Какой период был самым благоприятным для развития Дагестана

30.01.2022 00:25

Кавказский политиков-экономический клуб «Развитие регионов: Стратегия – 2050» приступил к публикации на своем сайте комиссионной экспертизы ряда вопросов о развитии Дагестана. "НД" как партен Клуба публикует часть позиции экспертов. 

 

1. Дагестан по-разному развивался в советский и современный период: в 70-80-х годах активно строились заводы, ГЭС, городская инфраструктура, в 90-е приватизация оставила от многих предприятий только землю под жилищную застройку, в 2000-е формировался новый портрет республики с торговыми центрами, ресторанами, жилыми комплексами. Какой период был самым благоприятным для развития?

 

На вопросы отвечают эксперты:

Сергей Владимирович Дохолян — д.э.н., профессор, главный научный сотрудник Института социально-экономических исследований ДФИЦ РАН, Председатель Кавказского политико-экономического клуба «Развитие регионов: Стратегия – 2050».

 

Андрей Львович Меламедов – заведующий отделом экономики республиканского художественно-публицистического журнала «Дагестан», экономический обозреватель еженедельника «Новое дело».

 

Михаил Михайлович Чернышов — к.э.н., ведущий научный сотрудник, заведующий Лабораторией проблем пространственного развития Института проблем рынка РАН.

 

Дохолян С.В.: Если рассматривать экономику Дагестан с позиции развития, то оно было в дороссийский период – советское время. Советский Дагестан 70-80 годов – это индустриально-аграрный регион, в 90-е годы российский Дагестан стал трансформироваться в аграрно-индустриальный, а современный Дагестан – это торгово-развлекательный регион. До недавнего времени в республике доминировала еще одна отрасль экономики – строительная, о которой можно говорить в большей степени негативно, чем позитивно.

 

Построенные с нарушениями градостроительных и строительных норм и правил (и/или без соответствующего разрешения) в основном за последние два десятилетия более 450 многоквартирных домов в Махачкале, отнюдь не «украшают» облик столицы республики и этот результат вряд ли можно отнести в категорию «достижений». Более того, возникло масса вопросов к органам управления и правоохранительной системе: как это могло произойти?

 

В советский период к Дагестану было вполне доброжелательное отношение со стороны руководства СССР: строились как заводы и фабрики, так и детские сады, школы, больницы. Регион можно было назвать «динамично сбалансировано развивающимся». 

 

В 90-е годы ситуация резкого изменилась и, по меткому определению в народе: «перестройка» конца 80-х плавно перетекла в «перестрелку» 90-х. Затем началась деградация экономики региона. Ряд экспертов называют этот период «криминальной революцией России» и с ними трудно не согласится. В экономике региона произошли серьезные необратимые структурные изменения: в значительной мере была уничтожена промышленность, в структуре валового регионального продукта (ВРП) стала набирать обороты торговля и строительство.

 

Сегодня экономика Дагестана явно стагнирует: наблюдается застой производства, спроса и предложения. Перспектив к улучшению ситуации не просматривается.

 

Меламедов А.Л.: В советское время в республике работало много заводов, но, следует признать, что очень многие из них выпускали продукцию чрезвычайно низкого качества, востребованную лишь благодаря существованию «железного занавеса». «Смерть» таких предприятий (Приборостроительный завод, завод радиотоваров и т.д.) — вполне естественный процесс.

 

Но были и такие предприятия, которые пошли «под нож» вопреки элементарной логике (завод «Дагэлектромаш», завод Сепараторов и т.д.). Они выпускали достаточно конкурентоспособную продукцию и легко могли вписаться в современный рынок. Не вписались, превратившись в рынки и территории городской застройки.

 

Если бы перестройка случилась лет на десять позже (к этому времени планировалось вынести все крупные предприятия Махачкалы за городскую черту) такого бы не случилось, и история республики развивалась совсем по другому сценарию. Получается, что промышленный сектор во много пострадал из-за элементарной нехватки земли под застройку. Остальные причины — низкая коррупционная отдача промышленных предприятий, изменение вектора развития (ставка на строительство торговых центров, ресторанов, кафе и т.д.) являются вторичными.

 

Чернышов М.М.: В 2021 году широко праздновали 100-летие советского этапа дагестанской государственности. К сожалению, в выступлениях руководства Дагестана мы не услышали глубокого анализа динамики экономики республики за этот период, даже не была проведена «работа над ошибками» последнего десятилетия (мы вновь и вновь не осваиваем выделенные деньги, наступаем на одни и те же грабли в сфере госуправления, оказываемся не способны сформировать общепринятый план развития на ближайшее будущее).

 

Для того, чтобы говорить о динамике развития, начнем с вопроса: какую дату можно считать «точкой отчета» развития республики в ее современных границах? ДАССР была провозглашена в 1921 году, но лишь в 21-24 году в нее вошли северные территории — Хасав-Юртовский и Кизлярский округа и  Ачикулакский район (ныне часть Нефтекумского района Ставрополья). Все остальные регионы будущего СКФО, Краснодарского края и Ростовской области с 1924 по 1937 год составили Северо-Кавказский край, в него с 1931 по 1936 года входила и ДАССР. В 1938 году пять районов Северного Дагестана были переданы в состав Орджоникидзевского (Ставропольского) края. В 1957 году территория бывшего Кизлярского округа была разделена между Дагестаном, Чечней и Ставропольем, в состав Чечено-Ингушской АССР вернулись все районы, присоединенные к ДАССР. То есть в то время, как СССР запустило первый в мире искусственный спутник Земли, карта ДАССР обрела современные очертания и новую логику развития.

 

В период 60-70-х годов мы наблюдали пиковый период в формировании реального сектора экономики республики (темпы роста промышленного производства были выше, чем в среднем по РФССР), а после землетрясения 1970 года существенно улучшилось состояние жилищного сектора. С большим трудом удалось отстоять курортный статус республики, не допустить критического загрязнения каспийской акватории отходами нефтедобычи и вредных производств. Люди жили не очень богато, но достаточно благополучно. И, главное, дагестанцы позитивно воспринимались в других регионах страны. Расул Гамзатов, ансамбль «Лезгинка», хороший коньяк, ковры, кубачинское серебро стали брендами республики.

 

Бытует миф, что в советское время ДАССР являлся регионом-донором. Это следствие однобокого взгляда на проблему. Мы в свое время проводили исследования, показавшее, что значительная часть финансирования социальной сферы шла по линии союзных министерств и ведомств, мимо республиканского бюджета. Поэтому, союзный (федеральный) центр всегда субсидировал республику. Проблема была в направленности и эффективности освоения.

 

С середины 80-х дагестанская экономика вошла в фазу спада, общегосударственные негативные тенденции в сочетании с непродуманной антиалкогольной кампанией начали разрушительные процессы. Уже в 90-е, шоковая терапия и криминал в сочетании с транспортной блокадой и ваучерной приватизацией уничтожили большую часть промышленного потенциала. Удалось сохранить лишь ГЭС и несколько крупных предприятий. Заводы превращались в рынки, инженеры осваивали профессию продавца, пенсионеры и бюджетники учились выживать в нищете. На этом фоне складывалась другая экономика, основанная на банковских махинациях, воровстве бюджетных и пенсионных денег, рэкете и коррупции. Украденные деньги тратились на «красивую жизнь», предметы роскоши, особняки, дорогие автомобили, рестораны. Спрос рождает предложение. И экономика подстраивалась под новый вектор развития. Дагестан-труженик превращался в регион-иждивенец, «гипертрофированный желудок с маленькими ножками и ручками». Когда дома дагестанских нуворишей стали «полной чашей», счета в зарубежных банках обеспечили их правнукам безбедную старость, они понемногу начинают вкладывать «криминальные деньги» в банкетные залы, магазины, торговые центры, строительство домов, и даже иногда в производство.

 

Эта система стала разрушаться в период правления Рамазана Абдулатипова, когда был арестован Саид Амиров, а многие другие «старые кланы» были отодвинуты от «бюджетной кормушки». Денежные потоки были переориентированы в «другие карманы», но деньги, в основном, уже выводились из экономики региона. Окончательно «старые кланы» перестали активно инвестировать уже при Владимире Васильеве, когда были арестованы Абдусамад Гамидов и многие представители команды прежнего руководства.

 

Старая система «полукриминального управления» оказалась разрушена, новая не выстроена. Варяги и практиканты не строили дома и не затевали «бизнес» в чужом регионе. У них не было денег на детскую академию «Анжи», но сотни миллионов рублей щедро выделялись из бюджета на проекты ледовых дворцов, дотацию авиарейсов в Казань и Адлер. Ежегодно десятки миллиардов рублей, выделяемые республике из федерального бюджета, возвращались назад как неосвоенные. В результате больницы, школы, детские сады становились долгостроем, снижались доходы населения, бюджеты недобирали налоги, а дагестанский бизнес все чаще «мигрировал» в другие регионы.

 

Сегодня мы вновь видим те же проблемы: неисполнение нацпроектов, плохое снабжение водой, газом, электроэнергией, плохие дороги, неработающая канализация, неубранный мусор. Власть уже второй десяток лет бурно рапортует об успехах, а жизнь лучше не становится. Парадоксально, но факт.

 

Знаете больше? Сообщите редакции!
Телефон +7(8722)67-03-47
Адрес г. Махачкала, ул. Батырмурзаева, 64
Почта [email protected]
Или пишите в WhatsApp +7(964)051-62-51
Мы в соц. сетях:
Смотрите также