Факторы радикализующие молодежь

09.11.2022 10:50

 

Газимагомед Мухумагазиев: «Молодежи нужно реальное общение, а не виртуальное»

Сегодня в свете происходящих в мире событий особенно актуальны проблемы противодействия идеологии экстремизма и терроризма среди молодежи. Какие существуют методы профилактической работы, и как организована деятельность по противодействию радикализму среди молодежи, рассказывает Газимагомед Зайнудинович Мухумагазиев, руководитель рабочей группы Экспертного совета при Антитеррористической Комиссии Республики Дагестан.

— Прошедшие митинги против мобилизации показали, что проблема экстремизма и терроризма с повестки дня не снята, более того мы видим, что молодежь активно вербуется через виртуальное пространство. Какие меры защиты молодежи практикуются сегодня, и какова их эффективность?

— Недавние митинги прошли, но нельзя связывать эти митинги с проблемой экстремизма и терроризма. Почему? Терроризм в прямом понимании — это попытка смены конституционного строя насильственным путем или же давлением на государственных лиц с попыткой повлиять на принятие того или иного решения. Здесь же мы видим, что эта сложная проблема — мобилизация близких, родственников, которых могут отправить в зону СВО. Это тяжелая ноша для родственников, матерей, жен, сестер. С другой стороны, это недостаточная работа тех органов власти, которые ответственны за мобилизацию, то есть непосредственно военкоматы и те органы СМИ, которые должны до народа доводить информацию о том, как это все проводится. Здесь еще повлияли недружественные страны, извне внесшие свою лепту в организацию этих митингов. Но, безусловно, виртуальные сети сегодня играют определяющую роль в формировании мировоззрения детей.

По социологическим исследованиям, которые провели в министерстве образования, почти 70% информации, формирующей мировоззрение детей, они получают из сети Интернет. И это не может нас не волновать, поскольку в сети Интернет недружественные страны и негативные материалы превалируют.

В этой связи нами в образовательных организациях созданы кибердружины с целью привлечь потенциал самих детей к позитивной деятельности в интернете. Создан координационный центр при ДГУ, при вузах, они обеспечивают деятельность кибердружин. Это одно из направлений активной деятельности студентов, которые хорошо разбираются в IT-технологиях, могут создавать позитивный контент, а также бороться с негативным. Они в интернете находят неприемлемый контент, скидывают его кураторам образовательных организаций, которые направляют в дальнейшем в прокуратуру, в центр противодействия экстремизму для принятия решений о блокировке этого контента или сайта.

 

— Газимагомед Зайнудинович, профилактика экстремизма и терроризма требует от общественности консолидации, в т.ч. усиления взаимодействия госорганов, муниципалитетов, общественных и религиозных организаций. Как складывается эта работа в Дагестане?

 

— Не то что профилактика экстремизма, вообще борьба с чем-то плохим или же созидательная деятельность требуют консолидации тех или иных сил. В данном случае это консолидация органов госвласти, гражданского общества, религиозных организаций и населения, что является очень важным фактором достижения успеха.

Моя магистерская работа, когда я учился в ДГУ на факультете государственного и муниципального управления, была посвящена взаимодействию органов госвласти и общественных организаций в деле решения социальных проблем. Поэтому, может быть, я более остро понимаю важность этого вопроса. И здесь мне хотелось бы отметить, какая работа проводится.

В октябре создана межведомственная рабочая группа по инициативе Миннаца РД и координационного центра ДГУ, в которую входят представители всех министерств, гражданского общества, муфтията, они выступают перед молодежью и отвечают на их вопросы. И поскольку я сам вхожу в эту группу, я вижу, что эти вопросы зачастую бывают острыми, неудобными, но на эти вопросы нам необходимо отвечать. Когда мы, эксперты, специалисты, этого не делаем, дети начинают задавать эти вопросы в интернете, и там находятся люди, которые целенаправленно искажают информацию, дают ответы, способствующие формированию идей экстремизма и терроризма в умах молодых людей. В этой связи это важная работа, и межведомственная группа посещает каждый вуз и проводит такую работу.

По информации Национального Антитеррористического Комитета основополагающей причиной радикализации молодежи является недостаточное знание основ традиционных религий. Здесь мы подключаем потенциал муфтията в профилактической деятельности, и мы уже видим результат этой работы.

— В настоящее время патриотическое воспитание молодежи является одной из особо важных задач государственной политики. В этой связи расскажите, как ведется данная работа в молодежной среде?

 

— Патриотическое воспитание молодежи всегда было важным вопросом стабильного существования государства, особенно в нынешнее время, когда Президент России В.В. Путин объявил об осуществлении специальной военной операции на территории Украины, и особенно в той геополитической ситуации, в которой мы сегодня живем, эти вопросы являются стратегически важными.

Говоря о том, как это осуществляется, отмечу — с первого сентября ввели практику «Разговоры о важном», и каждый понедельник на первом уроке детям рассказывают о нашей Родине, о ее достижениях, и сам урок посвящен патриотическому воспитанию. Звучит гимн России и поднимается флаг на линейке. Считаю это позитивной практикой!

Какие методические рекомендации для воспитателей и педагогов, работающих в сфере образования, предусмотрены в помощь по профилактике проявлений экстремизма и терроризма?

— На постоянной основе направляются методические рекомендации в образовательные организации по профилактики терроризма и экстремизма. Они, как правило, спускаются либо из Министерства просвещения России, либо Антитеррористической комиссией, а также разрабатываются Министерством образования и науки РД на базе подведомственных учреждений, таких как Дагестанский институт развития образования, где создаются методические рекомендации, чтобы педагоги и заместители по воспитательной работе их использовали на практике.

— Социальные сети стали основной средой распространения и потребления информации. Как подготовить нашу молодежь, особенно подростковую, к правильному поиску информации в интернете?

— Мы приводили данные исследований, по которым 70% поисковых запросов приходилось на молодежь, а остальные 30% распределились между родителями, учителями и другими взрослыми. Как подготовить детей к правильному поиску информации? Это такая кропотливая работа, которую необходимо проделать. В частности имеется презентация, созданная Министерством образования и науки Республики Дагестан, которая называется «Современные угрозы безопасности детей и подростков в Республике Дагестан».

Одна из первых угроз заключается в том, что дети имеют неконтролируемый доступ к сети Интернет (если мы говорим о детях младших классов или дошкольного возраста). Когда родители дают ребенку гаджет со свободным выходом в интернет, — вот одна из самых сложных проблем на сегодняшний день. Конечно же, нам необходимо до детей доводить эту информацию. В этой информации все обозначено, чтобы дети это увидели. Таких проектов, как этот, множество.

— Мало кто из молодых людей понимает, что и в реальной, и в виртуальной жизни ответственность за оскорбление чувств или за распространение недостоверной информации последует. Как организована разъяснительная работа в молодежной среде о законах, регулирующих профилактику экстремизма и терроризма?

— На сегодняшний день мы видим, что огромное количество детей, большинство из тех, кто привлекается по статье экстремизм, это в основном люди, которые опубликовали не ту публикацию, поставили лайк на комментарий. И в этой связи очень важно разъяснять детям информацию о том, что существуют нормы законодательства и какое за противоправное действо следует наказание. Мы понимаем, что если человека привлекли к административному штрафу по экстремизму, то это оставляет определенный след за этим человеком, и даже его дети могут от этого пострадать в дальнейшем, могут не принять их на ответственную работу, госслужбу, не говоря уже о работе в военных и правоохранительных структурах, и так далее.

Это отдельный пункт Комплексного плана противодействия экстремизму, и он нацелен на разъяснение норм законодательства об ответственности за осуществление экстремистской и террористической деятельности. Минобрнауки РД объявило неделю информирования молодежи о нормах законодательства Российской Федерации, которая официально называется «Неделя правового просвещения». В рамках этой недели просвещения для всех детей и подростков, обучающихся в образовательных учреждениях республики, создан специальный фильм, в котором затронуты проблемы общества. Это своего рода интерактив, по итогам которого идет обсуждение проблем с представителями государственных органов, муниципальных образований, общественных организаций. Таким образом в детях формируется понимание того, насколько в нашей стране суровые законы об ответственности за экстремистскую и террористическую деятельность.

ЭКСПЕРТНОЕ МНЕНИЕ

Крумов Шевкет, главный специалист — эксперт отдела духовно-нравственного и патриотического воспитания Министерства молодежи Республики Дагестан

Наше министерство реализует проект интернет-безопасности, работает в этом направлении и постоянно посещает образовательные организации, общается на эту тему с детьми. Эту работу необходимо делать постоянно. Нужно говорить с ними о рисках и угрозах, которые существуют в сети Интернет, а также говорить о том, насколько может быть непродуктивно то время, которое дети проводят в сети Интернет, просто листая социальные сети. Жизнь проходит, а будущее зависит от знаний, которые они приобретут в этой молодости. Эту информацию до детей важно постоянно доносить, и этим кропотливо занимается вся общественность, чтобы Дагестан был без экстремизма и терроризма.

 

 

Знаете больше? Сообщите редакции!
Телефон +7(8722)67-03-47
Адрес г. Махачкала, ул. Батырмурзаева, 64
Почта [email protected]
Или пишите в WhatsApp +7(964)051-62-51
Мы в соц. сетях: