Как не утратить родину
11.03.2017 18:16Наверное, самым честным будет признаться в том, что не знаю хорошо своего родного языка. Могу, конечно, оправдаться тем, что родители в детстве не учили, в школе родной язык плохо преподавали... Оправданий своему незнанию может быть масса. А есть те, кого не устраивает плохое знание родного языка, и они меняют ситуацию. Во всяком случае, пытаются.
Речь идет о курсах лакского языка для детей, которые организовал фонд «Гази-Кумух».
«Мотив создания этих курсов, скорее всего, продиктован той ситуацией, которая сложилась у лакцев, — рассказал исполнительный директор фонда Абдулла Алиев. — Из всех дагестанских народов у лакцев самый большой процент ассимиляции. Это связано в первую очередь с высоким уровнем урбанизации людей из лакских районов. Лакцы — самый урбанизированный народ Дагестана. В многонациональных городах свою культуру сохранить гораздо сложнее».
Чтобы заинтересовать махачкалинских школьников изучением родного языка, создателям курсов пришлось постараться. Упор сделан не на стандартную школьную систему обучения, а на новые технологии преподавания. Работа по усовершенствованию курсов еще продолжается: скоро заработает интерактивная азбука, которая обеспечивает восприятие материала на более высоком уровне.
На разработку азбуки ушло 300 тысяч рублей. Два героя азбуки, дети Али и Айша, в игровой форме обучают ребят родному языку. Готовится ряд других образовательных программ. Так, специалисты сейчас работают над созданием первого в своем роде приложения по изучению лакского языка для IOS и Android. Люди узнают о проекте в основном из официальных аккаунтов фонда в соцсетях. Так и пополняются ряды желающих выучить родной язык.
«К сожалению, мы понимаем, что обучающий курс по родным языкам в общеобразовательных школах выстроен так, что КПД от этого обучения очень низок, — говорит представитель фонда «Гази-Кумух» Ильяс Капиев. — Это не связано с компетенцией преподавателей в школах, она очень высокая, мотивация школ тоже не вызывает сомнений. Но, к сожалению, сейчас на республиканском уровне этой проблемой не так сильно заняты, как хотелось бы многим. До сих пор не принят закон о родных языках. Не обозначены границы, в рамках которых родные языки должны получать поддержку. Курсы призваны помочь школам. Мы стараемся внедрять новые технологии, для того чтобы увеличить КПД».
Преподаватель курсов Патимат Алиева работает в махачкалинской школе №16. «Сюда дети идут как на дополнительные занятия, чтобы восполнить пробелы в знании языка. В одной группе занимаются дети от 6 до 15 лет. Ни журналов, ни оценок пока, как в школе, нет, но мы планируем внедрить эту систему поощрения. С другой стороны, занятия проходят в развлекательной, игровой форме, что позволяет привлекать к занятиям добровольно самых маленьких и с раннего возраста привить любовь к родному языку».
Корреспондент «Нового дела» посетил одно занятие и убедился, что урок родного языка может быть интересным и даже захватывающим. Это выдавало поведение детей, их азарт, с которым каждый из них стремился отличиться. «Кто скажет, как перевести “закрыть дверь”?». Дети хором выдают правильный ответ: «Лакьин нуз». — «Правильно, молодцы!»... Тут же, в кабинете сидят родители и наблюдают за процессом обучения.
Довольно часто педагогам национальных языков приходилось слышать от родителей вопрос, зачем сейчас изучать национальные языки. К счастью, таких остается все меньше, признаются они. Все-таки родной язык — самая прочная связь с родиной.
Знаете больше? Сообщите редакции!
Телефон
+7(8722)67-03-47
Адрес
г. Махачкала, ул. Батырмурзаева, 64
Почта
[email protected]
Или пишите в WhatsApp
+7(964)051-62-51
Смотрите также

Вкладчики СКФО не восстановились после январских праздников
остатки средств на счетах
02.04.2025 10:25
Дагестанцы едят чужую пищу
об этнической кухне в интервью с доктором исторических наук
02.03.2025 00:52
В Дагестане работникам культуры, переехавшим в село, выплатят миллион
В Дагестане работникам культуры, переехавшим в село, выплатят миллион Сотрудникам ...
26.02.2025 17:18