О единстве Северного Кавказа

07.03.2022 00:05

«Собрать стадо из баранов легко, трудно собрать стадо из кошек»

Сергей Капица

На вопросы отвечают эксперты клуба "Развитие регионов: стратегия - 2050":

Сергей Владимирович Дохолян — д.э.н., профессор, главный научный сотрудник Института социально-экономических исследований ДФИЦ РАН, Председатель Кавказского политико-экономического клуба «Развитие регионов: Стратегия – 2050»

Эдуард Каирханович Уразаев — политолог, политический обозреватель, министр по национальной политике, информации и внешним связям Республики Дагестан(2006-2008 гг.)

Михаил Михайлович Чернышов — к.э.н., ведущий научный сотрудник, заведующий Лабораторией проблем пространственного развития Института проблем рынка РАН

  1. В стратегии пространственного развития РФ на период до 2025 года страна разделена на 12 макрорегионов. Насколько Северный Кавказ является единым и сбалансированным макрорегионом?

Дохолян С.В.: Думаю, что с экономической точки зрения, отсутствует какое-либо объединяющее начало для регионов СКФО. О сбалансированности вообще не может быть и речи. Регионы по своему потенциалу и его фактической реализации совершенно отличны и каждый имеет свой путь развития (деградации). Есть некоторые отдельные товаропотоки, но не более того.

 

К сожалению, ни созданное постпредство СКФО, ни Министерство по делам Северного Кавказа, ни Корпорация развития Северного Кавказа, ни АО Курорты Северного Кавказа  (образованные специально для оказания субъектам макрорегиона помощи в своем развитии), не смогли оказать за прошедшие десятилетия какое-то существенное влияние на социально-экономической развитие этого макрорегиона. К сожалению, всем этим структурам так и не удалось до сих пор решить задачу стимулирования экономического развития регионов Северного Кавказа и привлечь каких-либо крупных инвесторов к реализации производственных и инфраструктурных проектов на территории округа. В настоящее время, когда «коронавирусные» ограничения сменили «военные санкции», отсутствует какая-либо надежда, что произойдут существенные изменения экономической реальности и «дело сдвинется с мертвой точки».

 

Уразаев Э.К.: Трудно говорить о сбалансированности в условиях дотационности бюджетов всех субъектов СКФО, при том, что для Ингушетии, Чечни и Дагестана объёмы финансовой помощи из федерального бюджета находятся в пределах 72-87%. То есть невозможно рассматривать СКФО как макрорегион, который сам себя способен обеспечить по большинству товаров на потребительском рынке и имеющего достаточные источники самообеспечения и развития. 

 

В плане экономического единства не наблюдается какая-либо производственная кооперация между регионами округа в виде совместных предприятий и создания филиалов.

 

Вместе с тем, между регионами СКФО налажен интенсивный товарообмен в сфере малого и среднего бизнеса, который сформировался благодаря действию принципов рыночной экономики и транспортной близости. Роль региональных госорганов при этом минимальна и дело ограничивается организацией редких встречных выставок-ярмарок.

 

Конкуренция между предприятиями и регионами некоторая есть в сферах торговли и услуг, но она касается только продукции сельского хозяйства и пищевых продуктов. В последние годы развивается конкуренция и в сфере туризма.

 

Как объект управления СКФО является совокупностью 1 края и 6 республик, рассматриваемых как аграрно-промышленные регионы с развивающимся туристко-рекреационным комплексом, которые преимущественно развиваются в рамках отраслевых федеральных программ и национальных проектов. Опыт работы Минкавказа РФ признан неудачным, правительственная комиссия по социально-экономическому развитию СКФО в качестве интегратора и координатора играет незначительную рамочную роль.

 

В социокультурной жизни единство СКФО держится на общей истории, единстве религий и традиций, любимых видов спорта. И это проявляется в виде межрегиональных собраний религиозных деятелей, театральных и фольклорных фестивалях, спортивных турнирах. Но в основном социокультурная жизнь регионов СКФО развивается автономно.

 

Таким образом, единство и сбалансированность СКФО весьма условны. Но как объект управления экономико-географической территорией, сходными социокультурными особенностями и условной политической единицей он за 12 лет стал привычным и служащим дополнительным каналом взаимодействия друг с другом и с федеральными структурами.

 

Чернышов М.М.: В сентябре 2010 года российское правительство утвердило первую стратегию развития СКФО до 2025 года. В публичном пространстве с ней связывались большие ожидания. Провозглашалось, что в ближайшие 15 лет СКФО станет «ведущим центром лечебно-оздоровительного и горнолыжного туризма в России и СНГ, крупным поставщиком экологически чистых продуктов питания, развитым транспортным узлом, привлекательной территорией для постоянного проживания».

 

Прошло 12 лет, можно сделать некоторые выводы. Горнолыжного бума не случилось (проект «Матлас» так и остался на уровне первого камня). Туристов стало больше, но число санаториев заметно не возросло. Обещали создать более 400 тыс. рабочих мест и снизить безработицу до 5%, в Дагестане в 2020 году безработица — 15,7%. Обещали сократить долю населения с денежными доходами ниже прожиточного минимума до 9,2%, в Дагестане в 2020 году — 14,8 %. Обещали обеспечить среднегодовые темпы роста экономики 8-10%, в Дагестане в 2017 году – 3,2%, 2018 году – 1%, 2019 году — 0,9% роста валового регионального продукта (ВРП). С 2010 по 2020 год среднедушевые денежные доходы населения в Дагестане выросли на 76,4%, а стоимость минимального набора потребительских товаров и услуг – на 76,6%, то есть за прошедшее десятилетие мы стали жить даже чуть беднее. Можно вспомнить и про обещанные инфраструктурные проекты, например, строительство железнодорожной линии (224 км) «Буденновск — Нефтекумск – Кизляр» (зримо не наблюдаются). Хотя автомобильные дороги стали лучше.

 

В 2014 году приняли госпрограмму «Развитие Северо-Кавказского федерального округа» (ее финансовые параметры в период рассмотрения сократились на порядок), в конце прошлого года ее продлили до 2030 года. Обещают выделить 169 млрд рублей, создать 28 тыс. рабочих мест и обеспечить рост среднего дохода населения почти на 40% (к 2030 году). Через 8 лет сможем проверить результативность госпрограммы.

 

В целом СКФО не стал макрорегионом с высокой динамикой роста экономики. Хороших перспектив пока не наблюдается: вложения в социальную инфраструктуру и горнолыжные курорты не решают проблем стагнации экономики, роста безработицы и обнищания населения. Северо-Кавказский макрорегион – достаточно сбалансирован (по нашим расчетам, он находится на 3 месте в РФ из 12), но это скорее «баланс в бедности».

 

Знаете больше? Сообщите редакции!
Телефон +7(8722)67-03-47
Адрес г. Махачкала, ул. Батырмурзаева, 64
Почта [email protected]
Или пишите в WhatsApp +7(964)051-62-51
Мы в соц. сетях: