Местное самоуправление «по факту ликвидировано» и «в любом случае сохранится»

27.12.2021 00:06

Протаскивание этого очень важного для нашей республики законопроекта идет практически в секретном режиме. Вслед за законом о сокращении полномочий глав субъектов реализация этого законопроекта не только усилит вертикаль власти, но и лишит жителей последнего звена — посредника между народом и большой властью. Этот уровень власти — практически единственный доступный и подконтрольный рядовым гражданам, но, судя по всему, в ближайшее время народ лишат и этого. А это и рабочие места. ГосСМИ обычно не рассказывают людям о таких инициативах, а наши чиновники традиционно не комментируют. «НД» попросило экспертов дать оценку законопроекту о ликвидации администраций в селах. К чему приведет такая система, в том числе для Дагестана?

 Наталья Зубаревич — профессор кафедры экономической и социальной географии географического факультета МГУ:

«Местное самоуправление по факту ликвидировано. Детали не имеют значения. Всего доброго».

 

Ирина Стародубровская — кандидат экономических наук, руководитель научного направления «Политическая экономия и региональное развитие», Институт экономической политики им. Е. Т. Гайдара, ведущий научный сотрудник Центра региональных исследований и урбанистики, РАНХиГС.

 

 

— Авторы предлагают ликвидировать сельские администрации, передав все полномочия, бюджеты, счета и аппарат только городам и районам. Как это поможет решить проблемы управления большой страны?

— Я думаю, что у инициативы, о которой мы говорим, два основных корня. Один — в современных политических тенденциях, направленных на унитаризацию, централизацию, построение вертикали сверху донизу. Самостоятельное местное самоуправление в такой системе совершенно лишнее. 

Однако, кроме того, сама реформа середины 2000-х годов, создавшая двухуровневое местное самоуправление, которое сейчас пытаются ликвидировать, заложила бомбу замедленного действия. Низовой — поселенческий — уровень был тогда механически распространен на всю территорию страны, вне зависимости от того, сложились ли для этого условия. Ведь не секрет, что есть места, откуда идет отток населения, и ресурсов для местного самоуправления просто нет. А есть активные местные сообщества, где самоорганизация действительно является ресурсом развития. 

Мы предлагали тогда оставить многообразие моделей местного самоуправления, но приоритет получила идея унификации. Теперь пожинаем плоды — то, что искусственно созданные поселения не справляются со своими функциями, стало аргументом в пользу ликвидации низового самоуправления в целом.

— Дагестан на третьем месте по количеству муниципалитетов — более 750, после Татарстана и Башкирии. Хасавюртовский район в Дагестане самый крупный в России район по числу муниципалитетов. Улучшит новая система жизнь сельчан в таких регионах, как Дагестан?

— Что касается Дагестана, то здесь поселенческий уровень местного самоуправления отнюдь не является искусственным. Он отражает действительное многообразие местных сообществ, в том числе языковое и культурное. 

Во многих из них существует реальная самоорганизация, реализуются разнообразные локальные инициативы, направленные на развитие и повышение качества жизни. 

В такой ситуации ликвидация поселенческого уровня является абсурдом. Какое самоуправление возможно на уровне района, где поселения нередко обособлены просто благодаря рельефу, а разные местные сообщества могут быть в конфликте друг с другом? Надеяться на серьезную финансовую экономию в подобных условиях также нет оснований — все равно останутся проблемы, которые нужно решать в каждом поселении. 

Собственно, в проекте закона предусмотрены территориальные органы на поселенческом уровне — ясно, что это плюс-минус те же самые местные администрации, только подчиненные району. А вот власть окажется еще сильнее оторвана от людей — все же главы поселений действительно во многих случаях «из народа», подотчетны и подконтрольны местному сообществу. В отличие от глав районов.

На практике местное самоуправление в любом случае сохранится на уровне отдельных сообществ, но будет осуществляться неформально, на основе традиционного регулирования. Если же районы будут пытаться «тянуть одеяло на себя», вполне может возрасти конфликтность, что негативно скажется на экономических и социальных перспективах территории.

— Не приведет ли ликвидация сельских администраций к увеличению количества городов за счет больших сел, стремящихся к самостоятельности?

— Ситуация в большинстве городских округов вряд ли существенно изменится. Если только в них тоже был аналог двухуровневой системы. И я не вижу оснований считать, что крупные села могут получить статус городского округа. Территориальная организация местного самоуправления определяется законодательством субъекта Федерации, а региональным властям обычно удобнее опираться наглав районов — города бывают более «непослушными».

Есть надежда, что новый — обнадеживающий парламент инициирует на ближайшей сессии обсуждение данного законопроекта

Знаете больше? Сообщите редакции!
Телефон +7(8722)67-03-47
Адрес г. Махачкала, ул. Батырмурзаева, 64
Почта n-delo@mail.ru
Или пишите в WhatsApp +7(964)051-62-51
Мы в соц. сетях:
Смотрите также

COVID-19: 2 скончались, 298 выявлено, 3344 активных больных

ДАННЫЕ СТОПКОРОНАВИРУС.РФ

22.01.2022 12:25

Республика передала Махачкале «Общежитие №1»

распоряжение врио премьер-министра

22.01.2022 00:58

Дагестан уже потерял два года

Правительство без махара*

22.01.2022 00:13