АФГАНСКИЙ «КАПКАН», ИЛИ ПОЧЕМУ СНОВА ПОБЕДИЛИ ТАЛИБЫ? (запрещенная в России террористическая организация)
02.09.2021 16:38Халидов Деньга — руководитель Северо-Кавказского отделения Академии геополитических проблем, к.филос.н., зам.председателя Российского конгресса народов Кавказа
Продолжение... Начало https://ndelo.ru/novosti/afganskij-kapkan-ili-pochemu-snova-pobedili-taliby
Экскурс в недавнее прошлое
Еще в начале 2000-х, живя в Москве, я писал аналитическую статью-прогноз по Афганистану для центральной газеты «Труд». Тогда тема Афганистана не сходила с полос газет в связи и с «Аль-Каидой» (признанной в РФ и в других странах террористической), и с Бен Ладеном, и с угрозой вторжения англо-американских сил в эту страну.
Мой прогноз заключался в следующем. Талибы решили проблему наркотрафика у себя в стране, решительно борются с производством опиума и, на его основе, героина, самого «эффективного» и востребованного (в Европе и странах СНГ) наркотика. И делают они это не только и не столько в целях международного признания и членства в ООН, а, главным образом, из религиозных соображений. И это есть большое благо для России, стран Средней Азии, а также для Европы.
Но стоит дать карт-бланш США и Британии на ввод войск в Афганистан, пиши пропало: производство героина возрастет в десятки раз, и этот поток устремится к нам (в Россию). Благо для наркопроизводителей будет обеспечена непробиваемая «крыша» в лице ЦРУ и МИ-6 (или МИ-5, британской разведки). Ну и «черная касса» для англосаксонских спецслужб со всеми вытекающими отсюда последствиями.
Причем я привел в качестве иллюстрации пример с неоднократными попытками Британской империи (1838–1842 гг., 1878–80 гг., 1919 г.) колонизировать Афганистан. Первый раз (в 1842) британцы потерпели чувствительное поражение, второй раз (в 1880) им сопутствовал относительный успех. Но и он был сведен на нет полным поражением в 1919. Вот тогда Лондон, очевидно, вспомнил название Афганистана как «кладбища империй» и оставил Кабул в покое (кстати, на своей пресс-конференции Байден вспомнил, что Афганистан — «кладбище империй»).
Я также привел исторический экскурс с опиумными войнами Британии с Китаем, начиная с 1839 (подозрительное совпадение с первым вторжением англичан в Афганистан), за право торговать опиумом в Китае, производимым в Британской Индии. Столь «пылкую любовь» англичан к Афганистану можно объяснить и этим (опиумным) фактором. Почти 80% мирового производства опийного мака (и героина на его основе) — вот что такое Афганистан после введения войск западной коалиции. Директор казахстанской консалтинговой организации «Группа оценки рисков» Досым Сатпаев утверждал, что наркотики производят афганские группы, оппозиционные движению «Талибан». А НАТО, поддерживая эти группы, закрывает глаза на их наркотическую деятельность. В свою очередь, Майкл Бернстам, профессор Стенфордского университета, равно как и другие эксперты, включая ООНовских, утверждали, что «Талибан» «запрещал наркотики», осуществляя репрессии против наркопроизводителей. Он обвинил НАТО в «гуманном отношении» к населению, производящему наркотики.
Я в статье предупреждал, что американцы со своими «старшими» братьями в лице британцев имеют в виду и эту неявную цель. Разумеется, я предрек поражение англо-американцам, которые снова забыли уроки истории (в том числе и СССР, повоевавшего в Афганистане в 1979–1989 гг.). Ну, если не сразу, так через 5–7 лет. Правда, ошибся на 15 лет.
Тогда главный редактор издания прочел статью и насторожился: «Да мы дружим с американцами, и вообще, нельзя спорить с Западом… Да откуда ты это взял?», ну и т.д. В общем, на этом наше «сотрудничество» накрылось медным тазом.
Кстати, по рассказу председателя Союза журналистов РД Али Камалова, еще в 1980 г., наш земляк, генерал-полковник Магомед Танкаев (начальник Военного Краснознаменного института Министерства обороны СССР в 1978–1988 гг.) после ввода советских войск в Афганистан выступал перед журналистами и говорил следующее: «В Афганистане мальчишки в возрасте уже 13 лет должны владеть оружием и научиться попадать в монету с большого расстояния. Пуштуны с детских лет воспитывают своих детей воинами. Поэтому рано или поздно нам придется оттуда уйти. Афганцы не признают никакой чужой власти» (цит. по смыслу). Ах, если бы политики и военные прислушивались к знающим (ученым). Наверное, история была бы другой.
Американцы (Запад в целом) не прислушался к мнению и таких экспертов, как пакистанский генерал Хамид Гюль. Еще в 2010 г. (18 февраля) он сказал в интервью «Аль-Джазире»: ««Талибан» — это будущее, американцы — это прошлое Афганистана. Американцы потерпели поражение. Это не обязательно потому, что их огневая мощь и их мощь ослабли, а потому, что их собственный народ устал [от участия в Афганистане]. Сейчас наступила усталость, усталость — это угроза, от чего страдает нация. Американцы никак не могут удержать Афганистан». Итог известен.
Победа в войне смыслов: введение в тему
Афганцы (точнее, движение талибов) победили в войне смыслов, потратив на это в десятки, а то и в сотни раз меньше средств. Они учли и свои ошибки 20-летней давности.
Бывший президент Афганистана Ашраф Гани успел вовремя «соскочить» и сбежал из страны. Прочтите, кто он, хотя бы в «Википедии». Ну просто супер-пупер: ученый (культурный антрополог) и юрист, интеллектуал и политик, успевший поучиться и поработать в лучших вузах США.
А с другой стороны, скромный мулла (улем) в очках Абдул Гани, известный как Барадар Ахунд — лидер движения «Талибан» (террористическая организация, запрещенная в РФ) с 2009 г., вот уже почти 30 лет в «окопах войны». Теперь уже он лидер страны.
Оба пуштуны, но один (бывший президент) олицетворяет саму идею суперпродвинутого и современного человека, но коллаборациониста, оторванного от своего народа, безыдейного «агента влияния» Запада. Потому и его 200-тысячная армия с самым современным оружием сдулась, как мыльный пузырь, под натиском в 5–7 раз уступающих им сил талибов (как тут не вспомнить известный хадис последнего посланника Всевышнего о соотношении сил, достаточном, чтобы правоверные победили своих противников).
А другой (новый лидер страны), всю сознательную жизнь проведший «в окопах и пещерах» с автоматом и Кораном в руках (да и с другими книгами из области исламских наук), плоть от плоти сын своего (пуштунского) народа, «первый среди равных» — победитель, которому срочно придется учиться науке управления, в том числе и премудростям геополитики. Впрочем, как и его близкому кругу соратников.
Я помню аналитический материал М. Шевченко по Афганистану в конце 1990-х гг. (почти две полосы «Независимой газеты»), из которого мне многое в этой стране стало понятно: почему побеждают талибы, почему «отцы» исламского (постсоветского) Афганистана — Дустум, Хикматияр, Шах-Масуд и пр. — не могут им противостоять и проигрывают. Шевченко писал, что при всех ошибках талибов им нельзя отказать в идейности, высокой дисциплине и жесткой установке на наведение социального и политического порядка в стране. В том числе и в том, что касается проклятых наркотиков. Это был объективный анализ бесстрашного журналиста, который стоил десятков статеек и репортажей в мейстримных СМИ. Но «лес рубят, щепки летят», и из Афганистана пошла информация о бессудных расправах над бывшими противниками.
Тогда я заинтересовался феноменом талибов: какие мотивы и ценности придают им такое бесстрашие и упорство, дисциплину и способность к самоорганизации, с одной стороны; и жестокость, негибкость, неспособность понять, что на дворе не XX, тем более — не XIX век, а XXI век, с другой? Ведь ислам требует непрерывного образования и научного поиска, адекватной оценки всего и вся, чтобы не оказаться в дураках и аутсайдерах в этой жизни (речь идет об «Умме»).
Однажды (в сентябре 1999 г.) друг познакомил меня с видеороликом, где был показан процесс «обучения» талибов (в переводе на русский). Хотя я засомневался в аутентичности перевода, но.... но глаза учителя (сверлящие, почти гипнотизирующие) и некоторые смыслы (радикального толка, не терпящие возражений) меня, как бы помягче это сказать, оттолкнули от талибов. Очевидно, пуштун-талиб (буквальный перевод с пуштунского — «ученик, студент медресе»), согласно идеологии вождей «Талибан» (организация в РФ признана террористической), особо не отягощенный интеллектом и научными премудростями, ясно должен представлять: вот твой враг, а вот этот еще требует «воспитательной процедуры», а этот — твой брат в борьбе с «кяфирами», вот и вся образовательно-милитаристская начинка для будущего воина-моджахеда.
И ведь сработало! 20 лет борьбы, в итоге победа, причем сокрушительная. Теперь опять будут искать «руки» разных спецслужб (пакистанской, американской, английской). Бесполезное занятие, утонем в «теориях заговора». Вот мои объяснения, причем не претендую на полноту исследования или расследования.
Пуштунский кодекс чести («Пуштунвалай») и исламская идеология «ашаризм»
Синтез этих двух начал и есть фундамент стратегических побед талибов при всех их тактических поражениях. Помните, как быстро сдали талибы Кабул осенью 2001 г. и ушли в подполье, а вскоре развернули партизанской движение. К тому времени они столько наделали ошибок (в том числе и с кровавым исходом), что сочли за благо «спрятаться», раствориться в массе афганцев, около 50% которой составляют пуштуны (лояльные к ним соплеменники, из более чем 30 млн чел.). Иначе не избежать бы им десятков тысяч убитых и раненых, после чего на их движении можно было надолго поставить крест. Нет, они тут верно оценили обстановку и ушли в подполье, а с середины 2000-х, шаг за шагом, стали налаживать горизонтальные связи по всей стране (с вождями и старейшинами пуштунских племен и лидерами других народов Афганистана: таджиков, узбеков, хазарейцев, шиитов и др.). Они не сдались, учились на ходу всем премудростям партизанской войны, экономики военного времени и дипломатии. И многому научились благодаря именно понятиям «Пуштунвалай» — кодекса чести, которого придерживаются все многочисленные пуштунские племена и их союзы. Представьте себе около 40 млн человек (столько пуштунов по всему миру), которых объединяет не только религия и язык — есть множество диалектов, но все пуштуны прекрасно друг друга понимают, — но и традиционные (не обсуждаемые, усваиваемые «с молоком матери») принципы, ценности, социальные установки. Даже есть специальные люди в каждом пуштунском племени, их называют «джиргамары», которые наизусть знают все нормы «Пуштунвалай». Именно они и включаются в «работу», когда надо решать спорные вопросы внутри и между племенами.
А что включает в себя «Пуштунвалай»? Что еще за теория (философия) в исламе под названием «ашаризм»?
Вот вкратце основные нормы и принципы «Пуштунвалай». Учтите, это работающие нормы, а не просто идеалы.
«Пуштунвалай» способствует самоуважению, независимости, справедливости, гостеприимству, любви, прощению, мести и терпимости по отношению ко всем (особенно к незнакомцам или гостям). Главными из качеств являются гаярат — честь, имандари — правдивость, преданность истине, независимо от последствий, бадал — бесстрашие и отвага. Этим правилам пуштуны следуют наравне с законами ислама. Свод правил пробуждает личную ответственность каждого пуштуна за свои действия, также каждый пуштун волен использовать «Пуштунвалай» по своему разумению.
«Пуштунвалай» состоит из таких ключевых понятий, как самоуправление полномочиями, равенство, джирги (собрания), старейшины, уважение всех людей, примирение и компромиссы, бадал (месть), закон, клан (обособленность), регулирование племенного соперничества, честь, гордость, сочувствие нуждающимся и помощь им, предоставление убежища), Ашар (совместная кооперативная работа (кооперация племен), Zhamena (обязательства), Melayter (меценатство), Chegha (призыв к действию), Soolah (перемирие), Nanawati (защита), а также усердие при достижении поставленной задачи или упорство (Sabat и Isticamat) и других.
Фундамент «Пуштунвалай»
1. Вера в Единого бога (в «Аллаха», «Худай» на пушту).
2. Хорошие мысли, хорошие слова, добрые дела — пуштун должен всегда стремиться к хорошим (добрым) мыслям.
3. Поведение — пуштуны должны вести себя уважительно со всеми творениями Бога.
4. Единство — в языке, в крови (несмешивания с другими народами), денежная (и другая) помощь друг другу, понятие, объединяющее или держащее пуштун в качестве единого этноса по всему миру.
5. Равенство — каждый человек по отношению к другому является равным. Это норма вытекает из системы народовластия Джирги, в которой процесс принятия решений происходит с участием всех членов общества пуштунов, понятие, способствующее рациональному подходу ко всему.
6. Свобода и независимость.
7. Кодекс понятий «Пуштунвалай» утверждает, что ни один человек не имеет права диктовать свое мнение другим — даже родителям нельзя навязывать своего мнения детям.
8. Гостеприимство и святилище — быть гостеприимным для всего человечества; даже самым презираемым из врагов (если просили) предоставлялось святилище, убежище или защита.
9. Правосудие и прощение — если один нанес умышленные обиды другому, то пострадавший имеет право — даже обязан — мстить за эту несправедливость в разумных пределах от нанесенной обиды.
10. Братство и доверие — вера в то, что брату или сестре, каждому пуштуну следует доверять и помогать настолько, насколько это возможно.
11. Честь — пуштуны должны сохранять свою независимость и человеческое достоинство. Честь имеет большое значение в обществе пуштун, и большинство других указов и кодексов жизни направлено на сохранение чести и достоинства пуштун.
12. Самоуважение — люди должны уважать себя и других.
13. Сострадание и сотрудничество — бедным, слабым и немощным должна быть оказана помощь и поддержка.
14. Семья — семья как священная ячейка.
15. Мы одна семья — соплеменнику пуштуну должна быть оказана помощь. Все племена имеют одну общую судьбу, и они должны быть в союзе друг с другом.
16. Знание — пуштуны должны добиваться объективных знаний в жизни, искусстве, науке и культуре (P. S. Тут явный недобор, на мой взгляд).
17. Пуштунская история — великое значение придается истории пуштун со всеми ее трагедиями и победами. Она учит пуштун «держать разум открытым, чтобы продолжить поиск истины, большая часть которой исчезла в истории».
18. Бороться со злом — добро постоянно находится в состоянии войны со злом.
19. Честность и Клятва (Обещание) — пуштуны выполняют свои обещания и должны быть честными во всех ситуациях и в любом месте.
20. Гостеприимство — пуштуны всегда, когда приходят гости, говорят: «Mailma de Khudai milgareh deh» («Гость — это Божий друг»).
Пожалуй, достаточно. Теперь понятны хотя бы частично феномен пуштуна и его ценности, которые на голову выше современных понятий «цивилизации» Запада — упаднической, аморальной, лживой.
Исламская идеология «ашаризм» — в чем смысл?
Тут я должен сделать длительную паузу, ибо поверхностный анализ этой темы не удовлетворит никого: потому что не будучи знатоком арабского языка, я должен опираться на русскоязычные источники со всеми вытекающими отсюда последствиями.
Лично для меня важно то, что в области мировоззрения ашариты утверждали приоритет разума перед религиозной традицией. Однако вместе с этим они считали необходимым безоговорочное принятие главных постулатов веры, а лишь потом доказательность этих постулатов на основе положений разума. При этом ашариты принимали доводы разума для доказательства положений веры, однако само Откровение должно приниматься на веру. В рамках утверждения приоритета разума и признания текстов Корана и Сунны, ашариты признавали логические методы исследования проблем и применяли их в полемике с другими.
А что касается вопроса о соотношении свободы воли и предопределенности (одного из самых трудных вопросов в исламской теологии), то ашариты стремились согласовать противоположные точки зрения кадаритов, признающих абсолютную свободу воли человека, и джабритов, утверждавших абсолютную предопределенность. Они придерживались концепции «касба» («присвоения»). Согласно касба, Бог создает возможность всех действий человека, а человек посредством воли и стремления «приобретает» эти действия.
Учение основоположника теории ашаризма Аль-Ашари стало так популярно в мусульманском мире, что его стали называть лидером суннитов (имамом Ахль аль-Сунны). В дальнейшем эта идея была развита и другими его последователями из числа исламских мыслителей. Противниками ашаритов являются, помимо других течений, еще и салафиты.
Вместо заключения
1. Афганистан превратится в единственный потенциальный очаг, готовый приютить всех преследуемых, диссидентствующих мусульман из всех стран и регионов мира. Это идейные, вперемешку с авантюрными и «возбужденными», мусульмане. Талибам придется «фильтровать» этот поток во избежание провокаций, которые могут поставить крест на их стремлении построить исламское государство. Как сравнительно замкнутый на себе этноцентричный мир пуштунов примет (включит в свою Систему) этот наплыв, трудно сказать. Но законы гостеприимства плюс исламская солидарность велят им это сделать без лишних расспросов.
2. С Афганистаном теперь будут «играть по-крупному», на стратегическую перспективу, крупные акторы мировой геополитики: США и Китай, как всегда, и Британия, которая тоже не прочь возродить былое имперское величие. Пекин эту задачу стал решать еще при прежних властях, вкладывая инвестиции и выкачивая из страны полезные ископаемые. В рамках концепции «Один путь. Одна судьба» они постараются найти достойное место для Афганистана — перекрестка важных коммуникаций.
А англосаксы привычно будут играть на дестабилизацию всего геополитического пояса, так называемого Лимитрофа, от Кавказа и Средней Азии, и до Синцзянь-Уйгурской автономии в Китае. Чтобы Москве и Пекину жизнь не казалась малиной. Более того, проявляются все признаки того, что Кремль могут додавить до положения вассала в крупной игре против Китая со всеми вытекающими отсюда последствиями. Если только после выборов 19 сентября 2021 там, наверху, не поменяют качественно свои геополитические ориентиры на ясные, однозначные и стратегически выверенные. Поэтому, как советуют разумные эксперты-государственники Кремлю: снимите этот барьер в виде решения Верховного суда РФ о «Талибане» (как террористической организации), которое было принято 20 лет назад (время и ситуация на дворе уже другие); сделайте шаг к сотрудничеству с новыми властями Кабула, благо они неплохо относятся к России. Использовать надо момент и не откладывать в долгий ящик. Потом будет поздно.
3. Новый исламский эмират Афганистана не будет играть в чужие игры. У него собственная стать, похвальный политический «гонор», так сказать. Но они могут и не раскусить некоторые долгосрочные последствия своих тактических решений, «спровоцированных» крупными игроками мировой геополитики. В итоге могут оказаться в положении используемых вслепую более опытными игроками. Во что это выльется? В дестабилизацию Центральной Азии и/или Уйгурской автономии в Китае? Трудно сказать.
4. США оставили в Афганистане гору современного оружия, включая и авиацию, которым требуются и запчасти, и грамотная эксплуатация, и спецы. К кому должны обращаться новые власти Кабула за всем этим? — Разумеется, к бывшим врагам. Наверное, так и будет. Отсюда пара шагов к политическому сотрудничеству.
В общем, «исламский» мир вступает, по всей вероятности, в новый виток турбулентности после «арабской весны».
Минэнерго Дагестана снизило тарифы на воду
после материала проекта «Институт города»
12.09.2024 17:02Слова руководства Дагестана расходятся с работой по развитию горных территорий
судебный пример
12.09.2024 01:08