кавказ» (1864 год) сравнивал Петровск с его современником, американским городом Чикаго, у которого в течение 7 лет население выросло до 30 тысяч. Сравнение горькое: «Там внимание городской общины обращено на общественные нужды: шоссируют и освещают улицы, проводится водопровод, устраиваются общественные прачечные, школы и биржи». В заключение автор сокрушался об отсутствии в их городе «гражданской цивилизации», основы процветания г. Чикаго.

В 1869 г. город пышно праздновал окончание сооружения гавани. К тому времени его население составляло 3567 человек. Морской порт имел огромное значение для развития города. Как крупный торговый порт на Каспийском море он стал центром экономики города, позволил создать большое количество рабочих мест, способствовал притоку переселенцев из внутренних губерний России и Закавказья, и как следствие — росту городского населения. Морская торговля вызвала потребность в пароходных, комиссионных, транспортных и других конторах и пристанях. Набережная застроилась пристанями и осветилась электричеством. Богачество города, как известно, первым делом отражается на его архитектурном облике. С 1896 г. в Петровске, взамен «казенной и штаб-квартирной самодельщины из саманного кирпича», начали строить добротные каменные дома, улицы оживились большими магазинами и впервые начали моститься. Земля вновь вздорожала, и «бедняки, имевшие небольшие клочки земли, сделались людьми зажиточными». После ввода в эксплуатацию Петровского участка Владикавказской железной дороги (1894 г.) город превратился в крупный перевалочный и транзитный пункт. Среди населения Петровска резко возросло число рабочих, обслуживающих порт и железную дорогу.

Промышленное развитие Петровска шло достаточно высокими темпами. В городе были построены фабрика стальных канатов и гвоздильный завод, две табачных фабрики, мельница и электростанция, пивной завод, заведения искусственных минеральных вод, рыбные склады, бондарные мастерские и т. д. (к концу 1905 года в Петровске и его окрестностях насчитывалось десятки мелких бондарных мастерских, на которых трудилось свыше 1000 бондарей). Недалеко от Петровска велась добыча нефти и работал небольшой нефтеперегонный завод. К началу XX в. Петровск превратился в крупный центр фабрично-заводской промышленности и важный транспортный узел. Таким образом, основное население города составляли рабочие порта, железной дороги, фабрично-заводские рабочие предприятий текстильной и рыбной промышленности.

Социокультурная реальность «маленького беленького городка» Петровска (1870–1900-х гг.)

Тем не менее в 1898 году в годовом отчете Петровского городского общественного управления отмечалось, что «жители г. Петровска крайне бедного сословия, за исключением лишь нескольких торговцев, имеющих свои капиталы. Для поддержания же материального благосостояния местные жители занимаются торговлею мануфактурными, галантерейными и др. товарами, продажей на базаре в незначительном числе необходимых домашних продуктов, извозом, плотничеством, столярничеством, сапожничеством и др. ремеслами и изделия свои сбывают на местных базарах… Жители занимаются в незначительности рыболовством». Портрет провинциального города, созданный в мемуарах и путевых очерках, в определенной мере выявляет «рельеф» его социокультурной реальности. В 1877 г. Петровск — всего лишь «маленький, беленький городок с однообразными постройками».

Газета «Кавказъ» от 17 февраля 1877 г. писала: «Зимою наш город спит, и спит сном летаргическим. … У нас никто не думает о городском освещении, а также о принятии мер против собак, бродящих по улицам и нападающих на всех». От 15 апреля 1877 г.: «В самом центре города, у паперти армяно-грегорианской церкви имеется главный склад всевозможных сортов навоза и мусора, а затем такие же склады украшают все улицы». От 14 октября 1877 г.: «У нас нет ни библиотеки, ни читальни, а если у кого и найдется книжонка, то ей суждено побывать чуть ли не во всех руках в городе. …Не каждый ведь в состоянии выписывать периодические издания; они выписываются у нас, но такими людьми, двери которых туго заперты и недоступны многим…». От 18 июля, 1878 г.: «В Петровске, за исключением клуба, имеющего свою длинную историю скандалов, и двух грязных гостиниц, летом переполненных, благодаря приезжающим на купание, а зимою пустых, существует еще несколько так называемых трактиров, которые служат притоном во все времена года и местом всевозможных безобразий».

Пройдет еще двадцать лет, картина мало изменилась. В 1895 г. газета писала: «Улицы все так же невозможно вымощены, какими-то допотопными громадными булыгами. …А затем пыль, пыль чудовищная»; «…Нельзя не пожелать скорейшего открытия среднего учебного заведения, столь необходимого для закрепления к городу зажиточного населения. Петровск мог бы служить для Юго-Востока России местом для морских купаний, но для этого городу нужно почиститься и припарадиться». В том же году, в 1895-м, в Петровск после 25-летнего отсутствия приехал подполковник Максуд Алиханов-Аварский. Он поделился своими впечатлениями, описав «новую физиономию Петровска»: «В какие-нибудь полчаса объехав весь город, я …узнал старого приятеля семидесятых годов — маленький городок штаб-квартирного типа, …едва заметил несколько новых зданий, выросших за последние 25 лет, и … больше ничего! Улицы по-прежнему с непролазной грязью; кое-где невозможные мостовые. Городской сад — с резвящимися в нем, средь бела дня, телятами».

Городок, на самом деле, был крошечный и неказистый. Центр города развивался вокруг бывшей крепостцы на косогоре Анжи-арки, к югу от нее, вдоль берега. В этой части города были расположены все административные учреждения, каменные особняки, гостиницы, городской театр, городской сад и базар. Так называемая «степная» часть города считалась новой, она располагалась между «старым» городом и частными садами, виноградниками. Здесь обитало менее привилегированное население (ремесленники, мелкие торговцы). В целом, городское архитектурное пространство тех лет составляли 1206 жилых строений, из них: 172 каменных, 12 кирпичных, 421 саманных, деревянных. Городской транспорт был представлен 70 легковыми извозчиками, 150 ломовыми, в том числе 50 воловыми (легковой для пассажиров и ломовой для грузов).

В 1895 году на средства, собранные с населения, была создана амбулатория, находившаяся в ведении полицмейстера (в 1903 году при ней был открыт стационар на 10 коек). Холерная эпидемия с высоким процентом смертности в г. Петровске была обычным делом (плохое водоснабжение города), она вспыхивала каждый год, ее обреченно ждали. Почти с самого начала возникновения города в нем не прекращала свирепствовать малярия, принимавшая порой катастрофические размеры, и со смертельными исходами (в 1903 году было зарегистрировано 7427 случаев заболевания малярией). Театра в городе очень долго не было, а в единственной в области публичной городской библиотеке в 1900 году было 194 абонента. Абонентская плата за пользование книгами составляла 50 коп. в месяц, залог — 3 руб. Для сравнения, много это или мало, плата прислуги: лакей — 10 рублей в год, повар — 12, горничная — 6, кухарка — 10. Наемные чернорабочие, плата в день: мужчине — 60 коп., женщине — 50 коп. (1904 г.) полицмейстер — 590 р. в год. В городе насчитывалось до 78 питейных заведений: 15 трактиров, 37 духанов, 15 пивных ларьков, 11 погребов виноградных вин с продажей распивочно и на вынос.

Горожане также не располагали возможностью дать своим детям среднее образование, доступное только в классической гимназии или реальном училище: к 1903 г. в Петровске имелось десять начальных и ремесленных школ. Мужская гимназия будет открыта только в 1905 г. Кавказский учебный округ с трудом дал разрешение на ее открытие, сомневаясь, будет ли она укомплектована платежеспособными учащимися. Общее число учащихся в них составляло 768 человек (463 мальчика и 305 девочек) — напомню, численность населения Петровска в 1903 году составляла примерно 14 тыс. человек. Немногочисленные зажиточные горожане предпочитали устраивать своих детей в известных гимназиях с пансионами в Ставрополе, Тифлисе, Баку, в других городах России.

В отечественной урбанистике была отмечена специфика развития подобных российских городов начала ХХ в.: несмотря на привычность употребления слова «город», города с не вполне городской жизнью многих граждан, с их полукрестьянской психологией и бытом, существовали «преимущественно как надписи на картах и строки в статистических сводках». Петровск входил в число таких «незатейливых» городков: к 1914 г. в городском хозяйстве Петровска не было налаженного водопровода, канализации, освещения, городского общественного транспорта.

 

Социально-сословная структура как основной фактор формирования городской среды г. Петровска

Помимо инфраструктурной составляющей, основным фактором формирования городской среды (культуры) была социально-сословная структура населения города. Население российских городов было сословным (российское законодательство делило общество на четыре основных сословия: дворяне, духовенство, городские обыватели (купечество, мещанство и почетные граждане) и сельские обыватели (крестьяне). Это деление формировало образ жизни и ментальность горожан — положение каждого человека находилось в строгой зависимости от его сословной принадлежности, определявшей род его занятий, круг общения, нормы поведения. В городах формировались субкультуры, основанные в значительной степени на сословных ценностях. Сословная организация населения г. Петровска, представленная на протяжении 1844–1860-х годов в основном военно-служилым сословием, а в последующие 1870–1914-е годы — мещанским, но большей частью торгово-ремесленным и в основном рабочим, являлась основным и ведущим фактором специфики формирования его городской среды, точнее — городских субкультур.

Портрет провинциального города Петровска, созданный в мемуарах и путевых очерках, отчетливо проявляет «рельеф» его социокультурной реальности. Городские обыватели — мещане и рабочие — вели достаточно замкнутую домашнюю жизнь. Вечерки, посиделки, трактиры, пивные лавки, посещение церкви и народные гуляния на религиозные праздники. Инициативная общественная жизнь сосредоточивалась, как правило, в небольшом кружке местной интеллигенции, состоящей из служащих в городе в различных ведомствах чиновников и богатых купцов. Свой вклад в формирование городской субкультуры вносило и этническое многообразие города. «Население города — татары, грузины, персы, армяне, дагестанцы, русские, евреи. Общественных развлечений в городе почти нет, за исключением клуба. Жизнь в городе носит более семейный характер и разбивается на кружки», — писал в 1895 г. о Петровске современник Л. Прибыльский. Светская буржуазная культура заявляла было уже о своих позициях в городской среде, влияя на традиционную, однако эта трансформация оказалось прерванной в 1917 г.

После установления Советской власти город (теперь уже Махач-Кала) не претерпел особых изменений. Он сохранял старый патриархальный уклад и традиции населявших его жителей разных национальностей. Город тянулся узкой полосой вдоль Каспия, продолжая оставаться одноэтажным, в котором доминировали дореволюционные постройки. По воспоминаниям современников, люди жили замкнуто, группировались по этническому принципу. В 1923 г. по официальным данным общая численность населения г. Махач-Кала составляла 27 тыс. 150 чел. По национальности население распределялось следующим образом: русских (в том числе украинцев, белорусов) — 56,13%, поляков и немцев — 1,31%, тюрков (кумыки, татары, азербайджанцы) — 23,33%, дагестанских горцев (даргинцы, аварцы, лезгины, лакцы и др.) — 4,03%, горские евреи — 11,91%, армяне, грузины, чеченцы, кабардинцы и др. — 2,79%. Социальный состав города: рабочие — 45,3%, служащие — 28,6%, хозяева — 10,8%, прислуга — 6,3%, прочих занятий (в том числе свободных профессий) — 9%.

Город Махачкала: новая социокультурная инфраструктура и городская среда (1960–1980-е гг.)

Большие изменения во всех сферах жизни города произошли в послевоенные 1950-е, 1960-е и 1970-е годы, когда население города выросло в десятки раз. Махачкала превратилась в послевоенные годы в главный индустриальный центр Дагестана. Здесь были размещены крупные промышленные объекты, среди них заводы им. М. Гаджиева, Машиностроительный («Авиаагрегат»), «Сепараторов», «Дагэлектромаш», Приборостроительный, «Стекловолокно», Радиотоваров, «Эльтав», фабрики им. III интернационала, им. Крупской, рыбоконсервный комбинат и др. К 1969 году в Махачкале было 4 вуза, 51 общеобразовательная школа, театры, десятки библиотек, кинотеатры. По сути, были созданы основная социальная инфраструктура, современная система светского общедоступного образования и базовые отрасли промышленности.

Началась массовая застройка Махачкалы (с пуском домостроительного комбината в 1960-х годах), которая начала застраиваться микрорайонами из пятиэтажек, а позже девятиэтажек, возводившихся по нескольким сериям типовых проектов. С началом нового строительства на первый план выходили утилитарные практические задачи. Бесконечное повторение однообразных зданий и приемов планировки создавали архитектурно-пространственную монотонность. Характерное для этого времени типовое проектирование вообще вытеснило архитектуру как искусство и трансформировало ее в сугубо технологическую деятельность. Однако худшее, как оказалось, ожидало город впереди.

Тем не менее, конец 1960-х — 1980-е гг. можно признать периодом расцвета городской культуры Махачкалы. Не случайно именно по этому городу ностальгируют практически все нынешние «подлинные» горожане. Прежде всего необходимо понимать, что помимо экономического расцвета города, это был период, когда город пожинал результаты культурной политики государства — с 1920-х годов школьная, образовательная и культурная государственная политика сняла сословные различия, предложив всем равные права по освоению единого мира советской светской культуры. В советской культуре произошло то, чего до этого не наблюдалось прежде: культуру высокого, «университетского» типа открыли для «массы трудящихся» и сделали ее доступной. Приезжее сельское население, которое по разным причинам не адаптировалось к городской культуре, в массе своей не задавало тон и растворялось в городской культуре.

Современный город как «среда обитания»: эхо социокультурной катастрофы 1990-х годов

Иная картина сложилась в 1990-е переломные годы г. Махачкалы, которые характеризуются оттоком коренного городского населения и притоком в город сельского населения. Дисбаланс этих двух групп был настолько велик, что город как социокультурное пространство пал и превратился в административно-территориальную среду обитания большого числа приезжих людей. К горожанам как к представителям определенной социокультурной среды оно не имело никакого отношения. К вопросу о дисбалансе условных групп — на примере древнего Рима. Когда в V веке Рим взяли варвары (разграбление вечного города продолжалось две недели, с этими событиями связывают возникновение в конце XVIII века термина «вандализм», означающего бессмысленное уничтожение культурных ценностей), произошла удивительная вещь, которая вошла в историю культуры под термином «романизация»: вхождение варваров в позднеантичное общество посредством усвоения ими культурных ценностей этого общества (в образовании, в повседневной жизни, в области семейных отношений, религии). В отличие от древнего Рима городская инфраструктура и «инфраструктура» советской светской культуры г. Махачкалы не выдержала разрушительные варварские 90-е годы. В 1990-е годы культурный потенциал города, способность городского сообщества создавать вновь и поддерживать условия своего развития, был практически исчерпан, точнее, уничтожен. Сегодня речь идет не столько о столкновении «бескультурья» нынешних горожан и норм бытования «городской среды», сколько о стирании последней как чуждой большинству населения города.

Понятно, что не существует монолитного, однородного объекта «город». Очевидно, что различные социальные группы по настоящее время имеют свои, различающиеся по типу и содержанию, представления о городе как среде обитания — городское самосознание, «мозаика сознаний» социальных групп и сообществ, объединенных рамкой города, основанное на солидарности горожан как граждан своего города. Эта солидарность как никогда сегодня востребована временем, и менее всего городскими властями. Налицо кризис города — преступная недальновидность городских властей и доморощенных «урбан-профессионалов» последних десятилетий сыграла здесь далеко не последнюю роль. Территориально городские районы Семендер, Сепараторный, Тарнаир, Новый Кяхулай, Новые Тарки, Школа Механизации и др. «новые районы» превратились в «культурные гетто», где последние десятилетия формировалось и поныне проживает основное население города.

Современная городская среда г. Махачкалы как социокультурное пространство, несомненно, в корне отличается от исторического города, дореволюционного г. Петровска. Совершенно очевидно, она является преемником городской культуры советской Махачкалы (1960–1980-х годов). Вследствие «социокультурной катастрофы», которую город переживал последние десятилетия, начиная с 1990-х годов, современная городская среда г. Махачкалы в настоящее время нуждается в срочных реанимационных действиях городских и республиканских властей. Именно от них зависит ответ на вопрос: «Махачкала: «был» или «быть» городом»?

Знаете больше? Сообщите редакции!
Телефон +7(8722)67-03-47
Адрес г. Махачкала, ул. Батырмурзаева, 64
Почта [email protected]
Или пишите в WhatsApp +7(964)051-62-51
Мы в соц. сетях: