Власти ликвидируют оператора водовода, снабжающего Махачкалу
02.01.2024 00:05Под конец 2023 года Правительство Дагестана приняло решение в отношении крупнейшего системообразующего предприятия естественной монополии.
До 2015 года вода в Буйнакск, Махачкалу и Каспийск доставлялась по магистральным водоводам, которыми управлял ГУП «Дагводоканал».
29 декабря 2014 года Правительство Дагестана издало постановление о создании ГУП «Чистая вода»:
«3. Министерству строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Дагестан:
выступить учредителем ГУП "Чистая вода" и совместно с Министерством по управлению государственным имуществом Республики Дагестан внести в уставный фонд в установленном порядке имущество районного водопровода для водоснабжения гг. Махачкалы, Каспийска и прилегающих к ним населённых пунктов (строительство Тарнаирских очистных сооружений г. Махачкалы), I этап, и закрепить его на праве хозяйственного ведения за ГУП "Чистая вода";»
За Дагводоканалом осталась доставка воды до г. Буйнакска и посёлка Дубки Казбековского района.
«Чистая вода» это естественная монополия, что подтвердилось в истории, рассказанной «НД», о попытке признать ГУП банкротом в августе 2022 года. Долги перед бюджетом по налогам, пени и штрафам у ГУП дошли до 431,4 млн рублей. Но суды двух инстанций отказались вводить банкротство из-за статуса естественной монополии. В этом же месяце особый статус позволил уйти от банкротства АО «Махачкалаводоканал» при долгах на сумму более 2 млрд рублей, а также ГУП «Дагводоканал» при долгах перед энергетиками на сумму 129 млн рублей.
При этом одновременно, в том же августе, ГУП «Чистая вода» получила решение суда о взыскании с АО «Махачкалаводоканал» 279,7 млн рублей. В июне 2023 года АС РД удовлетворил иск «Чистая вода» к «Махачкалаводоканал» на сумму 143,8 млн рублей. И в ноябре 2023 года в пользу ГУП от АО присуждено82,3 млн рублей.
Последнее время власти Дагестана взяли курс на консолидацию, а точнее централизацию управления сетями. Для этого было создано АО «Единый операторРеспублики Дагестан в сфере водоснабжения и водоотведения». Однако ему не передавались магистральные водоводы.
18 декабря Минэнерго РД опубликовало приказы:
по тарифам ГУП «Чистая вода», на транспортировку воды до Махачкалы и Кизилюрта и в Кизилюртовском районе (7,5 млн куб. м.)
по тарифам ГУП «Дагводоканал» (в Буйнакск и Дубки, 0,8 млн куб.м.)
по тарифу АО «Единый оператор Республики Дагестан в сфере водоснабжения и водоотведения» потребителям г. Каспийск» (в сеть поступит 11,5 млн куб.м., а потери составят 10,5%)
28 декабря глава Дагестан Сергей Меликов объявил, что с 1 января не будет работать «Махачкалаводоканал», т.к. его имущество предано по решению суда в отношении Саида Амирова, на баланс страны, которое потом перейдёт в республику, а затем республиканскому АО «Единый оператор Республики Дагестан в сфере водоснабжения и водоотведения».
29 декабря глава региона издал указ о введении режима повышенной готовности «в связи с возможным прекращением предоставления услуг по водоснабжению, водоотведению и теплоснабжению в г. Махачкале».
Однако власти Дагестана не рассказало о том, что в этот же день, Правительство Дагестана издало постановление «О ликвидации государственного унитарного предприятия «Чистая вода»». Спустя ровно 9 лет с постановления о создании ГУП.
В постановлении нет ни слова о главном имуществе ГУП – Миталинском водоводе, питающим чистой водой Махачкалу.
Власти Дагестана пока не разъяснили причину ликвидации «Чистая вода». Поэтому сейчас возникает ряд вопросов:
- кому передадут Миатлинский водовод?
- связано ли это как-то с консолидацией водных сетей?
- почему другие организации по водоотведению не ликвидирует?
- куда спишут долги по налогам и как на это смотрит ФНС?
- куда пойдут работать персонал «Чистая вода»?
Со стороны работа властей Дагестана по консолидации водных сетей напоминает обвал на бирже. У «Махачкалаводоканал» заберут сети и следовательно она утратит статус естественных монополий, что приведёт к банкротству. Аналогичная судьба ожидает ГУП «Чистая вода»
Обращает внимание, что если бы речь шла об обыкновенной коммерческой организации. То арбитражный суд привлёк бы учредителей для возмещения вреда кредиторам, в том числе по налогам.