Безнадзорная система

16.02.2019 12:00
Фото: Гаджимурад Сагитов

До сих пор в Махачкале цена на проезд в маршрутном такси окончательно не зафиксирована.

Городские власти Махачкалы вот уже более месяца не могут урегулировать проблему с определением стоимости проезда в общественном транспорте. В начале этой недели водители маршруток провели забастовку и не вышли на линии, что вызвало большое скопление людей на остановках. На сегодняшний день только одна транспортная компания решила заморозить тариф на проезд на неопределенный период.

В понедельник многие махачкалинцы были неприятно удивлены отсутствием маршруток. Люди стояли на остановках в ожидании транспорта по 20–30 минут вместо обычных нескольких. Многие опоздали на работу, на занятия. Более предприимчивые брали такси. Только изредка появлялись одна-две машины, и те переполненные пассажирами. У горожан сразу случилось дежавю — в Махачкале не раз уже водители маршруток без предупреждения могли не выходить на линии, чаще в холодное время года, ультимативно требуя повышения цены на проезд. Но сейчас все совсем наоборот, бастующие водители против повышения. А мэрия ссылается на то, что официально не может вмешиваться в процесс определения цены.

Два дня забастовки

К полудню понедельника, 11 февраля, стало известно, что устроившие забастовку водители собрались в трех точках города: «Новая автостанция», «Троллейбусный парк» и «Тысяча мелочей». Причинами своей забастовки люди назвали нежелание видеть на рынке пассажироперевозок транспортную компанию «Третий парк» из Санкт-Петербурга и повышение тарифа с 17 до 23 рублей. К их акции присоединились и недовольные ситуацией жители города.

Председатель независимого профсоюза предпринимателей и водителей Исалмагомед Набиев предполагает, что повышение цены на проезд — это инициатива «Третьего парка».

«Забастовка водителей — это протест против компании “Третий парк”, которая при поддержке местных властей выиграла аукцион на перевозку пассажиров в поселок Ленинкент. До этого выигравшая компания “Астория” отказалась осуществлять перевозку по этому маршруту, благодаря чему, и, возможно, это было сделано намеренно, освободилась дорога “Третьему парку”. УФАС Дагестана признала эти аукционы незаконными. Однако мэрия до сих пор не отменила результаты конкурсов и не назначила новый аукцион. Повышение тарифа приведет к тому, что администрация города объявит новый аукцион, в котором по новым критериям смогут одержать победу компании с новым общественным транспортом и автобусами. В нашем правительстве не раз говорилось о том, что в Махачкале нужно заменить старые маршрутки на новые микроавтобусы, как в компании “Третий парк”», — сообщил «Новому делу» Исалмагомед Набиев.

На сегодняшний день регулярными пассажирскими перевозками в Махачкале занимаются транспортные компании: АО «Третий парк» (Северо-Кавказский филиал), МУП «Горавтотранс», ООО «Автоград», ООО «Астория», ООО «МТК «Пилот», ООО «Новострой Транс», ООО «Современная транспортная система» и ООО «Трансфлот».

«Мне на работу надо было к обеду, с утра во всех чатах WhatsApp родственники и друзья предупреждали, что маршруток нет, лучше сразу на такси, но я не спешила и потому пошла на остановку. Спустя минут 25 мне удалось остановить желанную маршрутку. Пока мы ехали, пассажиры спорили с водителем о необъективном и незаконном повышением цен, на что он сказал, что к сложившейся ситуации, в том числе, привело наше бездействие. Что народ должен был выйти на площадь и требовать не повышать цену на проезд. Несмотря на то, что он сообщил, что проезд в его маршрутке стоит 23 рубля, на что указывало и висевшее объявление, многие выходя, платили 17 рублей, я дала 20 — без сдачи», — рассказала махачкалинка Сакинат Магомедова.

На протестной акции водителей, проходившей в районе Новой автостанции, собралось несколько десятков человек, водители и горожане. И те, и другие были солидарны и выступали против резкого повышения тарифа на проезд. Со стороны чиновников на митинге присутствовал начальник Управления промышленности, транспорта, связи и дорожного хозяйства города Махачкалы Андрей Гусейнов. На вопрос женщины, с чем связано такое повышение, он ответил, что «поднялись налоги» и водителям надо работать «по-белому».

Сами водители, в основном — представители транспортной компании «Астория», заявили, что не собираются повышать тариф, и будут продолжать ездить по прежней цене — 17 рублей, и призывали горожан поддержать их, выйти с ними на акцию протеста.

«Говорят, что поднять цену на проезд хотят, потому что в город завезли новые микроавтобусы, которые значительно отличаются от старых маршруток. А почему не посчитались с нами, с простыми людьми, почему цены на проезд, продукты и бензин поднимаются, а зарплаты нет, а учителям и преподавателям училищ и вовсе урезают? Уж лучше я буду ездить на старой “Газели” и платить 17 рублей, чем на автобусе и платить 23 рубля. Конечно, не все водители подняли цены, есть и такие, которые, несмотря на то, что их руководство дало указание ездить по новой цене, берут с людей прежнюю сумму», — возмутилась педагог Карина Герейханова.

Надзор как бы есть, но его как бы нет…

После вспыхнувшей волны возмущения среди населения по поводу возможного увеличения стоимости проезда в маршрутках Управление антимонопольной службы России по Дагестану направило восемь запросов в транспортные компании, осуществляющие пассажирские перевозки в Махачкале. Согласно запросам, перевозчики должны были предоставить в антимонопольный орган экономическое обоснование роста тарифа. Однако в УФАС поступили ответы от шести из восьми перевозчиков. Из шести компаний только фирма «Автоград» сообщила, что не повысила тариф на проезд и не планирует его повышать. Остальные компании предоставили свои обоснования роста цен. У некоторых перевозчиков они полностью идентичные. Сейчас антимонопольщики проводят анализ предоставленных компаниями расчетов.

Дагестанское УФАС считает, что подобная ситуация в сфере пассажирских перевозок сложилась из-за того, что конкурсы по отбору перевозчиков были проведены не в соответствии с антимонопольным законодательством.

На второй день забастовки к фирмам-перевозчикам обратилась мэрия Махачкалы с требованием не срывать пассажирские перевозки на территории города и напомнила об ответственности, взятой ими при заключении контракта.

«Перевозчики решают вопросы поднятия или снижения тарифа за проезд, уведомив об этом администрацию, но они не имеют права без чрезвычайной ситуации срывать маршруты, — говорится в официальном обращении. — Согласно 220-ФЗ при срыве маршрута на 3 и более суток администрация города имеет право приказом отозвать свидетельства и выставить маршрут на торги для проведения конкурсных процедур».

Некоторые водители маршрутных такси, несмотря на давление сверху, продолжают ездить по прежней цене

«Сейчас пассажирские перевозки в столице осуществляются по нерегулируемым тарифам. В связи с этим 7 из 8 компаний перевозчиков, осуществляющих пассажирские перевозки на территории городского округа, уведомили администрацию Махачкалы о поднятии тарифа с 17 рублей до 23 рублей. Но водители маршрутных такси не согласны со своим руководством и требуют снизить тариф. Администрация, не согласившись с поднятием тарифа, о котором заявляют перевозчики, в свою очередь, обратилась в контрольно-надзорные органы для проверки экономического обоснования», — заявили в администрации.

В четверг, 14 февраля, в мэрии прошло очередное совещание, на котором руководители транспортных компаний прокомментировали повышение тарифа.

По их словам, необходимость повышения тарифа связана с тем, что со всеми работниками будут заключены трудовые отношения и заработная плата должна быть не меньше МРОТ, а также компаниям предстоят серьезные финансовые нагрузки для приобретения тахографов и кассовых аппаратов. При условиях ведения деятельности в соответствии с требованиями закона работать на том тарифе, что был до сих пор, по мнению руководителей фирм, будет нерентабельно и даже убыточно.

В начале совещания начальник транспортной системы Махачкалы Андрей Гусейнов напомнил присутствующим, что для осуществления пассажирских перевозок необходимо провести категорирование транспортного средства. После того как ТС будет включено в реестр категорированных ТС, можно будет получить лицензию на осуществление пассажирских перевозок. Для получения лицензии нужно будет представить в лицензирующий орган уведомление Росавтодора о присвоении категории и включении в реестр.

«До 1 июля 2019 года перевозчики должны подготовиться к работе с онлайн-кассами (приобрести оборудование, поставить кассы на учет), приобрести тахографы и установить систему ГЛОНАСС. Прошлый год в сфере законодательного урегулирования требований к установке самописцев на технику ознаменовался двумя важными изменениями. Установка приборов, которые регистрируют скорость движения, пробег и режим работы водителя, стала обязательной для пассажирских автобусов и микроавтобусов, которые задействованы в пригородных перевозках. В нынешнем году также вступили в силу изменения в федеральном законе, касающемся безопасности дорожного движения. Согласно этим изменениям, начиная с 21 декабря 2018 года, сотрудники ДПС ГИБДД и других контролирующих органов получат право проверять наличие таких устройств на автомобилях, и при отсутствии, неисправности или неправильном оформлении документов — накладывать штрафные санкции согласно ст. 11.23 КоАП РФ. При этом оштрафован может быть не только водитель ТС, но и должностное лицо, допустившее нарушение, или сам предприниматель», — было отмечено в обращении Гусейнова.

Единственное, что пока может предложить мэрия города в альтернативу резко поднявшемуся тарифу на проезд в маршрутках, это три новых троллейбуса. Новые машины, обладающие рядом технических преимуществ, будут курсировать по маршруту № 3: поселок Ватан — ЦУМ — издательство — въезд в Каспийск — завод «Дагдизель» (Каспийск).

По мнению мэра города Салмана Дадаева, необходимо создать социальную карту, которая позволит пенсионерам, студентам и школьникам пользоваться общественным транспортом на льготной основе.

«Мы должны предоставить горожанам достойную альтернативу маршрутным такси, чтобы общественный транспорт был максимально комфортным и мобильным», — заявил Дадаев.

Новые троллейбусы оборудованы встроенными кондиционерами, системой обогрева, удобными сидениями, а также могут передвигаться как на аккумуляторе, так и благодаря контактной сети с помощью токоприемника. К тому же машины доступны для маломобильной категории граждан.

Цена проезда на троллейбусе в настоящее время составляет 13 рублей.

«Мы этот вопрос решить не сможем, народ сможет»

В нынешней ситуации водители маршруток и горожане по одну сторону баррикад — и те и другие против поднятия цен. По словам водителей, их не устраивает, что одна транспортная компания берет под контроль все автоперевозки и собирается оказывать на них давление. Другой момент — это то, что не все махачкалинцы смогут платить по новому тарифу, а те, кто сможет, будет значительно ущемлен. Разрешение ситуации они видят в законном возмущении населения, но не видят поддержки.

«Наше правительство и мэрия города дали добро на то, что мы с вами, простые жители Махачкалы, сегодня получаем. «Третий парк» хочет монополизировать рынок перевозок, предполагают они. Мы спорили с нашим руководством, не хотели ездить, но нас никто не спрашивает, мы работаем по договору, есть приказ. Несмотря на все это, мы не ругаемся с теми пассажирами, кто дает 17 рублей, 10 рублей и даже 5. А когда видят объявление о 23 рублях, они кричат и шумят только в салоне маршрутке, вне они тихо молчат. Нас никто не станет слушать, долго бастовать мы не сможем, но народ может потребовать, и его услышат. У нас и так каждый день напряженная обстановка, на нас оказывают давление. Многие водители не выходят на линии. Мы ответственно заявляем, что вопрос этот смогли бы решить в администрации города, но они все взаимосвязаны. Говорят, мэрия направила письма надзорным органам проверить законность повышения цен. Почему тогда на время проверки не поставили запрет на повышение, не объявили об этом по телевизору. Все это идет из администрации, с их молчаливого согласия», — рассказал «Новому делу» водитель маршрутного такси.

По словам Исалмагомеда Набиева, в Махачкале в ближайшее время может пройти митинг против повышения цен на проезд: «Идет процесс консолидации сил для противодействия действующей силе. Уже собрано 300 подписей с водителей и активистов в Махачкале и Ленинкенте, выступающих против повышения. Водители не хотят поднимать цены, на них оказывают давление. На протяжении 20 лет с ними никто не считается, их, как крепостных крестьян, передают из рук в руки. Они готовы работать официально, становится индивидуальными предпринимателями и платить налог с 17 рублей. В год это около 220 млн рублей. Но не хотят работать под давлением. Сейчас идет официальная регистрация на законное проведение митинга в городе».
 

Знаете больше? Сообщите редакции!
Телефон +7(8722)67-03-47
Адрес г. Махачкала, ул. Батырмурзаева, 64
Почта [email protected]
Или пишите в WhatsApp +7(964)051-62-51
Мы в соц. сетях: