Бить или не бить?

16.03.2019 10:00
«У хорошего учителя масса методов, помогающих найти общий язык с ребенком»

Директор и учитель физкультуры Кванадинской средней школы Цумадинского района отстранены от занимаемых должностей на время проведения проверки правомерности их действий. Такое решение озвучили в Минобре Дагестана после появления в социальных сетях видеозаписи, на которой педагог Кванадинской СОШ бьет ученика и нецензурно ругается.  Директор школы уверен, что это видеомонтаж, Следственный комитет начал доследственную проверку. 

Появившееся в интернете видео с избиением школьника вызвало возмущение дагестанцев. На нем сельский учитель, по совместительству сын директора школы, кричит и бьет линейкой сидящего за партой школьника. Все это сопровождается нецензурной бранью со стороны взрослого. После увиденного люди поделились на два лагеря: одни встали на сторону ребенка, осуждая физическое применение силы со стороны взрослого, а тем более педагога, другие на сторону учителя, отмечая, что сейчас дети плохо относятся к учителям, оскорбляют, не слушают их и «нервы могут сдать у любого человека».

Сразу после распространения видео в район выехали представители Министерства образования и науки Дагестана.

«Служебное расследование по факту рукоприкладства в Кванадинской СОШ Цумадинского района установило, что видео, распространяемое в социальных сетях, было снято в октябре 2018 года. Проверку по данному инциденту проводит специально созданная комиссия в составе представителей администрации Цумадинского района и правоохранительных органов. Учитель и директор школы отстранены от занимаемых должностей до завершения следственных мероприятий. По итогам расследования будут приняты меры в отношении лиц, причастных к данному инциденту», — сообщили в пресс-службе ведомства.

Директор школы Али Омаров уверен, что данное видео — это смонтированный ролик, который направлен на негативное отношение к руководству учреждения: «Очень неприятно было видеть все это, такое в нашей школе в первый раз. Мне сразу начали звонить друзья и знакомые и спрашивать, кто такое мог сделать. Люди не спрашивали, как такое мог сделать мой сын, а интересовались, кому мы не угодили, что против нас такое появились в интернете. Это сделано специально, это монтаж. Мой сын — учитель физкультуры, находиться в ученическом кабинете он в принципе не мог. В школе учатся 120 учеников, за время моей работы тут такое впервые, со всеми учениками, учителями и их родителями у нас хорошие отношения. Сейчас специальная комиссия, в том числе состоящая из сотрудников правоохранительных органов, установит личность хулиганов, кто решил так несмешно пошутить».

Мы решили поинтересоваться у практикующего оператора, есть ли видимые признаки того, что данное видео смонтировано. По словам журналиста и фотографа Руслана Бакидова, надо провести экспертизу, чтобы установить, монтаж это или нет: «Само видео очень плохого качества, сказать, что это монтаж, вот так вот, без проверки, нельзя. Надо проводить специальную экспертизу, которая и установит это».

«К сожалению, меры мы начинаем принимать после случившегося, — говорит уполномоченный при главе Дагестана по защите семьи, материнства и прав ребенка Марина Ежова. — Плохо, конечно, что они появляются, но надо понимать, что любое насилие над ребенком — это преступление. Если говорить конкретно о данном случае, то ситуация находится на контроле у главы Минобра республики Уммупазиль Омаровой. Как такового конфликта там нет. Пока результатов экспертизы нет. Если будет подтверждено, что учитель виноват, то он однозначно будет уволен, а уже дальше все зависит от правоохранителей, которые решат, привлекать его к уголовной ответственности или нет. Если человек виновен, он будет наказан. Это плохо и отвратительно с двух сторон. Это взрослые, которые позволяют себе грубость к детям, и дети, которые не считаются с взрослыми, а тем более учителями».

По словам детского омбудсмена, подобные случаи, как правило, разовые, но отношение детей к учителям в дагестанских школах оставляет желать лучшего: «Наши дети не владеют элементарными нормами приличия, зачастую в школах в общении с учителями школьники ведут себя крайне невоспитанно. Грубят и хамят взрослым, относятся к учителям, как к обслуживающему персоналу. Тут проблема не только в детях, но и в родителях, которые не прививают своему чаду уважение к педагогу. Каждый родитель должен объяснить ребенку, что есть культура поведения в обществе, что учитель это такой же человек, как мы с вами, и что у него есть чувство гордости и достоинства. Чем обсуждать певцов, взрослым лучше больше времени проводить со своими детьми и говорить им, что такое хорошо, а что плохо».

Ситуацию прокомментировала учитель одной из махачкалинских школ с многолетним стажем.

«Агрессия всегда порождает ответную агрессию, об этом надо помнить людям, которые работают с людьми, особенно с детьми. Если взрослый человек отвечает агрессией детям, он просто показывает свою слабость и незрелость.

Когда человек выбирает профессию педагога и приходит работать в школу, он должен понимать что у него конкретная функция, и он должен обладать определенным комплектом качеств. В том числе и качествами детского психолога, безусловно. Конечно, очень сложно работать в современной школе, потому что современная школа — это отражение общества. Это маленькая модель поведения различных групп в обществе. И, увы, потеря ценностей, авторитета, в первую очередь.

В школе недавно произошел конфликт — учительнице из урока в урок несколько учеников срывали занятие, и она обратилась за помощью к завучу. Завуч вызвала родителей детей. Отец одного из учеников в его же присутствии объясняет: «Вы понимаете, сейчас учитель потерял авторитет». Если родители дома поддерживают мнение, о том, что учитель не имеет авторитета, то, естественно, с этим же мнением дети приходят в школу.

Во время моего урока одному из учеников (4 класс) звонят, ребенок спрашивает: «Мне звонят на телефон, можно я выйду?»

— А кто звонит? Мама? Папа?

— Нет.

То есть если бы родители звонили, это был бы срочный звонок. Я ему ответила, чтобы в следующий раз приходил на уроки со своим секретарем, который будет отвечать на его звонки.

Естественно, не должен учитель поднимать руку на ученика. Но ведь эта проблема не сиюминутно возникла. Скорее всего, ситуация зрела из урока в урок, изо дня в день. Если учитель так отреагировал, он, видимо, не смог или не захотел применить какие-то другие методы для того, чтобы найти общий язык с этим ребенком. А методов масса.

Во-вторых, ученики и учителя сейчас говорят на разных языках, к сожалению. Поэтому надо уметь слышать друг друга. Это вообще касается любого социального среза, а школ особенно. Еще, мне кажется, сейчас в школах мало внеклассной работы ведется, того, что называется досугом. Ребенок не может себя реализовать, применить и свою энергию выплескивает на уроке.

И потом, если учитель профи, он не позволит ученику расслабиться. Иногда ко мне ученики подходят в 4 классе и говорят: «Спасибо за урок». А иногда бывает, что урок сорван. Это зависит и от самого класса, конечно.

Что касается именно этого случая, там, скорее всего, сам учитель случайный человек. Часто бывает так, что физкультурника ставят замещать отсутствующего физика или наоборот. Это называется, преподавать по остаточному принципу. Тогда что он может дать? Естественно, ни о каком полноценном уроке речи быть не может.

Повторюсь, агрессия порождает ответную агрессию, и ответная реакция будет “неблагодарной”».

Случай в Кванаде не единственный в Дагестане, когда учитель поднимает руку на ребенка. 4 марта в социальных сетях и на центральном телевидении вышел видеоролик, на котором воспитательница коррекционного детского дома VIII вида города Каспийска бьет по лицу и телу одного из воспитанников, а затем заставляет его раздеться. Тогда Минобр начал служебное расследование, воспитатель, причастная к инциденту, была уволена, а директор детского дома временно отстранен от занимаемой должности. По некоторым данным, воспитательница испытывала семейные трудности и просто сорвалась на ребенке, за что неизвестно.

По обоим случаям Следственный комитет Дагестана проводит проверку, результатов пока нет.
 

Знаете больше? Сообщите редакции!
Телефон +7(8722)67-03-47
Адрес г. Махачкала, ул. Батырмурзаева, 64
Почта [email protected]
Или пишите в WhatsApp +7(964)051-62-51
Мы в соц. сетях: