Где указ не приказ

26.12.2015 18:18

За последние три года очередь в детсады сократилась в 1,3 раза

Дагестан провалил реализацию «майского указа» Путина в части обеспечения 100-процентной доступности детских садов для детей в возрасте от трех до семи лет. К началу 2016 года количество детей, стоящих в очереди на получение дошкольного образования, составляет свыше 24 тысяч. Чтобы полностью ликвидировать очередь, республике потребуется еще около 20 млрд рублей. Из-за нехватки средств не был выполнен и другой указ президента — по доведению зарплат педагогов до среднеэкономических показателей. «НД» выяснило, какая ситуация складывается сегодня в дошкольных учреждениях и какие еще причины помимо отсутствия финансирования стали камнем преткновения для реализации майских указов.

Цифры и реальность

О том, что республика не сможет исполнить указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. №599 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки» к началу 2016 года, Министерство образования и науки Дагестана докладывало еще в первом полугодии 2015 года. Причина общеизвестная: «недостаточность объема выделяемых средств». Ведомство выступило с предложением предусмотреть дополнительное финансирование из республиканских средств. Однако весной-летом практически все фонды республики оказались пусты, и Дагестану пришлось забыть о взятых на себя обязательствах.


По последним данным Минобрнауки республики, сегодня в Дагестане 347 тысяч дошкольников. Из них детские сады посещают немногим более 84 тысяч детей. В очереди на зачисление в садики стоят почти 79 тысяч, из них 24 тысячи — в возрасте от 3 до 7 лет. Для примера. В Махачкале из 60,4 тыс. детей дошкольного возраста имеют возможность получить дошкольное образование всего 18,7 тыс. На втором месте Хасавюрт, где из 15,7 тыс. детей детские сады посещают всего 3,5 тыс. Среди районов можно отметить Кизилюртовский — всего 843 ребенка из 10,7 тыс. ходят в садики.


В 2013—2014 годах на ликвидацию очередей в детсады из федерального бюджета было выделено более 3 млрд рублей. Еще порядка 900 млн рублей было привлечено из республиканского бюджета. В эти годы было построено 38 детских садов на 5625 мест. Еще около 10 тысяч мест были введены без привлечения федеральных средств силами муниципальных образований за счет расширения и уплотнения уже имеющихся детских садов.


До конца этого года планировалось ввести еще 11 объектов. Это строительство четырех детских садов в Махачкале, Хасавюрте, селах Гимры Унцукульского района и Уркарах Дахадаевского района, реконструкция шести учреждений в Хасавюртовском, Ахтынском, Бабаюртовском, Хивском, Дербентском и Лакском районах и капитальный ремонт детсада в микрорайоне «Аэропорт» Дербента. Однако на сегодня введено в эксплуатацию только дошкольное учреждение в Хивском районе.


Средняя стоимость строительства одного места, по данным Минобрнауки республики, обходится бюджету в 630 тысяч рублей. В разных районах эта сумма варьируется. К примеру, дороже всего обошлось строительство детского сада в селе Цуриб Чародинского района. Там стоимость одного места составила 1,295 млн рублей, а общая стоимость объекта на 200 мест — 259,065 млн рублей. Чуть дешевле обошлось строительство одного места в селе Мишлеш Рутульского района — 934 тысячи рублей, а в селе Гергебиль Гергебильского района — 900 тыс. рублей. При этом, как отмечают в Минобрнауки РД, эти детские сады оказались загружены всего на 60%.


«Строительство первых детсадов по программе планировало не наше министерство, — объясняет консультант управления общего образования Министерства образования и науки республики Хадижат Алиева. — Мы направляли средства туда, где была реальная потребность в дошкольных учреждениях. Во многих районах такая ситуация складывается в том числе из-за введения «родительского взноса». К примеру, в Тляратинском районе родительского взноса нет. Там говорят, что если будут собирать с родителей плату, то они перестанут водить своих детей в детсад. Многие родители считают, что государство обязано бесплатно содержать детей в детсадах, хотя по сравнению с другими регионами у нас минимальный взнос. В Хунзахском районе с осторожностью удалось довести плату до 300 рублей, раньше было 100 рублей. В Сергокале, когда подняли до 750 рублей, стали приходить жалобы родителей, хотя с учетом районных показателей можно довести родительский взнос и до 1000 рублей».

Если бы при строительстве самого дорогого садика в Чародинском районе учитывалась реальная потребность и демографическая статистика, то республика только на этом объекте могла сэкономить порядка 100 млн рублей. А сколько еще в Дагестане подобных объектов!


Мест нет

В связи с провалом исполнения «майских указов» федеральное министерство образования планирует разработать новую «дорожную карту» для «отличившихся» регионов.


«Мы не справились с реализацией программы во многом из-за того, что у нас высокие показатели рождаемости, материнский капитал дал хороший прирост, — говорит Алиева. — В последние годы вырос спрос жителей республики на дошкольные образовательные услуги, в том числе в связи с необходимостью выхода на работу. В Махачкале это связано с миграцией, в новых районах темпы ввода в эксплуатацию социальных объектов значительно отстают по сравнению с темпами ввода жилья. Рекомендаций от правительства России и федерального ведомства мы пока не получили. Но уже сейчас с учетом стоящих в очереди детей от 3 до 7 лет и исходя из стоимости строительства одного места можно сказать, что республике на реализацию указа необходимо от 15,2 млрд до 20 млрд рублей».


По мнению ведущего специалиста Управления образования Каспийска Асият Азизовой, с введением электронной очереди в детский сад статистика была нарушена.


«Я не могу сказать, что количество детей выросло, — говорит специалист. — Был скачок, когда появились «путинские дети» в 2007—2008 годах. В 2010 году отмечался пик по очередям в садики, но в последующие годы скачка не наблюдалось. Пока наше управление ставило ребенка в очередь и только в один детсад, статистика у нас была объективная. После введения «электронной очереди» в этом вопросе начались хаос и неразбериха».


Азизова объясняет принцип работы программы. Родитель регистрируется в электронной очереди и при желании дает заявку в три садика. Эта заявка регистрируется как одна. Но есть и те, кто регистрируется и на портале, и через МФЦ, и в самих садиках.

«Из-за этого у нас раздутые цифры, — продолжает специалист. — Формально по заявкам в Каспийске сегодня в очереди около 9 тысяч детей. Фактически же эта цифра не превышает 5—6 тысяч. И такая ситуация наблюдается везде».


Ежегодно каспийские садики в состоянии принять 1200—1500 детей. Это больше, чем положено по нормам СанПиН. По нормативу в ясельных группах должно быть по 15 детей, а в садиковских — 20.


«А у нас в яслях в среднем порядка 25 детей, в садах — 35—40. Было много предписаний от надзорного ведомства, были письма в прокуратуру о нарушении норм СанПиН. Но в последнее время из-за ситуации с катастрофической нехваткой мест Роспотребнадзор свои требования смягчил», — рассказывает Асият Азизова.

Для того чтобы сегодня полностью удовлетворить потребность в местах, только Каспийску необходимо не менее 10 детских садов, каждый из которых рассчитан на 250 мест. По словам Азизовой, за последние два года в городе открыли только две группы. С 2009 по 2011 год было введено в эксплуатацию 17 групп. Как говорит Азизова, весь резерв, который можно было использовать муниципалитету, исчерпан, сегодня свободных помещений нет. В Гороно города стоял вопрос об открытии групп кратковременного пребывания для детей дошкольного возраста от 5 до 7 лет для подготовки к школе. Но свободных помещений для этого не оказалось даже в школах. Они тоже перегружены. Некоторые из них работают в три смены.

Маткапиталом по очереди

В качестве одной из мер по сокращению очередей рассматривалось развитие негосударственного сектора. Сегодня в Дагестане 2163 ребенка посещает 20 частных детских садов. До 2012 года частных садиков было в четыре раза меньше, в 2013 году их стало девять, а в 2014-м — 16. Рост объясняется предоставлением субсидий частным образовательным организациям на обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования. Однако госгарантии предоставляются по конкурсному отбору, а без поддержки содержать частный детский сад — дело не рентабельное. Поэтому частный сектор без господдержки будет развиваться медленно.

«Все детские сады должны отвечать требованиям СанПиНа. Контролирует это Роспотребнадзор. Кроме того, за соблюдением требований противопожарной безопасности следит Роспожнадзор, — рассказывает Асият Азизова. — Если учреждение получило лицензию на образовательную деятельность, то к контролирующим органам добавляется еще и Рособрнадзор. Если у частного детского садика нет условий для предоставления образовательных услуг и нет соответствующей лицензии, то он вправе работать только как детский сад присмотра и ухода». Там, где образование ведется с религиозным уклоном, добавляется еще один контролирующий орган — правоохранительные структуры.

Родительская плата в частных детских садах в среднем составляет от 8 тысяч до 12 тысяч рублей в месяц. Летом этого года в Министерстве труда и социальной защиты России разработали законопроект, который позволяет использовать средства материнского капитала на оплату частного детского сада. По оценке министерства, благодаря этой мере дошкольное образование получат около 200 тыс. детей. А бюджету это будет обходиться примерно в 22 млрд руб. ежегодно. Однако многие родители считают такую меру несправедливой: одни смогут устроить своего ребенка в государственный детсад и потратить маткапитал, к примеру, на улучшение жилищных условий, а другие будут вынуждены направить его на оплату детского сада. При этом и первым, и вторым законом гарантировано получение бесплатного дошкольного образования.

Льготы

Сегодня по разным городам и районам республики плата за государственные садики разная. Средний родительский взнос за присмотр и уход за ребенком в детском саду составляет 462 рубля. Расходы на образовательные мероприятия и содержание детсада как имущественного комплекса в эту сумму не входят. Они производятся из средств государственного или муниципального бюджета. С Нового года родительская плата может вырасти — всё зависит от того, какие предложения внесли муниципальные управления образований в правительство республики.

«Мы подумали и решили указать максимальный размер платы в 1200 рублей, — говорит специалист Управления образования Каспийска. — Недавно было совещание с заведующими садами. Они были возмущены. Говорили, что при ежемесячной плате в 800 рублей (именно столько платят сегодня родители детей, посещающих детсады Каспийска) невозможно полноценно накормить ребенка. На питание одного ребенка в день сегодня расходуется 68 рублей. Для того чтобы закупить основной пакет продуктов на эти деньги, мы исключаем из рациона какие-то фрукты, сладости, соки. И этот пакет продуктов не отвечает нормам СанПиНа. Остальная сумма идет на присмотр и уход. На эти деньги можно приобрести мягкий инвентарь, мебель, игрушки. Какая-то часть от общей суммы идет на выплату компенсаций родителям».

Родителям, которые вносят плату за детский сад, правительство обязано выплачивать компенсацию. Минимальный размер установлен на федеральном уровне. На первого ребенка размер компенсации составляет 20% от родительской платы, на второго — 50%, на третьего и последующего — 70%. Помимо этого в ряде регионов родителям выплачивается компенсация за непосещение ребенком детского сада, то есть если ребенок не имеет возможности получить дошкольное образование из-за очередей. Однако в нашей республике такой льготы не предусмотрено. По всей видимости, правительство Дагестана посчитало, что такой нагрузки дотационный бюджет не выдержит. Минфин республики с большим трудом ежегодно компенсирует плату за сад.

Кроме того, полтора года назад республика вычеркнула «своих льготников» (медработники, учителя), чьи дети имели право на зачисление в детсад без очереди, оставив список, принятый на федеральном уровне. Кого сейчас относят к льготникам — можно смотреть в таблице.

Второй провал

Реализация еще одного указа от 7 мая 2012 г. №597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» и доведение зарплаты учителя до средней зарплаты экономики в регионе также провалены. В I квартале 2015 года средняя зарплата в Дагестане — 17813 руб. Средняя же зарплата педработников дошкольных учреждений — 12993 рубля. Притом, что прожиточный минимум на III квартал 2015 года определен в 8965 рублей, а стоимость потребительской корзины — 8003 рубля.

Воспитательница махачкалинского детсада с высшей категорией и 35-летним стажем рассказала, что получает около 8 тысяч рублей. А со стимулирующими надбавками — чуть более 9 тысяч рублей.

А вот нянечки вообще в «майских указах» не упомянуты. Соответственно, и зарплату им никто не увеличивал. Сегодня они продолжают получать все те же жалкие 5400—5900 рублей.

В канун Нового года предполагается, что педагоги получат высокие «стимулирующие». По словам воспитателей, общая сумма с учетом стимулирующих может составить около 20—25 тысяч рублей. Нянечек стимулирование не коснется, в лучшем случае им выпишут премию в 2 тыс. рублей.

С учетом того, что в этом году средств на повышение зарплаты у республики нет, Минобрнауки РД взялось за оптимизацию численности работников образовательных учреждений.

«Администрации муниципальных образований принимали финансово не обеспеченные решения по приросту численности работников дошкольных учреждений, — говорит заместитель министра образования Дагир Исамудинов. — Эти должности пришлось сократить. Под сокращение попали должности прочего персонала, такие как кочегары, слесари-сантехники, сторожа, электромонтеры, водители, грузчики, подсобные рабочие и другие».

«Помимо этого под сокращение попали и педагоги-психологи, — отмечает в продолжение темы Хадижат Алиева, — за которых управления образований муниципалитетов должны были держаться. Существует нормативно-правовая база, на основе которой можно было сохранить ценные кадры, однако за исключением Кизляра ни один муниципалитет не приложил к этому усилий. Согласно новым стандартам образования психологи-педагоги необходимы детсадам, я бы даже сказала, что нужно вводить дополнительные единицы. Но сокращения происходят не только у нас, но и в других регионах».

В Каспийском управлении образования уверены, что в будущем году удастся реализовать майский указ Путина в части доведения зарплат до средней по экономике.

«Когда по республике проводились мероприятия по оптимизации, мы тоже посчитали количество педагогов, — говорит Азизова. — Вышло, что на количество детей, посещающих сады, педагогов даже не хватает. Поэтому об оптимизации нет и речи. Нашли другой выход. Техперсонал выводится из Госстандарта и идет на субсидирование из муниципалитетов. Это позволит поднять среднюю заработную плату воспитателей до 15—16 тысяч рублей».

Дополнительные Услуги

После сокращения, когда из детских садов ушли не только психологи, но и логопеды, педагоги английского языка, хореографы и другие специалисты, в ряде учреждений родителям стали предлагать платные услуги. Оказание платных услуг в детском садике не запрещено, напротив, в законе прописано, что платно должны оказываться дополнительные услуги, но никак не образовательные. Конечно, никакой регламентированной ценовой политики нет, но существуют определенные процедуры.

«В зависимости от проектной мощности садика в некоторых из них имеется одна ставка, в некоторых — полторы ставки педагога дополнительного образования. На усмотрение руководителя и по запросу родителей такой садик предоставляет образовательные услуги, не платные. Если в штатном расписании есть эти полторы ставки, государство выплачивает педагогу, педагог занимается с детьми. Там, где этой ставки не хватает и у родителей запросы выше, по взаимной договоренности заключается договор об оказании платных услуг. По договору средства пойдут на счет детского сада. Без такого договора сады не должны предоставлять платные услуги».

Сегодняшние реалии таковы, что ряд статей расходов детских садов покрывается за счет родителей. Помимо дополнительного образования родителей просят профинансировать ремонт, охрану, покупку игрушек, канцтоваров, бытовой химии. В данном случае речь идет о добровольно-вынужденной мере. Необходимые средства на содержание садов бюджет муниципалитета не выделяет. Нельзя сказать, что дагестанские сады находятся в плачевном состоянии, но многим из них требуется капитальный ремонт. И тут практически ни один функционирующий садик не может похвастаться, что смог провести капитальный ремонт на бюджетные деньги. Как правило, проводится частичный ремонт: в один год меняют крышу, в другой — проводят ремонт помещений, в третий — очередь доходит до коммуникаций и так далее.

«Канцтовары, игрушки, бытовую химию родители приобретать не обязаны, всем должно обеспечивать государство, — отмечает консультант Минобразования. — Однако на деле, как мы видим, эта часть расходов не финансируется ни муниципалитетами, ни республикой. Минфин РД практически всегда ссылается на нехватку денег и выделяет деньги только на выплату зарплат. В данном случае родители становятся заложниками сложившейся ситуации, и им ничего не остается, кроме как раскошелиться на приобретение игрушек, альбома, красок, мыла, туалетной бумаги и прочего. Ни один родитель не захочет, чтобы его ребенок играл с поломанными игрушками, не имел возможности получать развитие, а тем более необходимый гигиенический уход. Законов и нормативных документов прописана масса, однако условий для их реализации не создано. В условиях отсутствия финансирования сложно выполнять предъявляемые требования и держать планку».

Льготники

В государственные дошкольные образовательные учреждения
в первую очередь принимаются дети:

— которые остались сиротами;

— чьи родители также являются сиротами;

— один из родителей работает прокурором или следователем;

— если родители — потерпевшие при Чернобыльской аварии;

— члены многодетного семейства;

— если родители — военнослужащие;

— родители являются работниками полиции;

— инвалиды;

— если один родитель имеет статус инвалидности;

— матери со статусом одиночки

На фото: По данным Министерства образования РД сегодня в Дагестане в очереди в садик стоят почти 79 тысяч детей

Фото: Рагимат Адамова

Знаете больше? Сообщите редакции!
Телефон +7(8722)67-03-47
Адрес г. Махачкала, ул. Батырмурзаева, 64
Почта [email protected]
Или пишите в WhatsApp +7(964)051-62-51
Мы в соц. сетях:
Смотрите также

Глава Махачкалы отчитался перед депутатами

главное из текста

29.03.2024 13:40

Дети от учёбы должны получать восторг

Неграмотный не может быть свободным

23.03.2024 12:03

Новые порядки реализации льгот в образовании участников сво

постановление Правительства Дагестана

22.02.2024 12:37