
Книготерапия
27.05.2024 16:18«Две зимы. Жизнь в эпизодах»
Свою очередную книгу «Две зимы. Жизнь в эпизодах» Саид Ниналалов написал в попытке избавиться от фантомных болей, мучающих его более двадцати лет (все эти годы он ночами продолжал спасать похищенного в 2000 году брата Гасана). Не знаю, насколько удачной эта попытка оказалась лично для него, и смог ли он, наконец, определить степень своей вины в случившейся трагедии, но в итоге мы получили задокументированный срез дагестанских реалий нулевых годов. А заодно возможность увидеть со стороны хронику чужой семейной трагедии. Возможность, надо сказать, достаточно редкую, поскольку истории о похищениях с целью выкупа практически не афишируются, превращаясь со временем в скелеты, хранящиеся в семейных шкафах.
Вынося свое произведение на суд читателя, автор, выступающий одновременно в роли прокурора и адвоката, надеется, что приговор коллективного судьи будет не очень строгим. Забегая вперед, хочу сказать, что я, как один из судей, вину в похищении брата с автора снимаю безоговорочно. Виноват он лишь в одном — занялся бизнесом не в то время и не в том месте.
Российский бизнес девяностых и нулевых — территория сумасшедшего риска, неиссякаемая кормушка для всех, у кого имелись рычаги воздействия на предпринимателей. И государство в этой когорте многочисленных нахлебников было вовсе не самым главным игроком. Налоговики, силовики, бандиты всех мастей и калибров считали бизнес своей законной добычей, а предпринимателей —пожизненными должниками. И, открывая свое дело, человек понимал, что кроме себя он теперь должен кормить кучу людей, не имеющих к его бизнесу никакого отношения. А если не понимал, ему объясняли это очень жестко и действенно. Как, к примеру, объяснили автору, похитив его брата, за которого потребовали запредельный для семьи выкуп.
Слава Богу, сегодня ситуация изменилась кардинально. Бандитов, похищающих людей, практически не осталось. Очень многие из них погибли в криминальных разборках, а некоторые выжившие успешно трансформировались в бизнесменов и депутатов. Остались в прошлом крутые бандитские «крыши». Бизнес взяли под свое крыло силовики, подобрав себе кормушку в соответствии с собственным ресурсом. Так, потолок участкового сегодня — майнинг-ферма или дворовой мини-маркет, на большее его ресурса уже не хватит. Для того, чтобы опекать госкорпорации, нужны совсем другие погоны с большими генеральскими звездами.
По меньшей мере вдвое сократились охотничьи угодья налоговиков. Об этом нам четко говорит сегодняшняя статистика. Если в девяностые и нулевые практически весь дагестанский бизнес был вне закона, то сегодня в «сером» секторе пребывает лишь около 50% бизнесменов разного уровня. И, сравнивая сегодняшние времена с прошлыми, отчетливо понимаешь, что жить с каждым днем становится все веселее, и через какие-то двадцать-тридцать лет мы станем гражданами нормальной цивилизованной страны.
Но вернемся к повести. Как выяснилось достаточно скоро, государство в данной ситуации своим гражданам помочь не состоянии — силовики или беспомощно разводили руками, или пытались заработать на чужой трагедии, прекрасно понимая, что семья, оказавшаяся в подобной ситуации, готова отдать последнее, чтобы вернуть похищенного. Те же из них, кто реально владел ситуацией и действительно мог помочь, никаких действий не предпринимали, поскольку у них были свои планы на похитителей, которых они предполагали использовать (и, как мы узнали из повести, впоследствии использовали) в изящных шахматных партиях, на фоне которых какие-то там похищения не имели никакого значения.
С учетом таких раскладов люди рано или поздно приходили к пониманию того, что могут рассчитывать только на себя, своих ближайших друзей и родственников. И то только в том случае, если у друзей и родственников нет крупных долгов. Для возвращения которых те же родственники вполне могут воспользоваться ситуацией и развести семью похищенного на очень большие деньги. К слову, одно из бесспорных достоинств повести Ниналалова заключается в детальном описании абсолютной уязвимости семьи, члены которой пытаются вернуть похищенного родственника. А поскольку люди не идеальны, такие семьи моментально становятся приманкой для хищников и проходимцев, желающих погреть руки на чужой трагедии. В книге все они названы поименно, а каждый украденный у семьи рубль задокументирован. Понятно, что для автора эта хроника вымогательства и обмана очень важна, а фантомные боли от старых разводов и предательств соседствуют с фантомными болями, связанными непосредственно с похищением. Теперь этот груз переложен на семьи тех, кто в свое время нажился на трагедии Ниналаловых, и будет передаваться из поколения в поколение.
Ну, а для автора, который, безусловно, является главным героем этой документальной повести, этот литературный опыт стал еще одной попыткой разобраться в себе, извлечь уроки из прошлого и примириться с будущим. А поскольку в книге вопросов на порядок больше, чем ответов, можно предположить, что в обозримом будущем нас ожидают встречи с новыми произведениями Саида Ниналалова.
Детективный сюжет с открытым финалом держит читателя в постоянном напряжении. А то обстоятельство, что участниками событий являются реальные люди, некоторые из которых живы и сегодня, заставляют по-новому взглянуть на наше недавнее прошлое и пересмотреть отношение к некоторым публичным личностям, вовлеченным в эту тяжелую историю со счастливым финалом.
Кстати, о финале. Я не профессиональный критик, но на месте автора поставил бы точку в этой истории в день возвращения похищенного брата. Остальные главы, на мой взгляд, выглядят достаточно чужеродно и отвлекают внимание от сюжета, круто закрученного жизнью. Единственное исключение — история ликвидации Хаттаба, которая тесно связана с историей похищения Гасана Ниналалова и объясняет скрытые мотивы действий некоторых спецслужб, устранившихся от участия в его освобождении по мотивам «государственной безопасности».
P.S. Перечитал еще раз написанное и неожиданно понял, что поспешил с полным оправданием Саида Ниналалова. Увы, при предметном анализе этой повести, а также его предыдущих произведений («Жесть-1» и «Жесть-2») отчетливо понимаешь, что источником всех бед и проблем в жизни автора является он сам. Из повести в повесть он рассказывает о том, как расслабленно и «по-семейному» вел свой бизнес, закрывая глаза на откровенное воровство «друзей»-сотрудников и регулярное невыполнение деловыми партнерами взятых на себя обязательств.
Бизнес — это прежде всего строгий учет и контроль, а также понимание того, что определение «свои» работает только на территории неформального общения. «Своих» в бизнесе не бывает, непонимание этого — четкий сигнал о том, что человек с подобным подходом в бизнесе лишний и дело следует срочно передать в руки того, кто не смешивает личные отношения с деловыми. Поэтому попадание автора в долговую кабалу, а также возникшие вскоре проблемы с законом — явление закономерное, логично вытекающее из неумения автора управлять своим бизнесом. Который в итоге вышел из-под контроля и жестоко отомстил.
Андрей Меламедов