
Авторы стратегии развития Дагестана не получили оплату за труд
29.09.2021 15:53В связи с опубликованной новостью о презентации проекта стратегии развития Дагестана, один из разработчиков этого научного труда, Маир Пашаев, прислал в редакцию «НД» свой комментарий.
Конечно, «НД» устроил бы официальный ответ из Минэкономки. Однако, Маир Пашаев сообщил ряд важных сведений:
- руководитель и ответственный за разработку проекта стратегии является известный экономист Халил Халилов, владелец компании «Реклама Кавказ»;
- бюджет выложил за разработку стратегии 8 млн рублей,
- сами разработчики пока не получили никакой оплаты за свой труд.
"НД" ожидает, что Минэкономразвития РД также сообщит нашим читателям свое видение ситуации с разработкой стратегии.
Во-первых, пояснения к слову «проект» и собственно, формата соответствующего документа.
Опубликованный на сайте министерства экономики и территориального развития РД документ, проект Стратегии-2030 РД в первой редакции для широкого обсуждения, замечаний и предложений. На данном этапе нет задачи выстраивать окончательную версию.
Это было бы неправильно, рассматривалось бы как не уважение к руководству, правительству РД, работа с которыми продолжается, кроме того, к экспертам и рецензентам, которые проведут свою работу с 1 по 10 октября 2021 согласно заключенным с ними договорам, да и ко всем гражданам, которые могут принять участие в обсуждении.
Мы изложили максимальную версию проекта объемом 293 страницы (в окончательной версии должно быть 170-180 страниц) – проект дорабатывается по структуре, формату, содержанию, согласно требованиям 172-ФЗ и слогу документа стратегического целеполагания. Даже в Минэкономразвития РФ направляется проект, который далее будет дорабатываться с учетом замечаний и предложений федеральных органов исполнительной власти.
Кроме того, в период 1-10 октября 2021 г предстоит ряд мероприятий по обсуждению проекта Стратегии-2030 РД: научное, экспертное, общественное, с бизнес сообществом, в правительстве РД и на заседании Рабочей группы по разработке проекта Стратегии-2030. Все поступившие замечания и предложения планируем обсудить вместе с правительством, экспертами и рецензентами.
В то же время критиканы и крикуны, которые не в состоянии ни читать документ и понять, обсуждать в рабочем порядке и что-то предложить, тем более, организаторами будут с мероприятий удалены. Предположительно, проект во второй редакции планируется к 15 ноября 2021г, направляется для согласования в НС РД. Далее, разработчиками совместно с правительством РД формируется проект в третьей редакции, с учетом замечаний и предложений НС, представляемый на сессии НС для обсуждения и утверждения в статусе закона РД в первом чтении.
Во-вторых, что касается «плагиата».
Никакого плагиата в представленном проекте Стратегии-2030 РД нет и не может быть – это первая в РФ стратегия, выполняемая в соответствии с Единым планом по достижению национальных целей развития РФ на период до 2030 года, кроме того, автор статьи решил «не заметить» более 40 оригинальных разработок, выполненных для Республики Дагестан впервые. В предыдущих «стратегиях» их не было, как вовсе не было и самой стратегии по сути – это был типичный программно-целевой подход и формат, который невозможно реализовать.
Минэкономразвития РФ рекомендует при разработке документов стратегий субъекта изучать уже опубликованные на сайте министерства документы стратегического планирования субъектов, учитывать лучшие практики и апробированный опыт других субъектов федерации. В этих целях нами были исследованы более пятидесяти уже опубликованных документов Стратегий субъектов. В случае, если какие-то элементы или лучшие практики, проекты, взяты нами за основу какого-то отдельного пункта проекта Стратегии-2030 РД, это нормально.
В окончательной редакции документа данный пункт выстроится совершенно по-другому, в том числе должен быть доработан профильным министерством, ведомством – мы им предложили формат пункта и общее видение. Нас часто спрашивают: изучали ли мы стратегии других субъектов? Мы изучали не только стратегии субъектов, но и профильные законы, отраслевые стратегии РФ, другую нормативную базу, руководствовались ими и брали из них самое необходимое. Это обязательное условие разработки документа согласно 172-ФЗ «О стратегическом планировании в РФ» и Методическим указаниям по разработке стратегий Минэкономразвития РФ. Изучали также стратегические документы других стран и лучшие мировые практики.
Некоторые пробелы, нестыковки или отсутствующие приложения дорабатываются совместно с министерствами, ведомствами, муниципалитетами РД. Ранее с ними проведены 25 совещаний по согласованию проекта Стратегии-2030 РД и работа над проектом продолжается при взаимодействии с руководством, правительством РД. Основной объем работы впереди, включая стратегические проекты РД, Реестр инвестиционных проектов РД, План мероприятий по реализации Стратегии, Программу социально-экономического развития РД на 2022-2024гг, Программу развития Махачкалинской агломерации, программы развития девяти предложенных в проекте кластеров и девяти центров экономического роста.
Если есть предложения по их формированию или кто-то готов лично взяться за разработки, контакт министерства экономики и территориального развития в опубликованном проекте Стратегии указан.
В-третьих, что касается разговоров про деньги, оплату выполненной разработчиками работы.
Все ранее разработанные документы стратегий субъектов РФ (их более 55) были оценены по стоимости 30-120 млн рублей, и оплачены в этом размере.
Последний, только что объявленный тендер (Стратегия-2035 Пермской области), в размере 35 млн рублей. Тендер на разработку Стратегии-2030 РД, в размере 8 млн рублей.
Но пока нам, разработчикам не оплатили, если оплатят, быть может, перепадет и газете «НД»: готовы оплатить публикацию проекта на ее страницах.
29.09.2021г Маир Пашаев