
Где в Дагестане самая большая доля расходов на содержание администраций
10.05.2023 00:17В послании к Народному Собранию Дагестана Сергей Меликов порадовал местных чиновников намерением улучшить их жизнь за счет изменения устаревших нормативов:
«Рекомендуемая предельная численность работников органов местного самоуправления рассчитывается, исходя из численности населения на начало 2013 года, т.е. полагается на статистику 10-летней давности…
Сегодня в некоторых муниципалитетах специалистам низшего звена приходиться делать надбавку к зарплате для того, чтобы довести ее до минимального размера оплаты труда. Ну разве это дело?»
25 апреля опубликовано постановление правительства Дагестана, которое было подписано 18 апреля, за день до послания: «Об утверждении нормативов формирования расходов на содержание органов местного самоуправления муниципальных районов, городских округов и городских (сельских) поселений Республики Дагестан на 2023 год». В документе предписаны максимальные доли расходования бюджетов на содержание местных чиновников.
В списках нормативов расходов на чиновников нет трех городов: Дербента, Каспийска и Махачкалы. Это связано с методикой, которая позволяет муниципалитетам уйти от надзора при повышении сборов и увеличении бюджета.
«НД» неоднократно анализировало подобные показатели прошлых годах, благодаря чему было выведено правило: при стабильной норме численности чиновников увеличение доли на содержание аппарата означает ухудшение ситуации в муниципалитетах, а при уменьшении — улучшение. Или, говоря по-простому, чем больше бюджет, тем меньше процент на содержание чиновников.
Например, самым бедным селом в 2023 году будет Салта Гунибского района, так как на содержание местной власти разрешено тратить 96,4% бюджета от всего бюджета администрации. Причем, в прошлом году этот показатель был 85,6%. Самым успешным среди нерайонных центров является посёлок Дубки Казбековского района, у которого второй год подряд норматив 13,5%.
Здесь интересна динамика. Например, за год хуже всего ситуация стала в Тляратинском сельсовете, где ранее был норматив 40,1%, а теперь на аппарат можно тратить 78,7% местного бюджета. Чемпион по улучшению — сельсовет Араканский Унцукульского района, в прошлом году 62%, а в этом 26,2% доли на содержание чиновников.
При этом среди районных бюджетов Унцукульская администрация показала самое большое бюджетное ухудшение. Если в 2022 году на нее тратили 8,6% бюджета, то теперь эта цифра увеличена до 10,2%. Лидером по снижению расходов на администрацию что демонстрирует увеличение бюджета, стал Кумторкалинский район: в прошлом году 14,6%, а на этот год 11,6%.
В Хунзахском и Цунтинском районах увеличилась доля расходов на содержание как районной так всех сельских администраций.
В Гергебельском, Ногайском и Цумадинском районах во всех сельских администрациях ухудшение бюджетной ситуации, тогда как в районном бюджете улучшение.
Улучшение одновременно в районном и сельских бюджетах показал только Рутульский район. У районной администрации и сельсовета Амсарского расходы на аппарат снижаются после 2019 год, а у 8 из 17 сел улучшение наблюдается после 21 года.
Бюджет Магарамкентского района непрерывно снижает долю расходов на аппарат после 2019 года. При этом из 22 сельских администраций постоянная положительная динамика у 7 сел.
Самым лучшим должен был стать Карабудахкенский район. В бюджете районной администрации шёл непрерывный процесс уменьшения расходов на аппарат с 2019 года, но в 2023 году произошёл незначительный рост. У 11 из 14 сел до этого года шёл постоянный рост бюджетов. У села Агачаул все последние 4 года положительная динамика.
2019 |
2020 |
разница |
2021 |
разница |
2022 |
разница |
2023 |
разница |
|
Карабудахкентский район |
10,8 |
10,1 |
-0,7 |
9,8 |
-0,3 |
8,2 |
-1,6 |
8,4 |
0,2 |
Село Аданак |
57,2 |
56,6 |
-0,6 |
53,1 |
-3,50 |
33,9 |
-19,2 |
59,3 |
25,4 |
Село Агачаул |
61,7 |
55,9 |
-5,8 |
47,5 |
-8,40 |
46,6 |
-0,9 |
25,5 |
-21,1 |
Село Г ели |
48,9 |
44,4 |
-4,5 |
40,5 |
-3,90 |
39,8 |
-0,7 |
47,7 |
7,9 |
Сельсовет «Губденский» |
32,2 |
32,1 |
-0,1 |
32,0 |
-0,10 |
31,6 |
-0,4 |
37,8 |
6,2 |
Село Гурбуки |
42,3 |
42,1 |
-0,2 |
41,6 |
-0,50 |
40,9 |
-0,7 |
45,8 |
4,9 |
Село Доргели |
37,6 |
37,2 |
-0,4 |
36,8 |
-0,40 |
36,2 |
-0,6 |
38,4 |
2,2 |
Село Зеленоморск |
61,0 |
57,1 |
-3,9 |
57,7 |
0,60 |
57,7 |
0,0 |
52,7 |
-5 |
Сельсовет «Кака-Шуринский» |
34,4 |
34,0 |
-0,4 |
33,9 |
-0,10 |
33,3 |
-0,6 |
36,3 |
3 |
Село Карабудахкент |
23,0 |
22,7 |
-0,3 |
22,5 |
-0,20 |
22,2 |
-0,3 |
24,0 |
1,8 |
Село Манаскент |
46,0 |
45,5 |
-0,5 |
45,0 |
-0,50 |
44,2 |
-0,8 |
48,9 |
4,7 |
Село Параул |
44,3 |
43,9 |
-0,4 |
43,4 |
-0,50 |
58,4 |
15,0 |
35,2 |
-23,2 |
Село Уллубийаул |
50,8 |
50,6 |
-0,2 |
50,3 |
-0,30 |
49,6 |
-0,7 |
54,6 |
5 |
Поселок Ачи-Су |
58,6 |
55,0 |
-3,6 |
50,9 |
-4,10 |
50,6 |
-0,3 |
58,3 |
7,7 |
Поселок Манас |
43,3 |
42,8 |
-0,5 |
34,4 |
-8,40 |
34,1 |
-0,3 |
37,9 |
3,8 |
У 7 из наблюдаемых городов на 2023 год произошло увеличение бюджетов, что привело к снижению доли расходов на аппарат. Но только у Кизилюрта положительная тенденция идёт с 2019 года, а Южно-Сухокумска с 2021 года.
Города |
2019 |
2020 |
разница |
2021 |
разница |
2022 |
разница |
2023 |
разница |
Буйнакск |
10,6 |
9,5 |
-1,1 |
9,8 |
0,3 |
9,1 |
-0,7 |
8,6 |
-0,5 |
Дагестанские Огни |
11,8 |
10,8 |
-1 |
11,1 |
0,3 |
10,5 |
-0,6 |
10,3 |
-0,2 |
Избербаш |
11,9 |
10,9 |
-1 |
11,6 |
0,7 |
10 |
-1,6 |
9,9 |
-0,1 |
Кизилюрт |
11,3 |
10,4 |
-0,9 |
10,2 |
-0,2 |
9,1 |
-1,1 |
8,5 |
-0,6 |
Кизляр |
12,2 |
10,6 |
-1,6 |
9,8 |
-0,8 |
10 |
0,2 |
8,8 |
-1,2 |
Южно-Сухокумск |
23,3 |
26,9 |
3,6 |
26,5 |
-0,4 |
24,2 |
-2,3 |
23,6 |
-0,6 |
Хасавюрт |
8,8 |
8,3 |
-0,5 |
8,4 |
0,1 |
7,7 |
-0,7 |
7,4 |
-0,3 |
Просим при использовании таблицы ссылаться на «НД» и проект «Институт города».
Весь список показателей по более чем 700 муниципалитетам с 2019 года можно скачать ЗДЕСЬ

Рейтинг развития районов и сел

Правительство Дагестана захотело создавать ветряные электростанции в горах
альтернативная энергетика
19.03.2025 01:47