Дагестан уже потерял два года

22.01.2022 00:13
Очередная реконструкция превительства РД. Фото: Гаджимурад Сагитов / Новое дело

Последняя сессия и в целом несколько нашумевших законопроектов показали, что в республике серьезный кризис, вызванный недоверием, и, как последствие, — раскол. Отсутствие взаимного доверия и согласия обходится дорого для республики, так как это мешает реальной работе. Горы и реки утопают в грязи, мусор, в котором в том числе содержатся очень опасные химические вещества, просто сбрасывается по склонам гор в реки. В селах нет работающей схемы по его утилизации. У глав сел отобрали эти полномочия. Распространение наркомании и употребление наркотиков молодежью носит катастрофический характер. Наше правительство не смогло освоить часть средств, выделенных на нацпроекты, и в этих условиях республиканская власть занята спорами о важности законов о казачестве, об упразднении муниципальных образований и прочем.

Правительство без махара*

Политическая жизнь в республике напоминает сожительство. Когда люди живут вместе, но из-за отсутствия взаимного доверия** нет уверенности в завтрашнем дне, и, соответственно, они не рискуют создавать проекты на будущее. На этой неделе стало окончательно известно, что недавно утвержденный парламентом республики председатель правительства Абдулпатах Амирханов уходит в отставку. Мы все ждали новую структуру, которая должна была уже начинать работу. Но вместо этого получили очередного врио. Как мы писали ранее, статус врио — малоэффективная форма, так как чиновник в статусе врио и уже утвержденный — это совершенно разные формы поведения и управления.

Абдулпатах Амирханов попрощался с командой правительства Дагестана

В пятницу, 14 января, председатель правительства Абдулпатах Амирханов издал распоряжение №11-р, согласно которому он уходит в отпуск с понедельника, 17 января, по 10 февраля. Временно исполняющим обязанности премьера республики был назначен не один из первых вице-премьеров, как это делается традиционно, а простой заместитель — Абдулмуслим Абдулмуслимов.

Однако на этой неделе Абдулпатах Амирханов вернулся в «Белый дом», но чтобы попрощаться с командой и лично вручить поощрения.

Если внимательно читать официальную хронику и реестр нормативных актов, то получается, что в республике на этой неделе не было руководства без приставки врио.

Пресс-служба показывала главу Дагестана 15 января, в субботу, на встрече с борцами и футболистами. Во вторник, 18 января, сайт руководителя региона сообщает о встрече в Москве Сергея Меликова с генеральным директором ПАО «Россети» Андреем Рюминым. В этот же день премьер-министр России проводит совещание по подготовке к новой волне эпидемии, в котором участвуют все главы субъектов, в том числе Сергей Меликов. При этом Михаил Мишустин говорит: «Сегодня главы регионов должны быть на своих территориях, на местах, и вместе с жителями оперативно решать возникающие вопросы, принимать меры для противодействия распространению вируса». Однако правительство — это не Администрация президента, поэтому Сергей Меликов продолжил рабочую командировку. 19 января руководитель республики уже встречался с курирующим СКФО и энергетику вице-премьером Александром Новаком. Это не показательный демарш, а выполнение поручений президента России по итогам большой пресс-конференции в части решения проблем энергетики Дагестана.

Формально «дежурным» главой исполнительной власти в республике оказался врио премьера Абдулмуслим Абдулмуслимов. Однако в официальной ленте новостей Абдулмуслимов словно пропал, хотя до этого был постоянным источником информации сайта правительства республики. Источники «НД» обращают внимание, что обычно при утверждении нового премьера или кандидата у его кабинета уже топятся очереди ходатаев. Но нет никаких признаков того, что Абдулмуслимов действительно стал хозяином правительства хотя бы на месяц. Даже в реестре публичных документов нет распоряжений или постановлений за подписью Абдулмуслимова.

Третий глава исполнительной власти — руководитель Администрации главы и правительства Дагестана Алексей Гасанов (ночной глава республики). Источники утверждали, что он также вылетел в Москву. Подтверждение этому можно найти в реестре НПА, где есть приказ врио руководителя АГиП РД Махача Омарова от 17 января.

В результате Дагестан снова попал в уникальную юридическую и политическую ситуацию.

В Дагестане все возможно теоретически и практически

Перед Новым годом председатель правительства Дагестана Абдулпатах Амирханов был врио главы республики и подписывал законы как глава республики, в то время как Сергей Меликов присутствовал на работе и проводил официальные мероприятия в статусе главы региона.

В июне прошлого года Амирханов ушел в отпуск, назначив врио первого вице-премьера Нюсрета Омарова, однако на сайте правительства появлялись новости о том, что председатель правительства проводил мероприятия в Хунзахском районе.

Поэтому Амирханов теоретически может появиться снова в ленте новостей как председатель правительства.

Отставка премьера

Юридически она может случиться в любой момент, так как, по информации источников «НД», Амирханов готовится к назначению на должность руководителя Управления федерального казначейства по РД. По статье 91 Конституции Дагестана, с Амирхановым должен уйти в отставку весь кабинет министров. Однако казус в том, что правительство находится в отставке с октября прошлого года.

Как избрали нового главу республики и после переназначения Амирханова на должность премьера, Сергей Меликов не утвердил новую структуру органов исполнительной власти, не сформировав правительство РД. Все руководители органов исполнительной власти республики находятся в статусе врио. Странным исключением является руководство Администрации главы и правительства РД, словно оно не входит в структуру исполнительной власти республики.

Отмечается эволюция системы управления республики. После прихода на должность врио главы РД Владимира Васильева правительство не отправили в отставку, но все, кто занимал руководящие государственные должности в исполнительных органах власти, включая начальников управлений и руководство Администрации главы и правительства РД, — все получили статус врио. Инновацией правления Васильева стало то, что статус врио руководителя министерства оставался даже после утверждения структуры органов исполнительной власти.

Команда Меликова пошла дальше. Теперь структуру исполнительной власти не утверждают, и все руководители правительства сидят в статусе врио. И эта ситуация может длиться сколько угодно, даже если утвердят нового председателя правительства.

Администрация ГиП РД выиграла, а Дагестан проиграл

Это странный орган, который, с одной стороны, пишет внутренние правила игры для правительства, а с другой стороны, юридически и политически не отвечает за последствия. В отличие от членов правительства руководство Администрации не отвечает за исполнение бюджета и реализацию национальных проектов, но получают они такие же оклады и приравнены к государственным должностям. Руководителя Администрации нельзя даже вызвать в парламент республики для отчета о работе, хотя начальники управлений Администрации представляют законопроекты от имени главы Дагестана.

Источники «НД» утверждают, что команда Алексея Гасанова создала такие условия для работы Абдулпатаха Амирханова, что для утверждения одного документа перед отправкой в Москву якобы надо собирать около 15 подписей. Постановления и распоряжения премьера идут обязательно к руководителю Администрации. И если Алексей Гасанов отказывается принимать документ, то он может даже не быть своевременно опубликован. Соответственно, председатель правительства или его заместители не выполняют в срок поставленные задачи. Перед тем как документ окажется у Гасанова, его должны проверять профильные управления и отделы Администрации. По существующим правилам, не только вице-премьеры, но и сам премьер не могут напрямую обратиться устно или письменно к соответствующему коллеге из отдела Администрации. Поэтому утверждение документов в республике превращается для работников правительства в очереди у кабинетов.

Подтверждением данной информации может служить то, что с подачи Администрации Сергей Меликов ранее утвердил структуру, в которой четко разграничил людей своей Администрации и работников правительства. Возможно, что уход Амирханова был связан, в том числе с тем, что команда Меликова и Гасанова отказалась упрощать процедуру документооборота и принятия оперативных решений.

Но в итоге проигрывает Дагестан, так как республика уже потеряла два года:

2020 год — падение экономики из-за пандемии, отъезд строителей в Азербайджан, поэтому Дагестан не смог освоить федеральные средства на строительство школ и детских садов, команда Владимира Васильева, Владимира Иванова и Артема Здунова находилась «на чемоданах» и не работала на развитие Дагестана;

2021 год — формирование новой команды Сергея Меликова, приостановка операций с земельными участками и прочее.

Времени на раскачку нет

Все это в комплексе говорит о том, что в республике серьезный кризис. Республика потеряла уже несколько лет. Сергею Меликову необходимо в срочном порядке определиться с командой, но у него нет уже времении на ошибки и на проверки. Так как любое сомнительное или токсичное кадровое назначение поведет к тому, что раскол в обществе станет еще больше, соответственно, доверие к власти снизится и на преодоление проблем, связанных с кризисом недоверия, уйдет много времени и ресурсов.

Уже прошли те времена, когда отдельные политические фигуры-князья определяли политику и могли дать гарантии политической лояльности определенного круга лиц. В век современных информационных технологий люди стали более самостоятельными в своих политических предпочтениях (о том, как это работает, читайте в материале…). О том свидетельствуют соцсети и реакция людей на последний законопроект. Несмотря на то, что парламент, куда собрались из каждого района практически все тяжеловесы, выразил свою поддержку, люди высказали противоположную позицию, и с этим сигналом власть не может не считаться.

Как видим на примере этих историй, для преодоления недоверия необходимо тратить значительные ресурсы, которые должны были быть направлены на созидание, на развитие экономики, на реализацию федеральных крупных программ и прочее. А вместо этого идут споры о законах, которые должны были быть разъяснены общественности задолго, а не за день до голосования. Один из депутатов сказал: «Мы проигрываем информационную войну». Мы не понимаем, о какой войне речь и кто с кем воюет, но из-за отсутствия внятной и эффективной кадровой политики и информационно-разъяснительной работы проигрывает вся республика.

*Не путать с личной преданностью — умением подхалимничать.

** Махар — религиозный обряд, узаконивающий семейный союз, договор бракосочетания. В народе говорят «поставить махар» или «прочитать никах».

 

Знаете больше? Сообщите редакции!
Телефон +7(8722)67-03-47
Адрес г. Махачкала, ул. Батырмурзаева, 64
Почта [email protected]
Или пишите в WhatsApp +7(964)051-62-51
Мы в соц. сетях:
Смотрите также