Материал, подготовленный юристом Расулом Кадиевым для проекта «Институт Город»

16.02.2019 09:00

В троллейбусах, которыми владеет Махачкалинское МУП, висит объявление о повышении стоимости проезда с 21 января со ссылкой на постановление главы администрации города.

Однако в официальных базах данных, на сайте администрации Махачкалы и в «Махачкалинских известиях» нет опубликованного постановления главы администрации «за № 1099 от 21.01.2019 г.». Из раздела »Документы» на сайте администрации видно, что 21 января было издано другое постановление, а порядок нумерации показывает, что № 1099 никак не мог быть в начале года.

В автобусах «Метан», которые принадлежат республике, на маршруте № 100 висит приказ директора ГУП МПАТП‑2 Сулейманова Ю. Х. от 17 января 2019 г. На бланке написано: предприятие подчинено Министерству транспорта и дорожного хозяйства РД. На сайте Министерства транспорта Дагестана в разделе документов также нет никаких указаний насчет повышения стоимости проезда.

Транспортная компания ООО «СТС» вывешивает в своих маршрутках приказ директора от 22 января о повышении оплаты с 26 января.

Побочные эффекты

То, что именно подчиненные властям Дагестана ГУП и муниципальное троллейбусное управление стали инициатором повышения цен на проезд в «Метанах» и троллейбусах, удивления не вызывает, так как государственные системы всегда стремятся получать больше и работать меньше. Кроме того, у них, в отличие от коммерческих маршрутных организаций, нет широких возможностей прятаться в тени или нанимать сторонние автобусы.

И, естественно, понятно, что подорожание стоимости проезда на автобусе и троллейбусе было бы самоубийством, если бы они заранее не условились надавить на монополистов-маршрутчиков, так как понятно, что потребитель готов заплатить лишних 2 рубля за проезд на маршрутке, которую можно подождать 5 минут, чем 15 рублей за проезд на троллейбусе или автобусе, которые идут с интервалом 15–20 минут.

Кстати, здесь становится понятным, почему государственное автобусное предприятие и муниципальный троллейбусный парк не размещают в Махачкале на остановках расписание, даже в виде QR: надежда потребителя на скорое прибытие бюджетного транспорта заставляет его отказываться от маршруток и пополняет количество пассажиров автобусов и троллейбусов.

Это нормальное поведение олигополий (монополии с множеством участников): они получают свою маржу, искусственно поднимая цены и сокращая предложение. На рынке пассажирских перевозок это приводит к длинным очередям на маршрутки и автобусы и к забитым до отказа салонам. Но проблемы индейцев шерифа не волнуют.

Приближение цены проезда по городу к расходам на поездке в собственном автомобиле может привести к заполнению столицы Махачкалы личным автомобильным транспортом. Например, жителю Каспийска станет выгоднее приезжать на своем авто, чем тратить каждый день по 70 рублей на проезд в маршрутке.

Такую же стратегию могут выбрать родители школьников, которые из-за увеличения стоимости проезда начнут возить детей на личном автотранспорте. Это уже не только пробки, но и уменьшение занятых трудовых ресурсов.

Поэтому избавление от маршруток путем снижения круга потребителей через повышение цены не только не улучшит ситуацию на дорогах, а наоборот — ухудшит.

Есть один положительный эффект. Когда количество маршруток снизится, то время их ожидания увеличится. С учетом времени ожидания автобуса или троллейбуса пассажир может решить, что за те же 20 минут он пройдет 1,15 км. Особенно это касается центра города, где есть хоть какая-то возможность пройти пешком, причем сокращая путь через дворы и парки.

Но что делать малоимущим семьям, чьи дети вынуждены ходить в школу на расстоянии больше 2 км?

Если раньше они могли позволить себе автобус или троллейбус и научились угадывать время их приезда, то повышение платы за проезд на 50% заставит их отказаться как минимум от одной поездки в день на одного школьника.

Если кто-то из перевозчиков, политиков, депутатов решит заняться проблемой стоимости перевозки пассажиров в Махачкале, предлагаю пройтись 1,5–2 км пешком со школьными рюкзаками, набитыми учебниками, весом 5–8 кг (если не брать спортивную форму).

Интересно также послушать мнение авторов идеи повышения стоимости проезда на автобусах и троллейбусах относительно проклятий, которые им посылают пенсионеры.

По мнению лидера профсоюза водителей Исалмагомеда Набиева, АО «Третий парк», захватив ленинкентское направление, не просто оставило без работы десятки маршрутчиков, но и, существенно сократив количество машин, создало огромные очереди ленинкентцев. При этом цена проезда, по которой до этого ездили водители ООО «СТС», была поднята с 22 рублей до 30 рублей.

В подтверждение этих слов можно сослаться на реестр маршрутов, утвержденный 26 апреля 2017 г., который почему-то висит до сих пор на сайте администрации Махачкалы. И если сопоставить его с новым реестром, то видно, что вместо 107 13-местных ГАЗелей поставили 50 21-местных ПАЗиков, что привело к снижению плотности машин на километр и увеличению интервала движения, соответственно упало количество посадочных мест на километр. Или, говоря по-русски, — проезд стал дороже, а пассажирских мест меньше.

Поднятие цены на указанные в таблице цифры приведет к  росту сборов на 1 млрд руб. Составлено по данным программы комплексного развития транспортной инфраструктуры города Махачкалы на период 2018-2035 годов.

Знаете больше? Сообщите редакции!
Телефон +7(8722)67-03-47
Адрес г. Махачкала, ул. Батырмурзаева, 64
Почта [email protected]
Или пишите в WhatsApp +7(964)051-62-51
Мы в соц. сетях: