Водяные перспективы
04.12.2023 21:15Инфраструктура
В прошлом номере «НД» был опубликован материал «Водовод для Буйнакска: возможные риски и необходимые решения», в котором мы рассказывали о том, что строительство водовода «Чиркей — Буйнакск» практически завершено, и к Новому году долгожданная вода наконец придет в дома и квартиры жителей города.
При этом мы обратили внимание на то, что стабильной работе нового водовода может помешать плачевное состояние насосной станции на водозаборном узле Чиркейского водохранилища. Новый водовод, по замыслу авторов проекта, должен работать в паре со старым. Для того, чтобы была возможность перенаправлять воду из нового водовода в старый, были построены 8 высокотехнологичных камер переключения. В ходе их испытания обнаружилось, что старый водовод, мягко говоря, не очень готов к транспортировке такого количества воды. В случае возможного гидроудара он может не выдержать нагрузок и выйти из строя. Регулировать же нагрузки необходимо в самом начале пути — на насосной станции водозаборного узла (оборудование, установленное на современных насосных, сразу же «видит» проблему на маршруте транспортировки и автоматически понижает давление в водоводе).
В связи с этим редакция «НД» обратилась с запросом в Министерство строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства РД с просьбой рассказать, когда и за счет каких средства запланирована реконструкция насосной на Чиркее.
Реакция министерства оказалась оперативной. Уже во вторник министр Артур Сулейманов провел открытую пресс-конференцию по вопросам водоснабжения и водоотведения в крупных городах региона, в ходе которой не только рассказал о том, как будет решаться вопрос с проблемной насосной, но и попутно ответил на целый ряд вопросов, связанных со строительством двух масштабных водоводов «Чиркей — Махачкала — Каспийск» и «Чиркей — Буйнакск».
Как оказалось, вопросы необходимости реконструкции насосной министерство поднимало уже давно. Решить их не удалось из-за ограниченности республиканского бюджета (заявка министерства на финансирование этих работ в бюджет 2023 года не попала). Тем не менее, по словам министра, проблема эта будет обязательно решена, поскольку экономия нескольких десятков миллионов рублей может негативно отразиться на проекте стоимостью два миллиарда, что абсолютно недопустимо. Как сообщил Сулейманов, во время недавнего совещания в селении Чиркей с участием главы республики Сергей Меликов пообещал разобраться с этим вопросом, средства на реконструкцию насосной в бюджет 2024 года будут заложены обязательно. Как только эти деньги будут выделены, сказал министр, мы приступим к работе и за 3–4 месяца окончательно и на долгие годы закроем этот вопрос.
Рассказал Сулейманов и о том, за счет каких средств планируется провести модернизацию «убитых» внутригородских сетей в Буйнакске с учетом того, что в бюджете города денег на эту программу нет, а МУП «Буйнакскгорводоканал» давно уже пребывает в состоянии банкротства.
Схема разработана такая: республика берет на свой баланс сети города и входит в федеральную программу, позволяющую получать дотации, размер которых составляет разницу между действующими (крайне низкими) и реальными тарифами на транспортировку воды. Поскольку плечо здесь достаточно серьезное, речь может идти о дополнительных миллионах. Которые и планируется вложить как в модернизацию сетей, так и в решение других инфраструктурных проблем города. Единственное условие — жители Буйнакска должны обеспечить стопроцентную оплату коммунальных услуг. Если оно будет выполнено, в обозримом будущем все коммунальные проблемы города останутся в прошлом.
В свое время «НД» опубликовало несколько материалов, авторы которых задавались вопросом: почему воду для снабжения Махачкалы и Каспийска решили взять из Чиркейского, а не из Миатлинского водохранилища, откуда к городу проложены уже три нитки водоводов и имеется мощный водозаборный узел. Кроме того, были у нас публикации, авторы которых считали, что оптимальным источником водоснабжения этих городов могло бы стать Сулакское подземное месторождение питьевой воды (до перестройки именно оно рассматривалось в качестве самого перспективного).
Отвечая на эти вопросы, Артур Сулейманов пояснил, что по рекомендациям ПАО «РусГидро» три точки подключения на Миатлинском водозаборном узле — это максимум, и четвертый водовод подключать к нему нельзя категорически. Это, во-первых. Во-вторых, расстояние до Сулакского месторождения — 120 километров. Тогда как протяженность водовода «Чиркей — Махачкала — Каспийск» в полтора раза меньше — 78 км. При этом, отметил министр, экономим мы не только на трубах. Серьезные затраты при строительстве таких объектов возникают в ходе решения земельных вопросов. И тут каждый дополнительный километр — это очень и очень дополнительные траты. Именно поэтому маршрут «Чиркей — Махачкала — Каспийск» все привлеченные к работе эксперты посчитали оптимальным.
Практически все республиканские СМИ, пишущие о «водяных» проблемах Избербаша, говорили о том, что проблемы этого города будут решены только после строительства водовода «Каспийск — Избербаш», который будет запитан из водовода «Чиркей — Махачкала — Каспийск». Артур Сулейманов с этим не согласился. Еще до строительства этого водовода в Избербаш придет дополнительная вода, пояснил он. Правда, не из Чиркейского водохранилища, а из КОРа по старому водоводу между двумя городами. Мы, пояснил министр, сейчас занимаемся его модернизацией, готовим его к увеличению дебета коровской воды после того, как она перестанет поступать в Махачкалу и Каспийск. Ну а спустя какое-то время до Избербаша дойдет и чиркейская вода.
Такой вот подробный ответ министра на наши вопросы мы получили. И хотя не в наших правилах хвалить чиновников, считаем, что такая оперативность в сочетании с глубоким знанием ситуации в отрасли заслуживает соответствующей оценки.
Военный центр начал готовить операторов дронов для СВО
по инициативе спикера парламента
10.12.2024 09:48