
Дагестан останется мусорной колонией?
17.01.2021 11:00Председатель Правительства и государственный секретарь Дагестана отправились в путешествие в Подмосковье для изучения опыта строительства мусороперерабатывающих заводов. По итогам этого сафари республика может еще больше укрепиться в статусе мусорной колонии отдельных корпораций либо получить шанс выйти из этого статуса с прибылью и политическим капиталом.
Ранее 12 января, в Дербенте под председательством госсекретаря прошло совместное заседание глав муниципалитетов южного территориального округа и местных компаний с лицензией по уборке мусора. Как следует из текста поста Хизри Абакарова в Инстаграм критике был подвергнут региональный оператор ООО «Экологика», который фактически не выполняет свои обязанности по вывозу мусора в Избербаш.
14 января в Правительстве Дагестана проходило совещание по теме вывоза мусора, но официально итоги заседания пока не опубликованы. Однако, позже в администрации Махачкалы заявили, что УК «Лидер», обслуживающий две центральные зоны уведомил об отказе вывозить мусор.
Вывозом мусора в Махачкале занялись муниципальные организации. В Каспийске уговорил вывозить мусор ООО «Экополис», которое имеет лицензию и технику.
Позиции сторон. «Лидер» сообщил изданию «Черновик», что согласился вывозить ТКО с 1 до 11 января, так как республиканские власти пообещали, что к 12 января вопрос с тарифом решиться. Но обещание не было выполнено, поэтому с 14 января компания полностью прекратила вывоз мусора.
При этом региональный оператор заявил, что четыре раза направлял экономическое обоснование на 911 листах, но тариф не утверждён.
В свою очередь Республиканская служба по тарифам сообщила изданию "Черновик", что региональные операторы хотят повысить тариф на половину стоимости, а по их расчётам вышло так, что они должны вывозить ТКО бесплатно. При этом не могут установить законный тариф, так как компании в нарушении закона не доставляют отходы до официального полигона в Избербаше.
В УК «Лидер» считают, что невозможно вывозить весь мусор на полигон в Избербаш. Ежедневно из Махачкалы и Каспийска вывозиться 600 - 700 тонн отходов. Тариф на вывоз мусора в 2020 году составлял по Махачкале – 57 - 62 рубля, а в Каспийске 53 - 61 рубль с человека:
«На официальный полигон можно вывозить отсортированный мусор. На мусоросортировочный завод по ул. А. Султана (выкуплен УК «Лидер») из Махачкалы доставляется лишь 15% ТКО без строительного мусора и почти все отходы из Каспийска, а остатки везут в Избербаш. Остальные отходы с пригорода Каспийска и Махачкалы свозятся в Талги – временное место складирования мусора, где его отделяют от пластика, бумаги и аллюминевых бутылок. Благодаря этому стало возможным закрыть стихийный полигон в Каспийске».
15 января Республиканская тарифная служба выпустила официальное заявление, где в трёх пунктах разъяснила следующее.
1) ООО УК «Лидер» в 2019 году фактически не осуществлял доставку ТКО до полигона, включенного в государственный реестр объектов размещения отходов (г. Избербаш, район горы Пушкин Тау), что подтверждается отчетной информацией, полученной от оператора данного полигона (ООО «Грин Тау»), то есть предприятие нарушило требования законодательства о соблюдении схемы потоков ТКО от источников их образования до объектов размещения отходов, закреплённых «Территориальной схемой обращения с отходами».
2) В соответствии с п.12 «Основ ценообразования в области обращения с ТКО» (утвержденных постановлением Правительства РФ от 30.05.2016 №484), из необходимой валовой выручки исключаются экономически не обоснованные доходы прошлых периодов регулирования, включая доходы, полученные с нарушением требований законодательства РФ при установлении и применении регулируемых тарифов, в том числе выявленные при осуществлении государственного контроля (надзора).
3) Величина единого тарифа по обращению с ТКО на 2021 год (в Центральной 1 и 2 зонах деятельности региональных операторов) - складывается отрицательной, что обусловлено требуемой корректировкой необходимой валовой выручки по итогам работы предприятия за 2019 год (исключаются необоснованные доходы и необоснованные расходы). Утверждение тарифов в сфере обращения с ТКО с отрицательным значением - не представляется возможным.
После консультаций с экспертами и собранной информации предлагаем следующую краткую оценку ситуации и возможные пути решения.
Мусорный полигон. Тарифы устанавливаются исходя из расстояния до мусорного полигона. В Дагестане с 50 тыс кв. км., растянутом на более чем три широты с севера на юг, да ещё с горной местностью - только два полигона с лицензией, в Избербаше и в Кизляре.
Проблемы стали появляться когда по всей России стали бороться со свалками рядом с аэропортами, т.к. это влечёт авиакатастрофы. Непосредственно в Дагестане закрыли стихийную Каспийскую свалку по решению суда 2018 года.
В Избербаше, куда должны свозить мусор с центральной, горной и южной части место полигона выбрано на горе Пушкин-тау, прямо над городом. Туда нет асфальтированной дороги. При первых дождях, машины с трудом поднимаются на полигон.
Но до полигона надо ещё доехать, а это десятки километров, которые не выдержит техника.
Территориальная схема. Мусорный полигон в Избербаше всего-лишь 80 га. Расположен на горе, возвышающейся над городом. «НД» ранее сообщало о том, что Каякенсткий район проиграл дело , в рамках которого пытался оспорить передачу в границы Избербаша этого клочка земли. Полигоном управляет коммерческая компания.
Если теоретически весь мусор свозить на Избербашский полигон, то ветер накроет город пеленой мусора, т.к. только с Махачкалы и Каспийска туда надо возить 600 тонн в день, не говоря о мусоре с Дербента и других районов.
Если внимательно посмотреть на спутниковые снимки Google , то можно увидеть что большая часть мусора собрана за пределами мусорного полигона ООО "Грин Тау". Источники «НД» утверждают, что региональные операторы просто не сдавали мусор на полигон, а вываливали его рядом, на территорию Каякенского района.
То есть изначально схема вывоза мусора в Дагестане не соответствует реальности и направлена была на создание нелегальных свалок, под видом «временного складирования мусора», хотя такого вида свалки нет в Законе. Поэтому УК «Лидер» сейчас фигурант уголовного дела за свалку на Талгинском перевале.
Здесь надо сказать, что на эту проблему смотрели сквозь пальцы и на федеральном уровне. 23 декабря 2020 года заместитель председателя Правительства России - руководитель федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии на заседании Госсовета сообщила Президенту РФ:
«На сегодняшний день все регионы приняли территориальные схемы обращения с отходами. Они оперативно их корректируют, мы за этой работой следим вместе с экологическим оператором. Система строится по «принципу матрёшки»: сначала территориальная схема обращения с отходами, потом федеральная схема обращения с отходами. Мы, таким образом, оперативно реагируем на все изменения.»
Тариф. Здесь региональные операторы правы, т.к. с учётом места расположения мусорного полигона, тариф явно занижен.
Это очевидная политическая проблема, т.к. ни один глава Дагестана до этого не брал на себя политическую ответственность и не ставил вопрос о поднятии тарифа.
Учитывая, что в 2021 году год выборов, а сам Сергей Меликов находится в статусе врио, то рассчитывать на многократное увеличение тарифа нельзя, т.к. это больно ударит по электорату и вернётся руководству Дагестана тяжёлым бумерангом.
По процедуре можно взять соседний тариф и даже предложить работу соседнему региональному оператору, например, из Чечни. Однако, как правило эта схема не работает.
Платёжная дисциплина. Некоторые специалисты говорят о том, что проблема в системе подушевого учета: в квартире на 200 кв. м. прописан один человек, а живёт целая семья и мусор выбрасывают за пятерых.
Юридические лица, не заключают договора на вывоз мусора, а раскидывают свои отходы по бакам многоквартирных домов, в том числе рестораны.
Выход из этой ситуации в переходе на расчёты по квадратуре. Но это огромный экономический и политический эффект, с положительными и отрицательными последствиями для всей республики и ее экономики.
Техника. Основная проблема сейчас в Дагестане при отсутствии собственной техники по вывозу мусора. УК «Лидер» имеет свою технику купленную и арендованную.
Техника, находящаяся на балансе муниципалитетов не способна доехать до полигона и обратно.
Лицензия. Теоретически региональных операторов можно было бы заменить их местными субподрядчиками, у которых есть лицензия по 4-му классу отходов. Чаще всего эти предприятия занимались сметом с улиц.
Однако, не во всех муниципалитетах есть такие предприятия. В Дербенте, например, заранее готовились к развитию такой ситуации и у них есть муниципальное предприятие с техникой и лицензией.
В Махачкале нет муниципальной организации с лицензией на работу с ТКО. Причина этому в большой зависимости от политики соседнего «белого дома».
ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЙ ЭФФЕКТ. Когда жители городов и сел осознают, что горы мусора выросли не только из-за незаконного бездействия чиновников и региональных операторов, то возникнет сразу желание уменьшить этот мусор.
Если недели две или три не вывозить мусор, то население дагестанских городов и сел превратится в жителей островов в океане, детей которых учат, что мусор выкидывать просто так нельзя, т.к. море его возвращает обратно.
Этот кризис может стать лучшей социальной компанией по убеждению населения бережно относится к вещам, не покупать лишний раз пластик. Цинично, но факт.
Какой выход. Конечно это идеальный шторм, и здесь не помогут уголовные жертвы в отношении многих виноватых чиновников, хотя без этого нельзя обойтись.
После консультаций с экспертами на наш взгляд есть несколько ключевых сценариев.
Во-первых, изменение территориальной схемы вывоза мусора. Должен быть ОДИН РЕГИОНАЛЬНЫЙ ОПЕРАТОР на всю республику. Это позволит выявлять субъектов платежей мусора, а также эффективно распределять технику исходя из реального количества мусора.
Во-вторых, надо немедленно начать оформление дополнительных мусорных полигонов. Это работа связана с общественными обсуждениями, утверждением схем территориального планирования муниципалитетов и внесения соответствующих изменений в республиканскую территориальную схему.
В-третьих, придётся принимать решение о повышении тарифов и переходе на расчёт по квадратуре. Это может стать своеобразными ножницами для любителей построить больше чем нужно.
Где найти деньги. Для решения проблемы требуется аккумулирование экспертного и чиновничьего аппарата, а также финансовых и технических ресурсов.
12 января врио главы Дагестана Сергей Меликов на встрече с представителями сми отметил, что проблему изношенности сетей будут решать пошагово:
сначала качественные сети и услуги,
а потом повышение тарифов.
Возможно, что именно такой подход придётся применить для решения и мусорной проблемы Дагестана.
Но главное, как найти деньги чтобы купить достаточное количество техники хотя бы для местных организаций с лицензией, которые смогут вывозить мусор? Если будет изменена схема и весь Дагестан будет обслуживаться одним региональным оператором, то появляется масса интересных перспектив. Но цена вопроса более 1 млрд рублей.
Председатель Правительства и государственный секретарь Дагестана посетили мусороперерабатывающий завод в городе Рошаль Московской области, по цене 5 млрд рублей с переработкой 360 тыс тонн в год.
На странице Хизри Абакарова в Инстаграм записано:
«в нашей республике достаточно построить два таких завода. Для Дагестана они обойдутся дешевле – около 1 млрд 300 млн рублей каждый. В муниципалитетах будут установлены автоматические станции перегрузки отходов, на них мусор будет прессоваться и большими автопоездами перевозиться на заводы»
Теоретически функцию покупателя мусоровозов и заводов в лизинг мог бы выполнить какой-либо фонд, с передачей техники в аренду организациям с лицензией. Однако, в Дагестане команда Артема Здунова не реализовала опыт родного Татарстана и не создавала подобные финансовые инструменты для территориального развития. Фонд «Я люблю Дербент», созданный для поддержки модернизации Дербента на самом деле не такой крупный, как оказалось. А в программе развития Дербента хоть и заложены миллиарды рублей, но нет статьи расходов создание своего регионального оператора.
Привлекать российских или даже иностранных региональных операторов можно, но под выгодный для них тариф.
МУСОР НАШ, А ДОХОД? Как объяснили специалисты премьер-министру и госсекретарю Дагестана в компании ООО НВП «Цессор»
«В нашем понимании отходы – это нефть. Если иметь правильный подход к мусору, почти не нужно ни захоронение, ни сжигание. Мусор перерабатывается, и на этом мы зарабатываем.»
Естественно, возникает вопрос, не попадёт ли Дагестан в очередную ситуацию, как с УК «Лидером», когда частная компания, управление которой в основном в Москве, имея автопарк для вывоза мусора и монополию, как региональный оператор, может шантажировать республику и требовать роста тарифа? Речь идёт о региональной системной безопасности жизнедеятельности. Частная компания благодаря местным и региональным чиновникам построила колониальную мусорную экономику.
Для Дагестана идеально было бы создание своего регионального оператора, с республиканскими заводами переработки. Причём, компания должна находиться в совместной собственности городов и районов.
Во-первых, прибыль, которая получается из оплаты от дагестанских потребителей, оставалась бы в республике.
Во-вторых, если прибыль частично остаётся в районах и городах, то они заинтересованы в содействии помощи в сборе оплаты за мусор и могут объяснить населению, что они не работают на карман какой-то фирмы.
В-третьих, участие республики и муниципалитетов в прибыли регионального оператора и в мусороперерабатывающих заводов поможет решить вопрос с тарифом, т.к. прибыль может модифицирована в снижение тарифов.
В-четвертых, такая схема помогла бы снизить теневую экономику с договорами чиновников, закрывающих глаза на отказ вывоза мусора из муниципалитетов.
ВЫЙТИ ИЗ МУСОРНОЙ КОЛОНИИ Республика должна понять, что мусор это ресурс Дагестана и ее жителей.
Дагестан должен выйти из системы колониальной экономики, когда отдельные чиновники-царьки, не пропуская других инвесторов, продают респбулику по частям "банановым компаниям" из метрополии, забывая рассказать, что мусор это не отходы, а ресурс дагестанцев.
Мусор это политическая история, поэтому эту проблему и пути ее решения надо решать не в хозяйственных кабинетах, а открыто, обсуждая в парламентах республики и местных муниципалитетов. Иначе не возможно будет договориться с населением и провести правильно публичные слушания с выбором мест для мусорных полигонов и заводов.
Но главное, чтобы муниципалитеты и республика получили доход от мусора и участвовала в управлении регионального оператора, а также крупных мусорных заводов. Это позволит контролировать ситуацию и помогать как со сбором мусора, так и со сбором оплаты.
Поэтому, даже если республика за счёт своих бюджетов регионального и муниципального уровня не сделает своего регионального оператора, то надо ставить цель, чтобы сторонний инвестор передал республике и муниципалитетам часть пакета своей доли в компании.
Если на территории отдельного города, района или села ставят мусорный полигон, то его доля или акции должны быть в местной собственности, для участия в работе совета директоров и получения прибыли. Это поможет снизить местные конфликты.
P/S Мусорную колониальную политику, выразила журналист радио «Маяк» Вера Кузьмина, побывавши в дагестанской мусорной сказки возле с.Новый Параул.
«Один с золотой картой, другой со 100 долларами, а третий в аду»
Знаете больше? Сообщите редакции!
Телефон
+7(8722)67-03-47
Адрес
г. Махачкала, ул. Батырмурзаева, 64
Почта
[email protected]
Или пишите в WhatsApp
+7(964)051-62-51
Смотрите также

Премьер Дагестана провёл в Махачкале мероприятия посвящённые 80-летию Победы
возложение венков и торжественный митинг
10.05.2025 00:01