Президент установил порядок приватизации Махачкалинского порта

20.03.2024 00:30

19 марта президент России подписал указ «Об акционерном обществе "СЕВЕР - ЮГ"». Фактически документ дал страт приватизации Махачкалинского морского порта.

 

Об инициаторе.

 

Официальные инициаторы приватизации обозначены в пункте 1 указа:

«1. Принять предложение Правительства Российской Федерации и Главы Республики Дагестан…»

 

Дагестан не имеет доли в Акционерном обществе. Зачем нужно было обращение главы региона? Эксперты утверждают, что данный ход был сделан чтобы обойти обычные процедуры банкротства и выйти на президента, на основании указа которого Правительство отдаёт порт.

 

Позиция глав региона по поводу приватизации изменилась в зависимости от личности. Например, в июле 2015 года, после того как было объвлено, что ФГУП будут преобразовыван в АО, директор порта Ахмед Гаджиев рассказал:

 «В конце 2013 года Глава Дагестана Рамазан Абдулатипов обратился к председателю РФ Дмитрию Медведеву с просьбой перенести сроки приватизациидо решения вышеуказанных проблем. В настоящее время завершаются мероприятия по оформлению имущественного комплекса порта, и ведется работа по приведению активов баланса порта к  положительным значениям с целью преобразования в акционерное общество»

 

В декабре 2019 года Интерфакс опубликовал интервью с генеральным директором порта Мурадом Хидировым:

«В прогнозный план приватизации Махачкалинский порт включался с 2002 года, и никто не мог концы с концами свести по этому предприятию. Но нам удалось в 2016 году сначала его преобразовать из ФГУПа в АО, на сегодняшний день 100% акций принадлежит государству, в этом году было принято решение о продаже пакета акций, но не успели его продать. Сейчас перенесли в прогнозный план по продаже пакета акций, всех 100%, на 2020-22 годы.»

 

В сентябре 2022 года на Восточном экономическом форуме глава Дагестана Сергей Меликов заявил:

«Поэтому одним из инвестиционных проектов мы рассматриваем развитие Махачкалинского морского торгового порта. Сейчас решается вопрос о включении его в план приватизации и передаче частным инвесторам, которые способны вложить крупные средства в развитие порта, что нам позволит использовать его как раз для развития транспортно-логистического коридора».

 

Это совпадает с целью обозначенной в указе президента:

«В целях развития транспортной инфраструктуры в Российской Федерации»

 

Стратегический инвестор

 

Большой абзац пакта 1 указа содержит упоминание ключевого игрока – стратегического инвестора. В сми неоднократно указывалось, что за приватизацией порта стоит Сулейман Керимов. 

 

В сентябре 2016 года Forbes вспоминал интересны сюжет этой истории.

 

«Махачкалинский морской торговый порт» (ММТП) в 2008-2009 годах заключил со Сбербанком два договора на открытие кредитных линий: на 300 млн рублей и 250 млн рублей соответственно. В 2010 году Сбербанк подал в Кировский районный суд Махачкалы на порт, чтобы взыскать проценты и неустойку по кредитам.

Однако затем банк решил продать эти долги. Arolia Holdings, аффилированная с принадлежащей Сулейману Керимову «Нафта Москва», выкупила долги ММТП перед Сбербанком с 50%-ным дисконтом в 2013 году и продолжила за них судиться. Районный суд Махачкалы в 2014 году определил размер долгов с учетом процентов и неустоек в 1,1 млрд рублей. Махачкалинский порт перечислил Arolia 487 млн рублей, однако эта сумма была принята к зачету погашения не тела долга, а начисленных процентов и неустойки, что создало ситуацию, в которой задолженность порта продолжала расти.
По состоянию на июнь 2016 года общая задолженность порта перед Arolia составила 1,79 млрд рублей. Она включает в себя кредиты на 550 млн рублей, проценты на 273 млн рублей и неустойку на 962 млн рублей, рассказали Forbes два источника — один из них в порту, другой – близкий к Arolia Holdings. Вычитая из этой суммы 487 млн рублей, которые порт вернул, Arolia считает суммой оставшегося долга 1,3 млрд рублей.

 

Юристы могут удивиться. Почему хозяйствующие субъекты спорили в районном суде. В картотеке дел Кировского районного суда есть решение 2014 года,  из которого следует, что одним из ответчиков было физическое лицо - Абусупьян Хархаров. 

 

В решении указывалось, что долги обращались на портовые краны, а также теплоходы «Дагестан» и «Али Алиев». 

 

Сейчас у порта Махачкалинского торгового порта нет указанного выше долга. Но схема его погашения «НД» не известна. 

 

Важно отметить, что по указу президента «стратегический инвестор» должен быть определён Правительством Российской Федерации. Сулейман Керимов это физическое лицо, сенатор, поэтому не может напрямую быть инвестором. Было бы логично предположить, что стратегическим инвестором» станет АО «Аэропорт Махачкала», история акционерного капитал которого имеет отношение к Сулейману Керимову. 

 

Однако Правительство Росси может передумать и назвать стратегическим партнёром даже не связанную с Сулейманом Керимовым компанию. 

 

Тут нелишним будет вспомнить, что в октябре 2023 года Правительство назначилооператором коридора «Север-Юг» банк ВТБ. Позже председатель правления Банка Андрей Костин заявил 

«Мы никогда не говорили, что мы будем вкладывать в сам проект. Мы взяли на себя расходы, связанные с самим проектом, я имею ввиду проект сделать… Это будет нам стоить порядка 4-5 млрд рублей. То, что мы заплатим за то, что будет сделан обоснованный, рассчитанный, с моделями финансовыми сам проект. Вот это мы берем на себя» 
 

Схема приватизации

 

Схема приватизации предполагает не продажу, а создание союза с крупным капиталом. Для этого президент разрешил Правительству создать новое акционерной общество "СЕВЕР - ЮГ".

Соответственно в ближайшее время должно быть распоряжение кабинета министров о создании такого общества.

 

Капитал АО будет состоять из двух частей:

51% акций – денежные средства стратегического инвестора

49% акций – 100% акций АО «Махачкалинский морской торговый порт» ценой 1,25 млрд рублей. 

 

Не трудно подсчитать, что стратегический инвестор должен предоставить в учредительный капитал более 1,3 млрд рублей.

 

Таким образом первоначальный капитал АО «СЕВЕР-ЮГ» будет более 5,55 млрд рублей. 

 

При этом стратегический инвестор обязан будет не позднее 5 лет выкупить у Правительства все 49% акций и стать полным собственником АО «СЕВЕР-ЮГ», которому будет принадлежать 100% акций ММТП. 

 

Особые условия

 

Согласно указу Правительство должно в 4-месячный срок обеспечить заключение между Российской Федерацией и стратегическим инвестором акционерного соглашения, предусматривающего запрет на отчуждение акций акционерного общества "Махачкалинский морской торговый порт" иностранным лицам, а также юридическим лицам, прямо или косвенно находящимся под контролем иностранных лиц.

 

Также Правительству дано указание включить в договора аренды федерального имущества условия о расторжении таких договоров при снижении мощности (пропускной способности) терминалов названного акционерного общества, необходимых для перевалки грузов в морском порту Махачкала, ниже 9 млн. тонн в год по истечении четырех лет шести месяцев с даты заключения акционерного соглашения, за исключением случаев снижения мощности (пропускной способности) не по вине этого акционерного общества и (или) по причинам, от него не зависящим.

 

Заявление главы Дагестана.

 

20 марта в тг-канале «Сергей Меликов» был опубликован пост «Долгожданный для нас указ подписал вчера президент России Владимир Владимирович Путин – о создании акционерного общества «Север – Юг», которому будут переданы акции Махачкалинского морского торгового порта.

 

Спасибо Владимиру Владимировичу за поддержку моего предложения и помощь Дагестану в этом важном для нас вопросе, к которому мы шли несколько лет. С учётом того, что наш порт входит в международный транспортный коридор «Север-Юг», связывая Юг России с государствами Средней Азии, Закавказья, Ираном, Индией, его развитие сегодня важно не только для Дагестана, оно приобретает общегосударственное стратегическое значение.  

 

К сожалению, на протяжении многих лет порт переживал не самые лучшие времена, его передавали в управление из рук в руки, он не функционировал на полную мощность и не развивался. Как я уже говорил, сейчас мы заинтересованы в работе с надёжным инвестором, который раскроет огромный потенциал единственного незамерзающего порта России.

 

Отвечу на самый главный вопрос – что же изменится после приватизации порта?

 

Уже разработана дорожная карта развития порта на ближайшие годы. 

 

Как только мы определимся со стратегическим инвестором, планируем: 

 

строительство нового зернового терминала объемом единовременного хранения 100 тыс. тонн и годовой мощностью перевалки 1,5 млн тонн, то есть действующая мощность увеличится практически в 7 раз;

 

техническую модернизацию и перевооружение портового оборудования;

 

открытие современного контейнерного терминала в рамках развития транспортного коридора «Север-Юг»; 

 

завершение строительства морского пункта пропуска «Махачкала» для ускоренного прохождения таможенных и иных контрольных процедур;

 

реконструкцию действующих причалов;

 

завершение строительства железнодорожного сортировочного парка с возможностью единовременной обработки до 100 вагонов в сутки;

 

строительство 4-х полосной отдельной подъездной автодороги к порту протяжённостью 6,7 км;

 

строительство сухого порта с накопительной площадкой для большегрузных автомобилей, открытыми и закрытыми складами, в том числе температурного хранения.

 

Благодаря всему этому мы УТРОИМ экономические показатели предприятия, увеличим налоговые поступления в бюджет, создадим новые рабочие места. Говоря простыми словами, порт наконец-то начнёт работать на Дагестан и Россию.»

 

В Махачкалинском торговом порту отремонтируют 7 причалов

работа без остановки
18.02.2023 13:10

К Махачкалинскому порту построят новую дорогу

Дополнительная автодорога к Махачкалинскому порту на Каспийском море будет запущена ...
09.12.2017 12:05
Знаете больше? Сообщите редакции!
Телефон +7(8722)67-03-47
Адрес г. Махачкала, ул. Батырмурзаева, 64
Почта [email protected]
Или пишите в WhatsApp +7(964)051-62-51
Мы в соц. сетях:
Смотрите также

Беларусь и Дагестан соединили воздушным коридором

первый рейс Минск-Махачкала-Минск

27.04.2024 11:59

Юсуфа Юсуфова вернули в Минсельхозпрод Дагестана

распоряжение премьера

27.04.2024 10:00

Водного оператора не напугало уголовное дело энергетиков

повторение ошибки на миллиарды рублей

27.04.2024 01:35