
Что мешает прорыву дагестанской экономики
04.10.2022 13:25Кадры в Дагестане решают не все
Есть такое выражение: «Кадры решают все». Оно всегда будет иметь важное значение как для больших или малых фирм, компаний и организаций, так и для государства, государственных структур. Успех любой организации зависит от личности руководителя и кадров, подобранных им. Изначально фраза звучала так: «Кадры, овладевшие наукой управления, решают все». Ее смысл заключался в том, чтобы обратить внимание на важность образования, знаний и профессиональных умений человека при подходе к решению каких-то проблем. Правильный подбор кадров, которые воплощают в жизнь какую-то идею, значительным образом оказывает влияние на ее реализацию. Именно поэтому крупные мировые компании и предприятия уделяют огромное внимание подбору грамотного и перспективного персонала.
Что мешает прорыву дагестанской экономики?
Как будет действовать управленец, не имеющий опыта преодоления элементарных проблем при значительном кризисе? Как «специалистам» прогнозировать и составлять планы развития, если у них нет знаний о закономерностях в экономике? И сможет ли человек без профессиональных компетенций руководить специалистами высокой квалификации, организовать цикл производства, строить предприятия? Ведь если нет умений, то нет и продукта и действий, направленных на эффективное управление.
Были примеры в истории республики, когда и в худших условиях мы выходили из тяжелых военных и экономических проблем за счет превосходных лидерских качеств руководителей. И этому способствовал правильный подбор профессиональных и дееспособных людей в свою окружение и команду лидерами Дагестана. Можем вкратце проанализировать три разных этапа в истории республики с наиболее продолжительными режимами власти. Итог их деятельности вышел совершенно разный.
Три вехи в истории республики
Первый этап и правление республикой Имамом Шамилем. Дагестанский объединитель горцев подбирал к себе на службу самых порядочных, честных, авторитетных, мужественных и талантливых. Но самым главным критерием была — образованность! Наибами имама были алимы, и каждый знал минимум по три языка. Разве мог бы Дагестан противостоять 25 лет профессиональной армии мировой империи, не будь столь тщательной системы подбора кадров?
Второй важный этап в становлении республики — это советский Дагестан и личности того времени: Джелал-ет-Дин Коркмасов и Абдурахман Даниялов. Это самое тяжелое для нас военное и послевоенное время. Они окружили себя лучшими из лучших хозяйственниками и экономистами. При Даниялове экономическое развитие республики было выше, чем в Армянской, Молдавской, Эстонской и Киргизской ССР. На основании и с учетом экономических успехов республики, он писал обращение в ЦК КПСС перевести Дагестан из ранга ДАССР в ДССР (Юсуп Даниялов говорил, что копия этого письма хранится в архиве Дагестанского обкома КПСС).
И, наконец, третий этап в жизни республики период так называемого «клановоклиентизма». В этот период управленческие кадры «готовили» ведущие кланы Дагестана. На освободившиеся должности они тут же сажали своих близких из числа безработных родственников и знакомых. И делали это настолько ловко, чтобы ни у кого не возникло соблазна «посадить в кресло» грамотного специалиста, но чужого. «Застолбить» место за своими. Чего стоят только знаменитые слова одного долгожителя республиканской власти: «Я твордо не обещал»! Что последовало за такой кадровой политикой и к чему мы пришли? Мы и сегодня пожинаем плоды подобного подхода и метода подбора кадров и долго, долго будем избавляться от коррупционно-проклятого наследства!
Позитивные рейтинги нам светят лишь на бумаге
Коррупция наносит государству и обществу огромный, неисчисляемый ущерб! Об этом хорошо говорила экс-премьер-министр Израиля Голда Меир: «Никогда страна не будет процветать, если не искоренить коррупцию в государстве вплоть до седьмого колена». А в Дагестане «антикоррупционный воз» и поныне там. (И сегодня, анализируя деятельность некоторых наших высокопоставленных чиновников, ощущение такое, что они не знают, как отработать миллиарды коррумпированных денег.) Коррупция развратила власть в республике и превратила ее в дешевку.
Всегда будут необъективными статистические показатели об успехах, выдаваемые министрами и чиновниками, и PR-деятельность окружения чиновников, если общество коррумпировано. Они будут не теми успехами, которые могли бы быть при отсутствии коррумпированности власти и общества. По Голде Меир — не будет коррупции, успех по всем направлениям развития общества и государства придет сам!
Разве могут изменить экономический климат и вести к прогрессу те же лица, которые вот уже более 25 лет занимают разные должности в государственной власти и привели республику к тому, что мы имеем сегодня? Многие из них в очередной раз вернулись на службу в «Белый дом». Ведь при непосредственном их участии и некомпетентности за эти годы Дагестан не выходит не только на среднестатистический уровень экономического развития среди регионов России, а в последние десятитилетия не может выйти из аутсайдеров рейтинга развития регионов России! И это регион, имеющий колоссальные экономические возможности и, как сказано выше, претендовавший на повышение статуса республики.
Неосвоенный бюджет как следствие некомпетентности
Сегодня система подбора (а если точнее — расстановка) кадров поменялась. Она все еще сохраняет предыдущие системы, вот только к этому присовокупилась так называемая внутрисистемная перестановка кадров. И если раньше подобные случаи встречались единично, то теперь она приобрела массовый характер.
В министры назначают людей, не имеющих никакого отношения к профилю министерства. Такие назначения происходят по любым мотивам, кроме профессиональных: по дружбе, по протекции ведущих политических деятелей или бизнесменов, по политическим соображениям, куда-нибудь «пристроить» своего бывшего коллегу и т.д. Одного чиновника в Дагестане вообще можно занести в Книгу рекордов Гиннеса по числу занятых им совершенно рандомных по профессиональным компетенциям должностей в госслужбе.
Проблема некомпетентных руководителей ведомств вот уже который год влечет за собой неосвоение бюджетных средств и дотаций. И это все происходит в республике, где в школах встречаются «трехсменки», где-то и вовсе дети учатся на заброшенных складах, нет достаточного количества камер на дорогах. Каждый год на дорогах в Дагестане погибает в среднем 330–350 человек (по некоторой информации, эти цифры занижены в 2–3 раза), а сколько еще остается искалеченных людей...
Инвесторы нам только снятся
На фоне активных разговоров о привлечении инвестиций в наш регион хочу задать вопрос, а пойдут ли в привлекательную для бизнесменов республику инвестиции с такими чиновничьим аппаратом? Не он ли стал причиной того, что агропромышленный холдинг «Эко-культура» отказался запускать проект на юге Дагестана? По официальной информации, инвесторы планировали вложить в строительство тепличного комплекса около 30,4 млрд рублей и создать тут более 3 тысяч постоянных рабочих мест. А теперь дагестанцы (особенно из Юждага), желающие прокормить свои семьи, отправляются воевать на Украину и погибают там. Кто за это ответит? И ответит ли?
А лица, принимающие решения республиканского значения, так и продолжают работать. Не спросят экспертного мнения ученых или специалистов. А если и спросят — выдумают новые системы и механизмы подбора кадров в госслужбу с привлечением общественности и вновь назначат своих же людей. Ведь окончательное решение будут принимать те же «постоянные чиновники». Они «протащат во власть» своих, и очередная HR-кампания превратится в подбор умных рабов для постоянных чиновников. Или перспективных претендентов будут томить в вечных списках кадрового резерва. И здесь налицо размежевание власти и народа и разрушение «социальных лифтов».
Сегодня во власть не попадет молодой специалист без протекции со стороны кланов, ведущих бизнесменов, политиков и депутатов. Порядочные и образованные кадры не желают идти во власть по рекомендации и поддержке лоббистов, так как не хотят быть зависимыми от них. Лоббистом способных кадров во власть должна быть сама власть!
Сила есть…
Еще одна напасть, которая со временем превратится в огромную проблему для дагестанцев и когда-нибудь аукнется для нас, это «делегирование» во власть бывших сотрудников силовых структур. (Хотя эта категория одних из лучших людей нашего общества.) Напомню, Дагестан находится сейчас в лидерах по уровню милитаризированности среди российских регионов.
Очевидно, что для победы в войнах нужны военные профессионалы. Для полета в космос — космонавты. Для борьбы с криминалом — полиция и спецслужбы. Для развития экономики республики — экономисты-организаторы.
Кто бы сегодня ни пришел к власти в республике, он не сможет переломить ситуацию с кадрами, для которых главной компетенцией является умение удерживаться во власти. Они и будут делать погоду в республике, лоббируя, подстраховывая и проталкивая своих подопечных. Для изменения ситуации в республике Москве необходимо по отношению к Дагестану поступить так, как в свое время поступили власти соседнего государства — Грузии, по отношению к своему коррумпированному чиновничьему аппарату. Полностью и целиком обновить свой управленческий аппарат, сделав главный упор на молодое поколение.
И напоследок
В связи с вышесказанным возникают два очень важных вопроса.
Первый. Кто-нибудь спрашивает у назначаемого, какое он имеет отношение к данному министерству? Кто он по образованию? И работал ли он до назначения по профилю?
Второй вопрос. Если неквалифицированное назначение на должность является фактором № 1 в коррупционной составляющей в госслужбе, знают ли об этом лица, принимающие такие решения? Знают ли об этом факторе в Управлении по вопросам противодействия коррупции в АГиП РД? В СУ Следственного комитета России по РД?
Если да, то, самое страшное для общества — когда у исполнительной, законодательной и судебной власти размываются границы в выполнении своих профессиональных функций. Начинают закрывать глаза на явные нарушения друг у друга и в государственной службе.
Сегодня, анализируя происходящее в республике, можно сделать однозначный вывод: некоторые дагестанские кадры в силу многих причин и обстоятельств решают не все! Нужны кадры, овладевшие наукой управления!
Камиль Ланда,
доктор политических наук,
профессор кафедры «Международного сотрудничества»
РАНХиГС при Президенте РФ

Министр внутренних дел отчитается парламенту Дагестана 30 марта
вторым будет отчет Счетной палаты
23.03.2023 10:00
Правительство предлагает закон о этнокультурном достоянии Дагестана
на примере федерального
23.03.2023 01:31
В Дагестан из Германии едет 50 голов на предприятие дочери Сулеймана Керимова
Правительство Дагестана думало о помощи ООО
22.03.2023 20:56