Конституционный Суд разрешил главе Дагестана выносить указы не предусмотренные федеральными законами

14.10.2022 12:23

Конституционныӗ Суд Республики Дагестан опубликовал постановление от 12 октября о проверке конституционности Указа Главы Республики Дагестан от 18 марта 2020 года N 17 «О введении режима повышенной готовности».

Решение выносилось судьями М.Х. Халитовым, P.M. Акутаевым и  М.Ш. Кадимовой. Докладчиком по делу выступил судья Расул Акутаев. 

Как ранее сообщалось, само заседании Суда прошло ещё 14 сентября.  

В судебном процессе принял участие представитель Главы Республики Дагестан О.М. Гасанов.

 

Обстоятельства дела. Как следует из постановления Суда, 3 июня 2020 года гражданин Г.А. Узаиров покинул место проживания, в нарушение подпункта «в» пункта 7 Указа Главы Республики Дагестан от 18 марта 2020 года N 17 находился в селе Чирката Гумбетовского района Республики Дагестан. Судом на него наложен штраф в размере 1000 рублей. 

Заявитель полагает, что установленное оспариваемым Указом правовое регулирование осуществлено Главой Республики Дагестан с превышением полномочий и ограничивает право граждан на свободу передвижения, а потому не соответствует статьям 48 и 79 Конституции Республики Дагестан.

 

Позиция Суда. Указ Главы Республики Дагестан «О введении режима повышенной готовности» был принят 18 марта 2020 года (а оспариваемое положение внесено в него 31 марта 2020 года), т.е. до того, как были внесены изменения в том числе в положения Федерального закона «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» в части расширения и конкретизации полномочий органов государственной власти субъектов и принят Указ Президента Российской Федерации от 2 апреля 2020 года N 239 «О мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)» 

 

В этой связи то обстоятельство, что осуществленное в Указе Главы Республики Дагестан регулирование носило опережающий характер, учитывая масштабы угрозы распространения коронавирусной инфекции, не может служить основанием для вывода о признании его в конкретно-исторической ситуациипротивоправным и противоречащим положениям Конституции Республики Дагестан.

С учетом изложенного Конституционный Суд Республики Дагестан пришел к выводу, что оспариваемая заявителем мера, временно – до улучшения санитарно-эпидемиологической обстановки - ограничивающая свободу передвижения, обеспечивает справедливый баланс между необходимостью защиты жизни и здоровья населения в условиях сложной эпидемической ситуации, с одной стороны, и обеспечением возможности передвижения - с другой. Тем самым регулирование, предусмотренное подпунктом «в» пункта 7 Указа Главы Республики Дагестан от 18 марта 2020 No 17, необходимость принятия которого был обусловлен чрезвычайными обстоятельствами, не может рассматриваться - с учетом преследуемой цели - как возложение на граждан чрезмерного бремени.

 

В итоге Суд "именем Республики Дагестан"  постановил:

«1. Признать подпункт «в» пункта 7 Указа Главы Республики Дагестан от 18 марта 2020 года N 17 «О введении режима повышенной готовности» (в редакции Указа Главы Республики Дагестан от 31 марта 2020 года N23) не противоречащим Конституции Республики Дагестан, поскольку установление этого положения по его конституционно значимому предназначению было продиктовано объективной необходимостью оперативного реагирования на экстраординарную (беспрецедентную) опасность распространения коронавирусной инфекции (COVID-2019), вводимые им меры не носили характера абсолютного запрета, допуская возможность перемещения граждан при наличии уважительных обстоятельств, были кратковременными, а возможность их установления получила подтверждение в федеральном законодательстве…»

 

Комментарий "НД" 

В очередной раз отмечаем игнорирование Конституционными Судом Дагестана интереса общества к работе Суда и к общественно-важным постановлениям. Редакция, также как и наши коллеги не получали информацию о том, что 12 октября вынесено указанное постановление.

 

Трудно не согласится с отмеченными Судом чрезвычайными обстоятельствами, в которых выносился оспоренный указ главы Дагестана. Однако, Судом не были сравнены нормы указа с существовавшими на тот момент предписаниями главного санитарного врача России, невыполнение которых влекло юридическую ответственность. Суд почему-то не упомянул постановления Роспортребнадзора 2020 года от 2 марта №513 марта №618 марта №7в которых  Анна Попова неоднократно предписывала главам срочно принять ограничительные меры. Суд не дал оценку тому обстоятельству, что глава Дагестана Владимир Васильев, задним числом переделывал сроки вступления в силу ограничений, легализуя проведённую сессию парламента республике. В итоге юрдически указ вступил в силу не 19, а 28 марта. После этого многие чиновники оказалось в больнице. Поэтому выводы Суда об опережающем действии указа главы республики в экстремальных ситуации не совсем соответствуют обстоятельствам тех дней. Это все равно что отстающего называть лидером гонки. Об этом подробно рассказывало «НД».

 

В тоже время считаем данное постановление действительно важным, т.к. признание конституционным нарушения порядка принятия нормативного акта, затрагивающего права и свободы, для защиты граждан – это открытие «ящика Пандоры». Теперь глава республики может принимать акты не предусмотренные федеральными и республиканскими законами, ссылаясь на формулы чрезвычайности, изложенные в позиции Конституционного Суда Дагестана. Такой подход может далеко завести. 

 

Знаете больше? Сообщите редакции!
Телефон +7(8722)67-03-47
Адрес г. Махачкала, ул. Батырмурзаева, 64
Почта [email protected]
Или пишите в WhatsApp +7(964)051-62-51
Мы в соц. сетях: