У нас все пространства открытые

09.10.2023 11:38

Истина есть, дорогой мой! 

Но «учения», которого ты жаждешь, абсолютного, дарующего совершенную и единственную мудрость, — такого учения нет. 

Да и стремиться надо тебе, друг мой, вовсе не к какому-то совершенному учению, а к совершенствованию себя самого. 

Герман Гессе «Игра в бисер» 

 

 

В январе прошлого года «НД» публиковало интервью с основателем одной из успешных школы на постсоветском пространстве Арамом Пахчиняном. За короткий срок в сфере образования у Дагестана появились новые проблемы и достижения, которые потребовали обратиться для сравнения к соседям. В середине сентября, «НД» получило возможность посетить школу «Айб» в столице Армении и поговорить с ее основателем.

 

Кампус школы

 

За воротами с табличкой, предупреждающей о штрафе в 50 тыс. армянских драм за курение, вдоль зеленого стриженого газона мимо современных цветных строений школы прогуливались дети. Охранник не знал, что «шеф» еще преподает, и пустил на территорию только после звонка о том, что приехал «Кадыров», убедившись, что сам Арам вышел встречать гостя из Дагестана.

 

— Давай я расскажу немного о школе, — предложил основатель заведения, в которое вложили миллионы долларов, придя на встречу с рюкзаком, в джинсах и простой рубашке. 

Пахчинян уже не вице-президент международной компании ABBYY, известной своими программными продуктами, и даже не директор школы. Он преподает в старших классах навыки мышления и назначил встречу во время своего двухчасового перерыва между уроками.

— Тут три корпуса. Два соединены вместе, но они отличаются архитектурой, т.к. изначально вон то здание с косой стеной стояло в виде советского недостроя, — Арам показал на небольшое серое здание с аркбутанами. — Мы решили его не разрушать, а достраивать. С одной стороны это было правильное решение, все-таки это красивая архитектура, но с другой стороны, это было очень дорого.

Так начал рассказ о невольной преемственности в образовании выпускник советской, точнее, Ереванской физико-математической школы.

— А вот там третий корпус, он был запущен в 2017 году.

Мы прошли мимо подстриженной зеленой лужайки и вошли в школу рядом с «советским» корпусом. Здание явно отличается от традиционной армянской архитектуры из местного камня с элементами, подчеркивающими связь с византийской и римской культурами. В основном это современные легкие материалы серого, зеленого и оранжевого цветов. Вся школа оснащена солнечными панелями для получения электричества. 

 

 

Про деньги

 

В здании школы мы свернули налево и пошли между потоком детей, которые ели какие-то бутерброды или общались парами, по непривычному школьному коридору — пространству, напоминающему места работы «айтишников» в крутых офисах известных мировых компаний. 

— В школе примерно 120 учителей и 40 административных работников. Для учеников 10-х и 11-х классов, куда принимаются дети не только из нашей школы, образование бесплатное. В школе с 1-го по 9-й класс образование платное, так как для детей в начальной и средней школе довольно сложно придумать справедливый механизм отбора самых талантливых. Мы предпринимаем усилия для того, чтобы снизить планку платы для семей хотя бы до 7-го класса. Но это сложно, мы каждый год собираем полмиллиона долларов для образования детей из небогатых слоев общества.

 

 

Про принципы

 

Остановились в салатовой зоне напротив стойки администрации и стены, на которой на больших стикерах со смешными персонажами на армянском и английском языках написаны восемь принципов учеников школы «Айб»: знающий, создающий, инициативный, сбалансированный, чуткий, открытый, осторожный, заботливый.

— Это, по сути, четыре добродетели, о которых говорил Платон, но мы их расширили до восьми качеств, поставив их парами. Бессмысленно учиться если не создаешь, так как невозможно создавать, если ты не учился. Можно быть открытым, но если ты не являешься чутким, то твоя открытость может навредить окружающим. И наоборот, закрытость может превратить твою бдительность в страх. Можно быть инициативным, но если у тебя нет внутреннего баланса, то инициатива превращается просто в разнос энергии. И каждое событие, поступок и мероприятие в школе мы соотносим со всем этим. 

Это было сделано потому, что мы в первую очередь помогаем детям стать развитыми, сбалансированными людьми, способными жить в соответствии со своими ценностями. Мы считаем, что если ребенок таким стал, то он будет хорошо учиться и не нужно его «подтягивать». Вся академическая деятельность является следствием, а не самоцелью.

Арам повел дальше по коридору мимо емкостей для раздельного сбора мусора и подвел к стене с 11 небольшими прозрачными табличками, по два имени на каждой, а также висящими отдельно на стенде с черной бахромой двумя белыми кисточками с четырехугольных шляп выпускников школы. 

— Двое выпускников получают такие специальные белые кисточки, все остальные носят оранжевые. Это те мальчики и девочки, кого выбрала школа в качестве выпускников школы. И мы выбираем их на основе тех самых основных качеств ученика школы «Айб». Кисточки прикрепляют выпускникам номинанты прошлого года. Они передают эту эстафету год от года, выступая с посланиями следующем поколению. И я должен сказать, что знаю их всех, они мои друзья и замечательные люди. Я горжусь, что был их учителем.

 

 

Про открытые пространства

 

Следующим по коридору был большой зал, освещенный окнами во всю стену до пола, заполненный небольшими белыми пластиковыми столами и салатовыми и оранжевыми стульями. Дети разных возрастов сидели за столами или прохаживались, поедая свои небольшие бутерброды, запивая их компотом, которые они брали без всяких очередей с прозрачной витрины справа от прохода. За буфетом была видна вся кухня, на которой вместе с взрослыми трудились дети в передниках и специальных головных уборах. 

— У нас все пространства очень открытые. Это одна из фундаментальных ценностей школы, — так объяснил Арам Пахчинян хаотичное движение детей, которые почему-то не опускали голову почтительно перед основателем школы и продолжали свои разговоры. — Мы открыто общаемся с детьми. У нас не принято прятать проблемы, мы их обсуждаем. На кухне все видят, как готовится еда. 

В этот момент кучерявый мальчишка подошел к стойке раздачи, взял из стопки армянский тонкий прямоугольный лаваш, сложил и, укусив его с аппетитом, попросил девушку за плитой еще какую-нибудь вкусность для растущего одаренного организма. 

 

— Сейчас у них завтрак, — на часах 10:15 по местному времени (9:15 по Москве). — В школе они едят три раза: завтрак, обед и полдник. — Это наша трапезная и в то же время место, где мы собираемся.

Мы подошли к одному из столбов, на котором на прозрачной пластине были написаны более 20 имен.

— Около каждого помещения написаны имена людей, благодаря которым оно построено. В этом случае здесь большой список, то есть это изначально стало местом сбора для всех. 

 

Единственное сооружение, отделяющее столовую от прохода и кухни, — большая никелированная труба, спускающаяся плавно с потолка вдоль прохода и выходящая удобным отверстием, так же как в замысловатых лабиринтах на детских игровых площадках. У выхода уложено смягчающее приземление покрытие. 

— Вот эта труба, по которой дети регулярно спускаются вниз, — пояснил Арам, — позволяет регулировать потоки. И одним из основных назначений ее является быстрая эвакуация. Но у этого есть еще одна практическая сторона. Мы думали когда-то, что если это все открытые пространства, то должна быть организация потоков: кто-то бежит на физкультуру, а другие несут еду.

За стеклянной дверью следующего помещения большой спортзал. С дюжину детей играли баскетбол, а кто-то гонял мяч на теннисном столе. 

— Спортзал на перемене всегда открыт, и каждый может прийти сюда поиграть. Единственное требование — это спортивная обувь. В этом же спортзале у нас проходят экзамены. Вообще, греческое слово школа (σχολά — досуг. — «НД») в более широком смысле означает место для получения удовольствия.

 

Пройдя мимо лифта и удобной широкой лестницы, мы завернули влево и прошли по проходу к актовому залу.

— Сегодня у нас тут гость, — пояснил Арам и повел в актовый зал. 

Мы пришли под конец встречи. Аудитория была заполнена слушателями настолько, что на широких деревянных ступенях расположенных под наклоном, как в классических греческих аудиториях, не было мест и школьники слушали, стоя в проходе. На большом экране — фотография теннисного мяча. 

— Это тренер по теннису одного из основателей школы Давида Яна.

 

На сайте школы сообщается, в том числе, про Давида Яна:

Учредитель компании ABBYY, председатель Совета директоров.

В 2001 году стал лауреатом премии правительства РФ в области науки и техники.

В 2002 году был признан «технологическим пионером» на Всемирном экономическом форуме в Давосе.

В 2011 г. получил премию «Аристос-2011» в номинации «Лидер инновационной компании».

 

Посередине сцены стоял пожилой лектор в джинсах и футболке и общался со слушателями на русском языке без акцента.

— Вот, пожалуй, и все, если есть какие-то вопросы, я готов ответить, — благодарные слушатели громко зааплодировали. — Вот эти аплодисменты принадлежат не только мне, но и моему воспитаннику, — ответил на благодарность лектор.

 

Продолжение следует.

Знаете больше? Сообщите редакции!
Телефон +7(8722)67-03-47
Адрес г. Махачкала, ул. Батырмурзаева, 64
Почта [email protected]
Или пишите в WhatsApp +7(964)051-62-51
Мы в соц. сетях:
Смотрите также