Кто подложил Сергею Меликову социально безответственный закон о жилой застройке?

29.11.2020 16:03

В Дагестане намечается грандиозное коммерческое строительство жилья. К такому выводу можно прийти при анализе принятого на прошедшей сессии сразу в двух чтениях законопроекта врио главы Дагестана Сергея Меликова. 

Проект предлагает дополнить критерии инвестиционного проекта под который могут выделить земельный участок без торгов. Такой механизм привлечения инвестора установлен в Законе РД «Об установлении критериев, которым должны соответствовать объекты социально-культурного и коммунально-бытового назначения, масштабные инвестиционные проекты, для размещения (реализации) которых земельные участки предоставляются в аренду юридическим лицам без проведения торгов». 

В рамках этого акта совет по инвестициям при главе Дагестана рассматривает заявки инвесторов на землю и принимает решение поддержать проект. После этого распоряжением главы РД выделяется земельный участок республиканской собственности либо указывается муниципалитетам на необходимость предоставления из местного фонда. 

Наиболее известный случай применения данного Закона является выделение земельного участка в махачкалинском парке татарстанской компании под строительство колеса обозрения высотой 50 метров. 

Обычно инвестиционный проект предполагает работу в сфере бизнеса. Однако, законопроект Сергея Меликова снимает запрет на строительство жилья:  

«в пункте 5 части 2 слова «(за исключением строительства жилых зданий)» исключить

При этом  в  Закон вносятся критерии жилищного инвестиционного проекта: 

застройка по одному проекту должна быть «не менее 120 тысяч квадратных метров многоквартирных домов, жилая площадь которых составляет не менее 100 тысяч квадратных метров.»;

если на данной территории население не обеспечено детскими садами, школами и другими социальными объектами, то застройщика-инвестора должны обязать обеспечить строительство данных объектов, при этом такое обеспечение возможно путём включения нежилых площадей внутри жилых домов; 

землю предоставят при условии если в проекте «не менее 20 процентов собственных средств инвестора от общей стоимости проекта». 

Проект закона шёл 23-м в списке вопросов на сессии дагестанского парламента и представлен был министром имущественных отношений Агарагимом Кагиргаджиевичем. У депутатов дагестанского парламента не было ни одного вопроса и выступления, законопроект набрал 71 голосов "за" и 0 "против". 

Хотя городское строительство одна из самых болезненных тем в Дагестане. Достаточно вспомнить, как в Каспийске горожане вышли на акцию и выгнали строителей апарт-отеля у моря. 

Фактически речь идёт о том, что крупный застройщик жилья теперь не будет договариваться с населением и местными властями, а сразу пойдёт в Правительство или к главе Дагестана. 

Авторы законопроекта не стесняясь прямо указали в пояснительной записке на интерес главы республики:

«достижения объемов ввода жилья, входит в программы целевых моделей и служит одним из показателей рейтинга Главы региона.»

Чиновники из Минимущества РД, готовившие проект, не особо считаются с населением, поэтому сняв ограничение на использование инвестиционного механизма в области жилищной застройки, в критерии строительства заложили размеры стройки, но не предусмотрели учёт интересов местного населения, наличие коммунальных сетей и т.п..

В пояснительной записке идет ссылка на пример таких законов в других региона, «в частности, Московской, Белгородской, Брянской, Орловской, Курской, Ростовской, Курганской областей, Чувашской, Чеченской республик и другие.»

Однако, чиновники умолчали о том, что в указанных субъектах на инвестора возлагают подробные социальные обязательсва. 

Закон Орловской области:

«… инвестиционный проект предусматривает строительство многоквартирного дома (многоквартирных домов), а также обязанность арендатора земельного участка за право заключения договора аренды земельного участка без проведения торгов передать не менее десяти процентов общей площади жилых помещений в указанном многоквартирном доме…».

Закон Курганской области предусматривает не просто размер доли, но и цели использования переданного жилья (для детей-сирот, представления в случае ЧС):

«Размер общей площади жилых помещений, безвозмездная передача которых предусмотрена настоящим пунктом, должен составлять не менее 10 процентовобщей площади жилых помещений в многоквартирных домах (многоквартирном доме), строительство которых (которого) предусмотрено инвестиционным проектом.»

Закон Белгородской области накладывает на инвестора обязанность по доступной цене жилья, что в последующем даст возможность муниципалитетам выкупать за бюджетный счёт для социальных целей:

«реализация не менее 50 процентов которых осуществляется по цене, не превышающей показатель средней рыночной стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения по Белгородской области».

Закон Ростовской области также установил минимальные критерии строительства 100 тыс. кв.м. жилья на 120 тыс. кв.м. земли, но в законе подробно расписаны социальные обязательства инвестора, в том числе на территории столицы региона. 

 

Фактически, дагестанские чиновники подложили Сергею Меликову социально безответственный законопроект. 

Если взять в среднем норму обеспечения 18 м2, то 100 000 мэто примерно 5 500 жильцов. Половина такого города как Южно-Сухокумск. 

Если на одном этаже примерно 500 м, то это около 20 подъездов по 10 этажей. 

100 000 м2 : 500 м: 10 этажей = 20 подъездов 

 

12 га это очень большой земельный участок. Для примера это территория правительственного комплекса, площади, и парка в центре Махачкалы.  

Где могут быть такие свободны земельные участки? Например выделенный земельный участок напротив махачкалинского ипподрома площадью 11 га.

Ранее "НД" обратило внимание на баннер с проектом застройки самого ипподрома, где помимо запроектированного ледового дворца есть супермаркет и жилые дома. Эту рекламу разместили прямо на главной площади Махачкалы.

Безусловно качественное жилье предполагает наличие крупных строительных компаний с большим собственным капиталом. Поэтому выгодны большие проекты жилищного строительства. И чем больше социальных обязательств, тем больше должны быть проекты застройки.  

Однако, учитывая ценность земли в Дагестане, плотность застройки, социальные запросы и конфликты из-за жилья подобные законопроекты об инвестициях рискованно принимать сразу в двух чтениях без широкого публичного обсуждения. 

 

Материал подготовлен в рамках проекта "Институт города"

Знаете больше? Сообщите редакции!
Телефон +7(8722)67-03-47
Адрес г. Махачкала, ул. Батырмурзаева, 64
Почта [email protected]
Или пишите в WhatsApp +7(964)051-62-51
Мы в соц. сетях: