
Долги и тарифы
28.05.2016 16:13Теме необоснованно начисленных долгов «НД» посвятило не одну статью, однако количество обращений в редакцию на некачественное оказание услуг ЖКХ и взимание завышенной платы не уменьшается. В понедельник стало известно о возбуждении уголовного дела в отношении начальника абонентского пункта абонентской службы «Центральная» Кумторкалинского района филиала ООО «Газпром межрегионгаз Пятигорск» и контролера. Они подозреваются в мошенничестве.
Откуда берутся долги
По версии следствия, с июня по декабрь 2015 года начальник абонентского пункта и контролер присвоили деньги, которые получили от абонентов за потребленный газ. Общая сумма составила 228 тысяч рублей. При этом, как отмечают в Следственном управлении СКР по Дагестану, начальник абонентской службы газа является депутатом собрания депутатов муниципального образования «Кумторкалинский район» пятого созыва.
Другой факт применения мошеннической схемы работниками ресурсоснабжающих организаций подтвердили на прошедшей неделе в Управлении Роспотребнадзора и прокуратуре Дагестана. Контролирующие органы выявили необоснованное завышение платы за газ операторами Дагестанского филиала ООО «Газпром межрегионгаз Пятигорск», которые намеренно вносили изменения в данные абонентов. Как отмечают в Роспотребнадзоре, проверка проводилась выборочно. Всего были проверены 50 абонентов, и в 10 случаях установлено, что в данные абонента внесены изменения и завышено количество проживающих лиц. Соответственно, и начисления производились необоснованно.
«К примеру, в одной из квартир по проспекту имама Шамиля в Махачкале в соответствии с актом инвентаризации проживает один человек, однако в информационном листе дагестанского филиала общества указана информация о 10 жильцах», — отмечают в ведомстве. В итоге абонент переплатил десятикратно.
В тех случаях, когда у абонентов был установлен прибор учета потребленного газа, изменения вносились в его показания. В самой компании от комментариев воздерживаются.
Подобные факты в территориальных пунктах ООО выявляются периодически. К примеру, в 2011 году было установлено, что работники территориального управления Хасавюртовского филиала ООО «Газпром межрегионгаз Пятигорск» производили необоснованные расчеты по задолженности за потребленный газ. Уголовное дело было возбуждено по факту самоуправства.
А в 2014 году работники Махачкалинской абонентской службы того же ООО незаконно открыли 221 лицевой счет. В общую базу абонентов попали данные о несуществующих лицах и адресах. При этом за непредоставленные услуги по поставке газа была начислена задолженность более 7 млн рублей. Итоги проверки стали основанием для очередного уголовного дела, на этот раз по факту мошенничества.
В обоих случаях ответственность понесли рядовые сотрудники организации.
Начислением необоснованных платежей грешат не только газовики. Аналогичная ситуация и в сфере электроснабжения. Чтобы доказать свою правоту, абонентам приходится пройти, как они говорят, «семь кругов ада». Из последних фактов: Кизилюртовская межрайонная прокуратура установила, что с октября 2015-го по март 2016 года ДЭСК неправомерно производил начисления за потребленную электроэнергию на общедомовые нужды потребителям, проживающим в многоквартирных дома. Сумма набежала приличная: более 3,6 млн рублей.
Раскрытие же схем обирания абонентов в горводоканале потянет не на одну статью. Например, «НД» неоднократно обращало внимание на то, что за установкой прибора учета воды абонент вправе обратиться к любому специалисту, после чего идет в горводоканал, пишет заявление на установку пломбы, прикрепляет необходимую информацию о счетчике. При этом опломбировка производится бесплатно. На практике же Водоканал продолжает навязывать свои услуги по установке счетчиков, в противном случае отказывается принимать прибор на баланс и тянет с рассмотрением заявления, при этом необоснованно требует предоставить копию домовой книги и данные о количестве прописанных в домовладении. Если количество прописанных больше одного-двух человек, то, как показывает практика, счетчик собственникам таких квартир установят не скоро. Организации выгодно взимать плату по нормативу, помноженную на количество прописанных, и при этом начислять пеню за отсутствие прибора учета. В октябре прошлого года мы подробно рассказывали, какие услуги и какого качества должны получать жильцы и как бороться с нерадивыми коммунальщиками (см. «Мы накрутим», «НД» №42 от 30 октября 2015 года).
Как отмечают в аппарате уполномоченного по правам человека республики, за 2015 год к ним поступило 123 жалобы на ненадлежащее качество оказания услуг в сфере ЖКХ, в 2014 году таких жалоб было 76.
Согласно информации Госжилинспекции Дагестана, с начала этого года из 1086 обращений более 100 касались тарифов и вопросов необоснованного начисления за потребляемые услуги. Если сопоставить эти данные с информацией о сумме долга по той или иной услуге, возникает вопрос: насколько цифры, озвученные компаниями, обоснованы?
По данным на 1 февраля просроченная дебиторская задолженность всех категорий потребителей газа компании «Газпром» составила более 28 млрд рублей. Основная сумма — 24 млрд рублей — это долг населения. При этом, как отмечают в компании, велико количество крупных должников, чья задолженность составляет от 500 тысяч рублей и выше. Всего по республике таких абонентов 661 с общей суммой долга 418,8 млн рублей. Чуть больше половины из них проживают в Махачкале — это 371 абонент с общей суммой задолженности более 234 млн рублей.
3,6 млрд рублей задолжали промышленные предприятия, теплоснабжающие — 1,9 млрд рублей, бюджетные потребители — боле 96 млн рублей. Самыми крупными должниками остаются ООО «Дагестанэнерго» и ООО «Махачкалатеплоэнерго» — свыше одного миллиона рублей на каждого.
Задолженность ПАО «ДЭСК» перед поставщиками электроэнергии на оптовом рынке по состоянию на 1 апреля составляет 18,4 млрд руб. Общая дебиторская задолженность за отпущенную потребителям электроэнергию, по информации компании, — 18,646 млрд руб. Из этой суммы только население должно 2,277 млрд руб.
Сумму долга в ОАО «Махачкалаводоканал» не сообщили, при этом у самой компании немалые долги перед другими ресурсоснабжающими организациями. Так, акционерное общество входит в число крупных неплательщиков за поставку электроэнергии, сумма долга составляет 178,25 млн руб.
Каков тариф?
Жительница дома по улице А. Магомедтагирова (бывшая Казбекова) в Махачкале неоднократно обращалась в Махачкалаводоканал, но так и не получила ответа на вопрос, по какому тарифу и согласно какому нормативному акту производится начисление за потребление воды в частных домовладениях.
«Всякий раз, когда прихожу вносить платежи, мне указывают на огромную сумму долга «за обслуживание участка», — говорит махачкалинка, — и поэтому отказывают в установке счетчика. Что такое «обслуживание участка» и какой предусмотрен тариф, никто ответить не может».
Как пояснили «НД» в горводоканале, понятия «обслуживание участка» не существует.
«Скорее всего, вы чего-то не поняли, — предположила в беседе с «НД» сотрудница экономического отдела ОАО «Махачкалаводоканал». — У нас действует один тариф на воду, утвержденный Республиканской службой по тарифам, но норматив потребления зависит от типа жилья и его местоположения. Они прописаны в приказе Министерства ЖКХ республики №149 от 9 августа 2012 года. Исходя из этих цифр и высчитывается сумма».
В документе прописаны нормативы потребления практически на все виды услуг ЖКХ (водоснабжение, водоотведение, отопление, электро- и газоснабжение) по каждому муниципалитету. Последующие годы в приказ вносились дополнения, поэтому следует смотреть вариант, дополненный 2 февраля 2015 года.
Согласно нему в Махачкале норматив потребления воды на одного человека для жильцов многоэтажек с централизованным холодным и горячим водоснабжением, а также для жильцов общежитий с централизованным холодным и горячим водоснабжением, канализацией и теплоснабжением составляет 9,65 кубометра (5,6 куб/м холодная вода и 4,05 — горячая). Для абонентов, в чьих домах нет централизованного отопления, а в квартирах установлены водонагреватели, — 8,85 куб\м на человека. Для жилых домов в Махачкале, в селах Красноармейское, Шамхал-Термен, Новый Хушет, Богатырёвка, Талги и в поселках Шамхал, Сулак, Ленинкент, Семендер, Новый Кяхулай, Тарки, Кяхулай, Альбурикент с водопроводом и сбросом стоков в выгребные ямы установлен норматив в 3 куб/м.
Для домов с водопроводом и канализацией во дворе, расположенных в Махачкале, — 4,7 куб/м.
Для домов с водопроводом, канализацией и водонагревателями в городе или в селах Красноармейское, Талги, Новый Хушет, Шамхал-Термен и поселках Шамхал, Ленинкент, Семендер, Новый Кяхулай, Тарки, Кяхулай, Альбурикент, Сулак — 5,8 куб/м.
Для жилых домов с водопроводом и канализацией, оборудованных ваннами и душами с водонагревателями и многоточечным водозабором в Махачкале, Красноармейске, Новом Хушете, Шамхале и Ленинкенте — 10,6 куб/м.
Максимальный норматив потребления установлен для жилых домов с водопроводом и канализацией, имеющих повышенную степень благоустройства (сауны, бассейны, фонтаны и т.д.), — 30,4 куб/м; минимальный — для жилых домов с водопотреблением из уличных водоразборных колонок (строящиеся микрорайоны, дачные общества) — 0,75 куб/м.
В то же время, согласно Приложению №57 того же документа, установлены дополнительные нормативы потребления на полив земельного участка и мойку автотранспорта. Тариф на полив действует не все время, отмечают в Министерстве строительства и ЖКХ республики, а только с апреля по октябрь и рассчитывается исходя из одного квадратного метра участка (см. таблицу 1). При этом тариф на воду вне зависимости от ее предназначения для махачкалинцев составляет 7,63 рубля.
К примеру, в вашем доме имеется водопровод, канализация и водонагреватель и расположен дом в черте города, при этом на земельном участке у вас небольшой сад площадью 50 квадратных метров и еще 20 квадратов занимает покрытие во дворе. Количество прописанных в доме — трое. Итак, норматив потребления воды, будем говорить для бытовых нужд, составляет 5,8 кубометра, исходя из количества прописанных стоимость услуги равна 132,76 рубля (5,8х7,63х3). Плюс к этому за полив сада вы должны будете выплатить 19,45 рубля (50х0,051х7,63) и 2,29 рубля за покрытие (20х0,015х7,63). Итого ваш платеж составит 154,5 рубля (132,76+19,45+2,29).
Р. S. Читатели «НД» постоянно просят обратить внимание правительства республики и Министерства ЖКХ на необходимость создания единого расчетного центра. Нынешняя система крайне неудобна для абонентов. Во-первых, чтобы оплатить все коммунальные услуги, приходится ехать из одной части города в другую. Во-вторых, кассы ресурсоснабжающих организаций, где принимаются платежи, работают только до 5 часов вечера, поэтому многим приходится отпрашиваться с работы если не на весь день, то хотя бы на несколько часов подряд. При этом разом оплатить все услуги не представляется возможным. Поэтому открытие ЕРЦ с районными пунктами платежей и графиком работы до 6—7 часов вечера могло бы значительно подтянуть платежную дисциплину.
Знаете больше? Сообщите редакции!
Телефон
+7(8722)67-03-47
Адрес
г. Махачкала, ул. Батырмурзаева, 64
Почта
[email protected]
Или пишите в WhatsApp
+7(964)051-62-51
Смотрите также

Глава Дагестана назвал непривычными текущие погодные условия
где больше проблем с ЖКХ
24.02.2025 10:37