
Дагестанский дипломат представил книгу о северокавказской диаспоре
02.05.2025 16:21В городе Хасавюрт, в книжном магазине «History books» 30 апреля прошла презентация новой монографии «Северокавказская диаспора: историко-этнографическое исследование» о выходцах с Северного Кавказа в странах Ближнего Востока. Автор книги – уроженец Дагестана, советский и российский дипломат в ранге Чрезвычайного и Полномочного Посланника 2 класса Багавудин Расулович Алиев, который перед уходом в отставку (в связи с достижением предельного возраста) многие годы поработал в Саудовской Аравии на посту Генерального консула Российской Федерации.
Модерировал встречу с читателями доктор филологических наук, исследователь языка и литературы дагестанской диаспоры за рубежом Ахмед Магомедович Муртазалиев.
Книга выпущена в октябре 2024 году под эгидой Института истории, археологии и этнографии Дагестанского федерального исследовательского центра РАН и благодаря содействию спонсора. Это объёмный научный труд с интервью, фотографиями, ссылками на документы и списком населённых пунктов, в которых проживают выходцы с Северного Кавказа. Автор на основе документальных исследований передает настроения эпохи XIX века, размышляет об обстоятельствах и причинах мухаджирства как об одном из последствий Кавказской войны, повествует о тяжелейшей судьбе северокавказских диаспор в разных странах расселения – Турции, Сирии, Иордании, Ираке, Ливии, Саудовской Аравии, а также в странах Европы и США.
Как рассказал Багавудин Алиев, работа не направлена на извлечение коммерческой выгоды и даже не предполагалась какая-либо розничная реализация. Но после предложения основателя книжного магазина «History books» Назира Магомедрасулова было решено выпустить несколько десятков экземпляров в продажу по цене, покрывающей исключительно расходы на ее создание.
Это - итог более 30-летней архивно-полевой работы автора, в том числе более четверти века за границей, где он находился на дипломатической службе СССР и Российской Федерации. Багавудин Алиев задался целью беспристрастно изложить материалы на основе архивных и опубликованных исторических материалов, работ очевидцев тех событий, как отечественных, так и зарубежных.
Автор раскрыл на презентации некоторые нюансы работы над книгой, а также поделился новыми фактами о выходцах из Дагестана, которые стали известны уже после выхода книги.
Вопрос «НД»:
Относятся ли кавказские диаспоры на Ближнем Востоке к нам, как мы к ним, употребляя слово «наши»? Были ли случаи возвращения на Родину тех, кто уезжал?
Багавудин Алиев ответил на данные вопросы следующим образом.
– Когда первый раз я приехал в Сирию, а это было в далеком 1985 году, через некоторое время в Черкесском благотворительном обществе при мне между дагестанцем и, кажется, кабардинцем произошёл "конфликт". Оказалось, что они спорят кто из них в очереди стоит первым, чтобы пригласить меня домой в гости. Мне потом показали тетрадь, на полгода вперед, каждый выходной был расписан, кто меня приглашает в гости. Среди них были не только дагестанцы, но и осетины, кабардинцы, чеченцы. Их, кажется, было даже больше дагестанцев. Это пример того, как нас, приехавших из Дагестана или Кавказа в целом, сегодняшние потомки мухаджиров, живущие там, на чужбине, вдали от родины предков не только не считают чужими, напротив, нас считают дорогими и долгожданными гостями.
Насчёт первых препятствий для переселения из Дагестана. Массовое переселение дагестанцев началась в 1858-м году, а это был, в основном, результат пропаганды Османской империи, которая тем самым хотела пополнить ряды своих войск, поредевших ряды в бесконечных войнах. Ещё 1859-м году князь Барятинский начал создавать кордоны на дорогах и препятствовать переселению горцев в Османскую империю. На каждой дороге были установлены так называемые секреты. После Барятинского и генерал Лорис-Меликов тоже создавал всяческие препятствия.
И даже уже выехавшие, почувствовав на себе ужасающие "прелести" жизни в Турции, ещё пока не закончилась Кавказская война в 1864 г., многие пытались вернуться обратно на родину. Но уже их оттуда не выпускала Османская империя.
Как раз в своей книге я описываю случай, когда одна черкешенка, увидев русского консула в Турции, отрезала себе косу и попросила его бросить косу на ее родине, сказав, что ее обратно на родину не пускают власти Османской империи. Все зависело от времени: то в Турции разрешали выезд, но царские власти запрещали, то, наоборот, они разрешали возвращения, но османские власти накладывали на это запрет. А за это время на турецких черноморских берегах в фильтрационных лагерях, а фактически в лагерях смерти, Трапизонда, Ачка-Кале, Синопа, Самсуна, Варны ежедневно гибли сотни кавказских мухаджиров (переселенцев). Считается, что в целом около 50% из них погибли от тифа, малярии, оспы..., а из уцелевших до 15% женщин и детей ради их спасения от эпидемий и голода были проданы в рабство надменным и лицемерным турецким вельможам. Там, на анатолийских берегах десятки тысяч наших переселенцев пережили все ужасы земного ада.
Когда я работал в Сирии, во времена СССР, были целые кампании между нашими соотечественниками, о возвращении на родину. Ну такие вопросы не решаются спонтанно, так как они касаются и государственной безопасности, и территориального размещения, и обустройства, и адаптации, и других проблем...
Многие в 1990-х - 2000-х годах возвращались, особенно в Адыгею, Кабарду. Однако, в тех реалиях нашей действительности возникали серьезные проблемы с адаптацией... В результате многие возвращенцы уехали обратно, столкнувшись со многими негативами, в том числе связанных с разгулом криминала, хаоса в экономике и др.
У нас в стране сейчас действует программа возвращения соотечественников. Хорошо было бы адаптировать её под возвращение северокавказских соотечественников из дальнего зарубежья. Однако, у нас в законодательстве само понятие "соотечественник" не полностью отрегулировано, находится в несовершенном виде. Таким образом, существует множество проблем, "подводных камней", связанных с возвращением потомков мухаджиров ХIХ века. В основном это работа даже не федеральных органов, на мой взгляд, здесь больше роли местных властей. Для примера, руководство Кабардино-Балкарии и Адыгеи, заботясь о своей диаспоре, при осложнении военно-политической обстановки в бывшей Югославии, привезли устроили соотечественников из Косова, а также из Сирии после начала в ней гражданской войны, выделив им землю в своих республиках».
В монографии отдельная глава посвящена как раз актуальным проблемам северокавказской диаспоры в настоящее время. В ней отдельным параграфом рассмотрены проблемы репатриации наших соотечественников и позиции каждой северокавказской республики в отношении данного вопроса и своих этнических диаспор, а также возможные пути решения этой актуальной для соотечественников проблемы. Здесь же затронуты аспекты использования антироссийскими силами на Западе и Востоке т.н. «черкесского вопроса» в своих подрывных целях против России с учетом наших недостатков и упущений на различных уровнях. В контексте этого автор монографии предлагает конкретные меры по эффективному использованию фактора северокавказской диаспоры в дальнем зарубежье в интересах нашей страны в качестве «мягкой силы» для укрепления взаимовыгодных и дружественных отношений между Российской Федерацией и странами их расселения.
Как оценивают историки, монография Багавудина Алиева является значительным вкладом в отечественную и всеобщую историю, в ней рассмотрены новые аспекты и неизвестные страницы истории северокавказской диаспоры на Ближнем и Среднем Востоке.

Указом Президента России награжден дагестанский дипломат

Общественная палата приостановила членство Виктории Гаджиевой
единогласным решением совета
02.05.2025 14:40