Готовь уголь летом

19.05.2018 07:00

Одна из основных причин оттока населения из горных районов на равнину в Дагестане — трудные условия для проживания, отсутствие элементарных бытовых условий, в том числе сложности с обогревом жилых помещений в зимний период. Газ проведен не во все высокогорные районы, а приобрести качественный уголь в горнах по приемлемым цене и качеству становится все сложнее, в том числе и для социальных объектов, для которых твердое топливо закупает государство. О причинах этой проблемы, о тех, кто на этом «греет руки», и о том, что необходимо изменить, чтобы наладить ситуацию с поставками качественного топлива в горные районы, рассказал «Новому делу» главный инженер АО «Дагестантоппром» Абдулхалик Омариев.

Пока не провели газ

Сегодня в республике остаются негазифицированными 15 районов, в нескольких районах газ подведен только в районные центры. В этих 15 районах проживает более 600 тысяч человек — около 20% населения республики. Эта часть населения пользуется твердыми видами топлива. Потребность топлива для отопления этих районов в республике составляет более 250 тысяч тонн, из которых 30 тысяч тонн — для учреждений бюджетной сферы. Последние годы в республике делается все больше упор на газификацию горных районов. Необходимость газификации республики очевидна, поскольку природный газ — это более технологически удобное и экологически чистое топливо. Однако газификация высокогорных районов с свойственными только им природно-климатическими особенностями — сложный технический процесс. По этим причинам стоимость сооружения газопроводов становится очень высокой. Для региона в этих местностях экономически более выгодно потребление на нужды отопления привозного угля или же электроэнергии, чем проведение газовой трубы. Поэтому проблема обеспечения твердым топливом населения горной части Дагестана будет актуальна еще долгие годы.

Уголь перестали завозить в районы

В последние годы государством и гражданским обществом предпринимаются значительные усилия по наращиванию экономического потенциала горных районов республики. В частности, принят ряд нормативно-правовых актов, которые устанавливают размеры, условия и порядок возмещения расходов по предоставлению мер социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг отдельным категориям граждан, работающих, проживающих в сельской местности.

Обеспечением населения Дагестана твердыми видами топлива вот уже 80 лет занимается «Дагтоп», преобразованный сегодня в АО «Дагестантоппром». Но, начиная с 2012 года, акционерное общество, 100% которого принадлежит государству, образно выражаясь, пребывает в летаргическом сне. И причина не в том, что уголь перестал быть нужен населению или же наши конкуренты подсуетились. Нет. Подсуетились некоторые чиновники, надуманные решения которых практически «убили» акционерное общество. Если коротко, случилось следующее: в 2012 году наши чиновники решили, что деятельность АО «Дагестантоппром» противоречит закону о конкуренции, и озаботились созданием конкурентной среды в области поставок твердого топлива в республику. Мы начали готовиться к предстоящим конкурсам и тендерам, прекрасно понимая при этом, что конкурировать с нами будет достаточно сложно: у нас имеются не только централизованные склады у железнодорожных путей, но и свои производственные площадки, оснащенные необходимой техникой практически в каждом районе, а также опытные кадры.

Но оказалось, что разговоры о необходимости развития конкуренции — всего лишь повод для того, чтобы вывести «Дагестантоппром» из игры и поделить рынок между фирмами, подконтрольными тому или иному чиновнику. А поделили рынок, конечно же, без тендеров — для этих целей использовали ресурс Республиканской службы тарифов (РСТ), которая сочла уместным рассчитывать тарифы отдельно для каждого поставщика. Тарифы для «Дагестантоппром» навязывались самые непривлекательные или же вообще не указывались. Тем самым «Дагестантоппром» вывели из игры. Мы обращались в суды разной инстанции, но безуспешно. Оказалось, что такое положение устраивает всех.

Эта была очередная глупость правительственных структур республики, но, вероятнее всего, глупость, кому-то из чиновников нужная. Никто не отрицает, что конкуренция нужна, но у рынка твердого топлива в нашей республике имеются особенности — это рынок социально ориентированный, от его функционирования напрямую зависит самочувствие сотен тысяч жителей гор.

После того как вывели с рынка «Дагестантоппром», топливо для населения, проживающего в горах, почти перестали завозить. Фирмы начали работать в основном с бюджетными организациями или же с теми, кто получает компенсации на покупку твердого топлива (учителя, врачи и т.д.).

Чего не знал Максим Шевченко

При сложившейся ситуации горцы просто стали выживать... Помните скандальный доклад члена Совета по правам человека при президенте России Максима Шевченко президенту Владимиру Путину, после которого его обвинили в клевете на руководство нашей республики? Вот цитата: «Во многих селах, несмотря на то, что Вам докладывали, что они газифицированы, газа нет, а электричество, несмотря на каскады электростанций, не всегда поступает, прежде всего, в села Дагестана. Во многих селах люди живут, топя свои дома дровами и кизяком, так что к пяти часам утра дети собираются под одно одеяло. Я рассказываю про Российскую Федерацию XXI века, про регионы Российской Федерации. При всем этом мы наблюдаем дворцы представителей чиновничьей элиты, которым позавидовали бы дубайские и эмиратские шейхи».

К слову, кизяк — это еще нормальный вариант: во многих аулах практически перестали держать скот и кизяк в этой связи стал анахронизмом. В итоге население приноровилось вырубать окрестные рощи, лесонасаждения, и скоро древесная растительность, по всей видимости, в этих местах исчезнет. Многие жители, не имея доступа к дровам, вынуждены запускать «троллейбусы» — накидывать провода на линии электропередач. А потом мы продолжаем удивляться громадным потерям в сетях и частым отключениям. Нерешенность этих и других проблем вынуждает горцев покидать села, что приводит к дополнительной нагрузке на и так неблагоустроенные города.

Прошлый, 2017, год был объявлен «Годом гор», проводились разные мероприятия, в том числе форумы и фестивали. Практически все наши высшие чиновники в качестве главной задачи на словах обозначили сохранение гор как традиционной среды обитания горцев, что привело бы и к развитию сельского хозяйства. А раз так, то они должны были быть кровно заинтересованы в том, чтобы обеспечить нормальные условия проживания для горцев. Проблемы с дорогами, постоянные отключения света, отсутствие иной инфраструктуры делает зиму в горных районах серьезной трудностью, особенно в негазифицированных районах республики. Ведь не секрет, что зимы в этих местах длятся столько же, сколько в Сибири, но в отличие от них в Дагестане сибирских льгот нет. Даже те льготы, которые по закону положены жителям, — они их не получают за редким исключением.

Согласно постановлению правительства РД, в Дагестане субсидии на оплату жилищно-коммунальных услуг получают те граждане, у которых расходы на ЖКУ превышают 22% дохода семьи (максимум, который разрешен федеральным законодательством). К примеру, в Москве — 10%; в КБР — 15%; Крым — 15 %; Ставрополье — 18%.

К сожалению, наши обращения к председателю Народного Собрания республики, председателю правительства, в Министерство финансов о снижении указанного барьера в 22% не дали результатов — везде сочли уместным сохранить за жителями гор цифру 22%. Дагестанцы не заслужили... Хотя, с другой стороны, какая разница, ведь в горных районах мало у кого хватает средств даже на оформление правоустанавливающих документов на жилье, и, естественно, вряд ли жители гор смогут претендовать на те субсидии, которые положены им по закону — субсидии на оплату ЖКУ предоставляются только тем, у кого оформлены правоустанавливающие документы («зеленка») на жилье.

Мониторинг ОНФ, проведенный в прошлом году, показал, что о праве претендовать на получение помощи от государства, если расходы за ЖКУ составляют более 22% дохода, не знает большинство граждан.

Чтобы получить субсидию на оплату ЖКУ, гражданину нужно собрать необходимые документы — паспорт, документы об имущественных правах на жилье, «платежки» и т.д. — и обратиться в муниципальный отдел соцзащиты, МФЦ или же воспользоваться порталом государственных услуг. Население же в горах — большей своей частью преклонного возраста, безработные, вдобавок они ментально мало приспособлены к получению этих самых субсидий, размеры которых при правильном их исчислении могут составить в среднем не менее 30 тысяч рублей на семью, а общие потребные средства на эти цели, по моим подсчетам, должны быть заложены в республиканском бюджете в размере более двух миллиардов рублей.

Коррупционные схемы

Субсидии, обращения к разного рода чиновникам с протянутой рукой — все это не по-людски, унизительно для горца. Во многом именно в этом ментальной составляющей также видится одна из причин, почему мы, нуждаясь в той самой помощи от родного государства, тем не менее отворачиваемся, остерегаясь быть униженными. Может, есть смысл изменить порядок предоставления этой мизерной помощи тем, чья жизнь нелегка, а условия проживания сродни с простым выживанием?

Поставками твердого топлива всевозможным социальным учреждениям (школам, больницам, детсадам и т.д.) и сегодня занимаются разные ООО и ИП, подконтрольные, аффилированные или как-то по-иному связанные с главами муниципалитетов в горах и их ставленниками в лице директоров этих самых учреждений. Если в других отраслях экономики «узаконенные откаты» осуществляются как часть полученной фирмами прибыли, то «откаты» всевозможных поставщиков твердого топлива в горные районы осуществляются за счет здоровья детей в школах и детсадах — эти же самые поставщики топлива (угольное лобби) дают «откаты» главам муниципалитетов — топливо отгружают на те же 20% меньше весом, а в ценовом варианте — и на все 50%, так как топливо отгружается низкого потребительского качества, дешевое, а оформляется как дорогое, высококачественное.

А парадоксальность ситуации в том, что именно заказчик услуг больше всего заинтересован в некачественном их оказании. Повсеместно, почти во всех районах происходят вышеуказанные действия. Создаются картели, состоящие из небольших групп лиц, куда непременно входят: поставщик топлива в лице ИП или ООО, главы муниципальных образований, директора школ. Если завхоз или директор какой-нибудь школы начнет требовать все, как положено, то, скорее всего, у него возникнут сложные отношения с руководством. Все районы, куда поставляется твердое топливо, поделены между участниками картелей; обговариваются также и ценовые паритеты, это видно из протоколов рассмотрения «заявок на участие в электронных аукционах» за прошлый год — как и ожидалось, торги осуществлены в основном при одной заявке и по максимальной цене.

Вместо заключения

Есть надежда, что еще не поздно исправить сложившуюся ситуацию, а для этого дагестанское правительство должно предпринять ряд превентивных шагов. Как минимум вести весовой контроль и контроль соответствия заявленному качеству. Созданная межведомственная комиссия выявляла бы эти нарушения. А ответственность за нарушение должна ложиться не на завхоза, а на директора с главой муниципального образования. На мой взгляд, который, возможно, кто-то и посчитает субъективным, нельзя допустить также реализации активов АО «Дагестантоппром» на грядущих торгах — продажа в частные руки специализированной структуры, созданной государством более 80-ти лет тому назад, при сегодняшних тенденциях развития может существенно усугубить ситуацию с обеспечением твердым топливом горных районов Дагестана.

Записал Мурад Мурадов

Знаете больше? Сообщите редакции!
Телефон +7(8722)67-03-47
Адрес г. Махачкала, ул. Батырмурзаева, 64
Почта [email protected]
Или пишите в WhatsApp +7(964)051-62-51
Мы в соц. сетях: